Законодательства европейских стран включают нормы, ограничивающие определенные права иностранных граждан, однако во многом содержащиеся в этих нормах обоснования и пределы ограничения прав не противоречат международному праву. Можно сказать, что вопросы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства достаточно отрегулированы международными документами. Конвенция, Протоколы № 4 и 7 к ней содержат несколько норм, затрагивающих права иностранцев, проживающих на законных основаниях на территории государства-участника Конвенции. Однако среди них лишь одна норма ст. 16 Конвенции дает возможность вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев, причем ничто в статьях 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и объединений) и 14 (запрещение дискриминации) не может рассматриваться препятствием в этом для государства-участника. В Протоколе № 4 устанавливаются права, которые предоставляются иностранцам, законно находящимся на территории какого-либо государства: право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства, а также право покидать любую страну (п. 1 и 2 ст. 2). Однако государство в соответствии с этой статьей Протокола № 4 может ограничить право иностранцев на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, когда это необходимо "в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия.... " (п. 3 ст. 2)30. В этих же интересах государство может применять ограничения, установленные п. 2 ст. 8, 9, 10 и 11 Конвенции в отношении прав как своих граждан, так и иностранцев. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется российским законодательством и международными договорами, подписанными и ратифицированными нашей страной. На иностранных граждан распространяется действие статей Конституции, согласно которым государство признает, гарантирует и защищает права и свободы человека (ст. 2 и 17), все люди, находящиеся под юрисдикцией России, "равны перед законом и судом" (ст. 19). В пункте 3 ст. 62 Конституции указывается: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации"31 . Вместе с тем в российском законодательстве содержатся определенные ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства. Такие ограничения касаются участия в управлении делами государства, в выборах (кроме выборов в органы местного самоуправления) и референдумах, в отправлении правосудия, в доступе к государственной службе (ст. 32), прав на обращения в государственные органы и органы местного соуправле-ния (ст. 33), на несение службы в Российской Армии (ст. 59 Конституции) и др. Так, в изменениях и дополнениях, внесенных в марте 1999 г. в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г. ), указано, что иностранные граждане и лица без гражданства "не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списка кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов". Вместе с тем другое дополнение, внесенное в указанный Закон, предоставило иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, "право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации"32 . В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации нашли отражение европейские процессуальные нормы, касающиеся выдачи иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, для целей уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 460). Вместе с тем многие положения в российском законодательстве, касающиеся правового статуса иностранных граждан (запрещение коллективной высылки иностранцев, процедура высылки иностранных граждан и лиц без гражданства и др. ), еще не в достаточной мере в российском законодательстве соответствуют европейским норм. Соблюдение нашей страной этих норм позволит избежать случаев, когда высылка иностранцев может быть признана как нарушение Конвенции. Эти вопросы с учетом новых внешнеполитических и международно-правовых факторов должны быть отрегулированы с принятием федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", проект которого находится на рассмотрении в российском парламенте. ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
Для современного развития России толкование европейского права на дерогацию, применяемые в нем основания и пределы ограничения прав имеет большое юридическое и политическое значение. В случае введения в стране или отдельных ее регионах чрезвычайного положения защита прав человека, пусть с некоторыми изъятиями, диктуемыми особыми обстоятельствами, все равно относится к числу международных обязательств государства. В России ни закон, ни договор не могут ограничивать права и свободы, закрепленные Контитуцией Российской Федерации и общепризанными нормами международного права. Статья 55 Конституции устанавливает: "Не должны издааться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" и что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограичены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства"33 . Согласно Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" принудительное лечение психически больных людей, представляющих опасность для себя и окружающих, относится к законным способам ограничения прав граждан34 . Такие ограничения выражаются во временной изоляции и лечении больных, страдающих инфекционными заболеваиями, направлении подростков в специальные учреждения с воспитательным надзором на основании решения комиссии о несовершеннолетих и других ограничительных действиях, определенных российским законодательством. Такие ограничения соответствуют п. 1 ст. 5 Коненции. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 56) временное ограничение прав и свобод граждан, прав юридиеских лиц и другие чрезвычайные меры должны осуществляться только в условиях введения чрезычайного положения, которое может вводиться на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местах "при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституионым законом". Отдельные ограничения прав и свобод устанавливаются "с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56)35. Таким образом, сравнение правовых норм, ограничивающих гражданские права в приведенных выше европейских и российских документах показывает, что между ними в основном нет принципиальных различий. Ограничения являются приемлемыми для демократического общества и принимаются в целях защиты государственной и общественной безопасности и порядка, в интересах защиты прав и свобод других граждан на основании, признанных законом. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других документах Совета Европы, как и в Конституции и других законодательных актах Российской Федерации, гражданские права находятся в приведенных выше конкретных случаях в подчиненном по отношению к интересам государства положении. Законодательное регулирование введения при определенных обстоятельствах ограничений прав и свобод человека в России в целом соответствует требованиям Конвенции, однако необходимо отразить некоторые европейские конвенционные нормы, связанные с основаниями и пределами ограничения отдельных прав, в действующем российском законодательстве. Например, необходимо ввести нормы, регулирующие ограничения прав человека в условиях введения военного положения, в вопросах, касающихся свободы на передвижение, свободы совести и вероисповедания, положения иностранных граждан на территории России, и других. Следует также добиваться в правоприменительной практике как на федеральном, так и на региональном уровне реализации законов, не допускающих расширения обоснований и пределов ограничения прав человека и граждан, установленных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международными договорами и соглашениями, заключенными Российской Федерацией. Введение этих норм в правоприменительную практику позволит предотвратить нарушения, подпадающие под юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. А все это в целом должно усилить правовую защиту российских граждан и других лиц, находящихся на территории нашей страны. Список литературы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст. 163. 2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст. 163. 3. Гомьен Д. , Харрис Д. , Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. , 1998. С. 482. 4. См. : European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 29 November 1988 (Brogan and Others/UK). Seri-es A, No. 145-B, р. 33-34, para. 62. 5. Конституция Российской Федерации. М. : "Юридическая литература", 1993. С. 21. 6. См. : Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 23. Ст. 2277. 7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №2. Ст. 163. 8. Там же.
9. См. : European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 10 March 1972 (De Wilde, Ooms & Versyp/Belgi-um). Series A, No. 12, p. 36, para. 65. 10. См. : European Соurt of Human Rights: Judgments and decisions. - Strasbourg, 26 April 1979 (Sunday Times/UK). Series A, No. 30, p. 31, para. 49.
Страницы: 1, 2, 3