Очередность бурения скважин с кустовой площадки определяется в зависимости от величины угла, измеряемого от направления движения буровой установки до проектного направления на забой скважины по ходу часовой стрелки.
Расстояние между устьями двух соседних скважин выбирается, прежде всего, исходя из необходимости установки агрегатов для ремонта скважин, а также размещение станков качалок.
По материалу породоразрушающих элементов ПРИ делится на четыре группы:
Со стальным вооружением;
С твердосплавным вооружением;
С алмазным вооружением;
С алмазно-твердосплавным вооружением.
Рис. Трехшарошечное долото
Наибольшее распространение в практике бурения нефтяных и газовых скважин получили шарошечные долота дробяще-скалывающего действия с твердосплавным или стальным вооружением. Конструкция трехшарошечного долота приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 -- Конструкция трехшарошечного долота
Три лапы 3 сваривают между собой. На верхнем конце конструкции нарезана замковая присоединительная резьба. Каждая лапа в нижней части завершается цапфой 5, на которой проточены беговые дорожки под шарики и ролики. На цапфе через систему подшипников 6 устанавливается шарошка 4 с беговыми дорожками. Тело шарошки оснащено фрезерованными стальными зубьями 7, размещенными по венцам. На торце со стороны присоединительной резьбы выбиваются шифр долота, его порядковый номер, год изготовления.
Шарошечные долота изготавливают как с центральной, так и с боковой системой промывки (рисунок 5). На лапах долота с боковой гидромониторной системой промывки выполнены специальные утолщения -- приливы 2 с промывочными каналами и гнездами для установки гидромониторных насадок (сечение А - А).
Рисунок 5 -- Схема шарошечных долот с центральной (а) и боковой (гидромониторной) (б) промывкой
При центральной промывке забоя лучше очищаются от шлама центр забоя и вершины шарошек, шлам беспрепятственно выносится в наддолотную зону. Однако при высокой скорости углубления забоя трудно подвести к долоту необходимую гидравлическую мощность, требуемую для качественной очистки забоя (перепад давления на долотах с центральной промывкой не превышает 0.5 - 1.5 МПа).
Боковая гидромониторная промывка обеспечивает лучшую очистку наиболее зашламованной периферийной части забоя, позволяет подвести к долоту большую гидравлическую мощность (перепад давления на долотах с гидромониторной промывкой достигает 5 - 15).
Для бурения скважин в абразивных породах различной твердости с целью повышения долговечности вооружения шарошки оснащают вставными твердосплавными зубками (штырями). Такие долота часто называют штыревыми (рисунок 6). Вставные зубки закрепляются в теле шарошки методом прессования. Для бурения в малоабразивных породах, в теле стальной шарошки фрезеруются призматические зубья, поверхность которых упрочняется термохимической обработкой.
Рисунок 6 -- Шарошечные долота
По ГОСТу 20692 «Долота шарошечные» предусматривается выпуск долот диаметром 76 - 508 мм трех разновидностей: одно- двух- и трехшарошечных.
В процессе бурения скважины в зависимости от твердости горных пород использовались долота:
1.0-30м - 393,7-ГВ R175, допускается замена на долото (295,3МСЗ-ГНУ-R37)
2.30-320м - 295,3ТЗ-ЦГН R15H
3.320-340м - 215,9 СЗ-ГАУ-R296А
4.340-400 - 215,9 СЗ-ГАУ-R296А
5.400-930 - 215,9 СЗ-ГАУ-R296А
6.930-1040 - 215,9 СЗ-ГАУ-R296А
7.1040-1963 - 215,9 СЗ-ГАУ-R296А
Основные параметры УБТ, наиболее распространенные в Западной Сибири:
номинальные наружные диаметры труб 146, 178, 203 мм;
номинальный диаметр промывочного канала 74, 90, 100 мм;
длина труб, соответственно 8.0, 12.0, 12.0 м.
Сбалансированные УБТ (Рисунок 15) используют преимущественно при роторном способе бурения.
Рисунок 15 -- Сбалансированные УБТ
При бурении нефтяных и газовых скважин применяют гидравлические и электрические забойные двигатели, преобразующие соответственно гидравлическую энергию бурового раствора и электрическую энергию в механическую на выходном валу двигателя. Гидравлические забойные двигатели выпускают гидродинамического и гидростатического типов. Первые из них называют турбобурами, а вторые -- винтовыми забойными двигателями. Электрические забойные двигатели получили наименование электробуров.
Рабочим органом винтового забойного двигателя является винтовая пара: статор и ротор (рисунок 17).
Рисунок 17 -- Поперечное сечение рабочих органов винтового двигателя
1 -- статор; 2 -- ротор
Статор представляет собой металлическую трубу, к внутренней поверхности которой привулканизирована резиновая обкладка, имеющая 10 винтовых зубьев левого направления, обращённых к ротору.
Ротор выполнен из высоколегированной стали с девятью винтовыми зубьями левого направления и расположен относительно оси статора эксцентрично.
Кинематическое отношение винтовой пары 9:10 и соответствующее профилирование её зубьев обеспечивает при движении бурового раствора планетарное обкатывание ротора по зубьям статора и сохранение при этом непрерывного контакта ротора и статора по всей длине. В связи с этим образуются полости высокого и низкого давления, и осуществляется рабочий процесс двигателя.
Вращающий момент от ротора передаётся с помощью двухшарнирного соединения на вал шпинделя, укомплектованного многорядной осевой шаровой опорой и радиальными резинометаллическими опорами. К валу шпинделя присоединяется долото. Уплотнение вала достигается с помощью торцевых сальников.
Когда двигатель работает с максимальным вращающим моментом, режим называют оптимальным, а с максимальной мощностью -- экстремальным. Увеличение нагрузки на долото после достижения экстремального режима работы двигателя приводит к торможению вала двигателя и к резкому ухудшению его характеристики.
Неэффективны и нагрузки на долото, при которых момент, развиваемый двигателем, меньше момента, обеспечивающего оптимальный режим его работы.
Страницы: 1, 2