28
Кафедра общей и прикладной геофизики
Курсовая работа
по геофизическим исследованиям скважин
тема:
“Исследование влияния эргономических факторов геофизической аппаратуры на показатели качества ГИС”
Выполнила: Кузнецова А.О. гр. 4151
Проверил: проф. Неретин В.Д.
Дубна, 2005
Содержание
Введение
Основная часть
Что такое эргономика
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН.
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМПЫОТЕРИЗИРОВАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН ПРИБОРАМИ НА КАБЕЛЕ
2. ЦИФРОВЫЕ И ПРОГРАММНО-УПРАВЛЯЕМЫЕ ПРОМЫСЛОВО-ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И СТАНЦИИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИСТРИРУЮЩИХ СИСТЕМ ГИС
Эргономика рабочего места при работе с компьютером
Заключение
Список литературы
Геофизические исследования скважин (ГИС) являются областью прикладной геофизики, в которой современные физические методы исследования вещества используются для геологического изучения разрезов пройденных скважинами, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, получение информации о ходе разработке месторождений и о техническом состоянии скважин.
В последние годы значительно увеличились глубины скважин и соответственно усложнились условия их проходки. Это потребовало создание новых высокопроизводительных приборов и аппаратуры на основе достижений электронной техники и широкого внедрения обработки данных на ЭВМ. Но создание новых комплексов по сбору и обработке данных не устранило проблему получения качественных результатов при проведении исследований в скважинах.
В данном курсовом проекте были рассмотрены некоторые эргономические факторы геофизической аппаратуры, которые непосредственно влияют на качество и эффективность проведения ГИС.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость - свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость - свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость - характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость - эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
по управляемости:
среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса;
вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством;
производительность или норма времени на единицу труда;
по обслуживаемости:
среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению;
среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
по освояемости:
среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора;
уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею.
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.
Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развертывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:
1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем;
2) охраны здоровья людей;
3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам человека - оператора.
Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека - оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.
Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.
Страницы: 1, 2, 3