Рефераты. Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц - (курсовая)

Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
    ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
    УНИВЕРСИТЕТ им. СКОВОРОДЫ
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    тема: ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ, ПО
    КРУГУ ЛИЦ.
    Студентки 1 курса
    дневного отделения
    N. G. N.
    Научный руководитель:
    Подкорытова ...
    ________________________
    СЕВАСТОПОЛЬ
    1997 год

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая форма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, ибо явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

В пространстве и во времени действуют также нормы морали, обычаи (имеющие и не имеющие юридический характер) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически не существовала, а теоретически не может быть решена. Проблема же выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение. Для закона мы можем, хотя это не всегда просто, определить его начальную и конечную границу во времени.

    - A - - -

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, то есть, вступают в законную силу, с определенного момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом:

по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона;

немедленно после официального принятия и опубликования текста закона;

по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Таким нормативным актом может быть постановление Верховной Рады Украины. На пример, её постановление “ О порядке введения в действие Закона Украины “ Об отпусках”. " Дословно:

Ввести в действие Закон Украины “Об отпусках” с 1 января 1997 года, статьи 7, 8, и часть первую статьи 10 - с 1 января 1998 года.

Сохранить отпуска ранее установленной продолжительности за работниками:

занятыми на работах с вредными и тяжелыми условиями труда - до введения в действие Закона Украины “Об отпусках” в полном объёме (до 1 января 1998 года); пользовавшимся отпуском большей продолжительности, нежели предусмотрено данным Законом, на всё время, их работы на данном предприятии, в учреждении, организации на должностях, профессиях, работах, которые давали им право на этот отпуск.

До приведения законодательства Украины в соответствие с Законом Украины “Об отпусках” применяются законы, и иные нормативно-правовые акты в части, не противоречащей данному Закону.

    Кабинету Министров Украины:

до 15 марта 1997года принять решение об обеспечении реализации данного Закона и представить в Верховную Раду Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с данным законом;

до 15 июля 1997 года утвердить списки производств, цехов, профессий и особым характером труда, занятость в которых даёт право на ежегодный дополнительный отпуск.

    Подписано председателем Верховной Рады Украины, А. Морозом.

На Украине основным нормативным актом, устанавливающим срок введения законов в силу (и прекращения их действия) является Конституция

Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. ( Например, в 1993-96 г. г. был представлен на рассмотрение граждан Украины проект конституции, но все время до ее принятия действовал Конституционный договор и конституция, вступившая в силу в 1978 г. , включающая в себя все изменения и дополнения, принятые во временном отрезке с 1978 по 1993г. ). Поведение в соответствии с нормой, не вошедшей еще в законную силу (хотя государство, создавая новую норму, тем самым явно признало неудовлетворительность старой), будет нарушением действующей нормы. В связи с этим, определение момента вступления закона в силу - важный элемент в законодательстве и в применении законов.

Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Это обусловлено необходимостью предоставления субъектам возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.

Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. К первой группе относятся акты, в отношении которых специально указан срок, их действия либо он подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Вторую группу составляют акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Разновидностью утраты актом (законом) силы, является приостановление его действия. Утрата законом силы означает, что с этого момента он не может применяться. Утрата законом силы может произойти, прежде всего, в результате его официальной отмены специальным распоряжением государственного органа.

В настоящее время, на территории Украины действует определенный порядок принятия и отмены действия законов.

Прежде всего, проявляется законодательная инициатива. Она принадлежит строго определенному в Конституции кругу органов и должностных лиц, выражается в правомочии их вносить в Верховную Раду Украины предложения о принятии закона, которое влечет за собой обязанность обсуждения вопроса о включении его в повестку дня очередной сессии.

Рассмотренные и одобренные Верховной Радой законопроекты подписывает Председатель Верховной Рады Украины (в пятидневный срок) и безотлагательно направляет их Президенту Украины (вместе с законами или постановлениями Верховной Рады о порядке введения законов в силу).

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и направляет его в течение 24 часов в Президиум Верховной Рады для регистрации и опубликования.

Президент имеет право наложить вето на рассматриваемый закон или его часть. Также он может вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней.

В случае повторного принятия закона Верховной Радой Украины без учета предложений Президента, он имеет право на передачу закона в конституционный суд.

Подписанные Президентом Украины законы и другие нормативные акты, принятые Верховной Радой Украины, публикуются на государственном и русском языках Президиумом Верховной Рады Украины в “Ведомостях Верховной Рады Украины” в течение тридцати дней, а также в газете “Голос Украины ” в течение пяти дней с его официального принятия.

Законы и другие нормативные акты Верховной Рады могут быть опубликованы и в других изданиях, обнародованы по телевидению, по радио, переданы телеграфом, отосланы соответственным государственным органам, органам местного и регионального самоуправления, объединениям граждан.

Президиум Верховной Рады обеспечивает публикацию законов на языках национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.

При обнаружении в копиях или публикациях закона ошибки, она исправляется в течение трех дней со дня выявления.

Действие во времени вошедшего в силу закона можно рассмотреть на примере уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед собой только один закон, регулирующий то или иное отношение. Двух законов, регулирующих одно и то же отношение, квалифицирующих и устанавливающих наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время (из вышеописанного) быть не может.

К каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени, соответствующем сроку действия данного закона, суд применяет этот закон. Это обычное действие уголовного закона или его немедленное действие.

    - B - - -

Однако в Основах уголовного законодательства есть статьи, по которым к преступлению, совершенному до введения в действия закона, которым руководствуется на данный момент суд, последний должен применить закон, действовавший в момент совершения преступления, то есть старый закон.

Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный, недействующий закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется жизнь старого закона. По этому такое действие закона называют переживанием старого закона или его ультраактивностью.

Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию, совершенному в период действия старого закона, применяется новый закон, такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его ретроактивностью.

    ...

В основах уголовного законодательства запрещают применение закона с обратной силой, если он усиливает наказание, но запрещение это относится к судье и не может ограничить законодателя.

Существуют четыре способа придания любому закону обратной силы:

    Указание законодателя.

“ Молчаливое” придание закону обратной силы. Иногда мы не находим ни каких прямых указаний о действии его во времени, но по своему существу, по своему содержанию закон имеет обратную силу. Путем толкования закона делается вывод о желании законодателя придать закону обратную силу.

Обратная сила разъяснительных законов. К законам, имеющим обратную силу по своему существу, относят разъяснительные законы. Некоторые ученые возражали против этого, считая, что разъяснение или толкование представляет собой новый закон, новую норму, и, во всяком случае, для придания ему обратной силы требуется специальное о том указание законодателя. Большинство, однако, придерживается того мнения, что толкование составляет одно целое с толкуемым законом и потому оно действует с того же времени.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.