1-е приближение: , ,
2-е приближение:
, т.к
3-е приближение:
Принимаем , , .
Очертание водослива практического профиля строится по известным координатам Кригера - Офицерова. Внизу водосливная поверхность плотины плавно сопрягается с горизонтальной поверхностью крепления нижнего бьефа цилиндрической поверхностью радиусом .
Координаты для построения оголовка безвакуумного водослива с оголовком профиля А для напора и с учетом горизонтальной вставки :
H=1м
H=6.1
Х,м
У,м
0
0,126
0,00
0.769
0,2
0,007
1.22
0.043
0,3
1.83
0,4
0,006
3,94
0.037
0,6
0,06
5,16
0.366
0,8
0,146
6,38
0.891
1
0,256
7,6
1.562
1,2
0,394
8,82
2.403
1,4
0,564
10,04
3.44
1,6
0,764
11,26
4,66
1,8
0,987
12,48
6,02
2
1,235
13,7
7,53
2,2
1,508
14,92
9,2
2,4
1,894
16,14
11,55
Для , принимаем .
2.4 Расчет сопряжения бьефов при маневрировании затворами
После возведения гидроузла нарушаются естественные условия прохождения паводков: они пропускаются через водопропускные сооружения, суммарная ширина которых обычно меньше ширины потока в русле реки, со скоростями значительно большими, чем скорость течения воды в естественных условиях.
Гашение энергии в основном происходит за счет турбулизации потока при образовании вихрей, соударении струй, при динамическом воздействии на препятствия и перемещения частиц грунта русла реки при процессах эрозии (размыва). Значительные потери энергии сбросного потока происходят в водоворотных зонах и, в частности, в гидравлическом прыжке, который является эффективным гасителем кинетической энергии, при этом часть энергии расходуется на колебания крепления, основания и на образование волн.
Условия работы крепления нижнего бьефа, предназначенного для защиты русла реки от размыва сбросным потоком на участке гашения его избыточной кинетической энергии, зависят в значительной мере от режима (вида) сопряжения потока с водной массой в нижнем бьефе.
Наиболее эффективное гашение энергии происходит при донном режиме сопряжения бьефов на участке донного гидравлического прыжка.
В ходе расчета выявляется, в каком случае возникает наиболее опасный случай сопряжения бьефов при маневрировании затворами.
Рассмотрим случаи:
1. центральный затвор открыт на ;
2. все затворы открыты на ;
3. центральный затвор открыт на ;
4. все затворы открыты на ;
5. центральный затвор открыт полностью;
6. все затворы открыты полностью ;
7. поверочный
Для каждого из расчетных случаев следует определить, затоплен или отогнан прыжок. При этом необходимо учитывать влияние на положение прыжка пространственного растекания.
Условие затопления гидравличес-кого прыжка:
где - раздельная глубина прыжка; - бытовая глубина в нижнем бьефе.
2.4.1 определение расхода через один водосливной пролет при различных открываниях затвора:
Для определения расхода через водосливное отверстие используем формулу “истечения из-под щита”:
где - расход через один водосливной пролет при открытии затвора на высоту ;
- ширина водосливного пролета;
- коэффициент скорости.
Коэффициент вертикального сжатия струи определяем по формуле А.Д. Альтшуля:
где - относительное открытие затвора.
а) центральный затвор открыт на :
б) центральный затвор открыт на :
в) центральный затвор открыт полностью на :
Принимаем Q=416,7 м3/с
г) Поверочный. :
Принимаем Q=1000 м3/с
2.4.2 определение сжатой глубины:
Сжатая глубина за водосливом определяем по формуле:
- коэффициент скорости;
Т - полный запас энергии в ВБ над искомым сечением.
Расчет сжатой глубины проводим с помощью последовательных приближений. В первом приближении принимаем . Приближения необходимо проводить, пока значения двух приближений не сойдутся с точностью 1 см.
а) центральный затвор открыт на , :
1-е приближение:
б) центральный затвор открыт на , :
в) центральный затвор открыт на , :
г) Поверочный. Затвор открыт на , :
4-е приближение:
2.4.3 определение раздельных глубин :
Пусть прыжок находится в критическом состоянии, т.е .
Раздельную глубину прыжка в плоских условиях определяют как сопряженную со сжатой:
а) центральный затвор открыт на , , :
б) центральный затвор открыт на , , :
в) центральный затвор открыт на , , :
2.4.4 изменение бытовых глубин при режиме маневрирования :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Результаты вычислений сводим в таблицу:
№
а
Q'a
q
hкр
hсж
h"
Kпр
h"пр
hб
h"пр-hб
ВЫВОД
1,525
130,6
9,33
2,14
0,538
5,77
0,74
4,27
6,4
-2,13
затоплен
6,9
-1,13
3
3,05
214,9
17,28
3,22
1,01
7,64
5,65
7,1
-1,45
4
7,3
0,34
надвинут
5
6,1
416,7
29,76
4,63
1,787
9,68
7,16
7,4
-0,24
6
8
1,68
7
11,2
1000
71,4
8,29
4,804
13,19
8,5
4,69
Страницы: 1, 2, 3