Рефераты. Федеративная форма государственно-территориального устройства - (курсовая)

p>4. Конституции устанавливают перечень ведения и полномочий федерации и сферу совместного ведения федерации и ее субъектов. Перечня полномочий и предметов ведения субъектов федерации при этом не дается.

В некоторых странах установлены особые способы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами , которые трудно отнести к перечисленным выше. Так, в конституции Австрии указываются: - вопросы, по которым законодательная и исполнительная деятельность осуществляется федеральными органами

- вопросы, по которым законодательство относится к ведению федеральных органов, а исполнение к органам субъектов федерации

- вопросы, по которым федеральные органы устанавливают основы законодательства, а органы субъектов федерации принимают законы

- вопросы, по которым издание и исполнение законов находится в ведение субъектов федерации.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в законотворческой сфере федеративных государств разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации осуществляется несколькими способами:

1. Федерация устанавливает общие принципы законодательства, а субъекты федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы.

2. Субъекты федерации имеют право принимать законы только в том случае, если по этому вопросу уже принят федеральный закон

3. И федерация, и ее субъекты принимают законы по вопросам совместного ведения, но соблюдается приоритет федерального закона

4. В случае отсутствия федерального закона субъекты федерации осуществляют законодательную деятельность в полном объеме с учетом своей специфики.

В Российской Федерации в сфере совместного ведения и федерация, и ее субъекты принимают законы, при этом акты субъектов федерации не могут 16

противоречить федеральным законам. Кроме того, между органами государственной власти федерации и органами власти ее субъектов заключаются договоры о разграничение предметов ведения и полномочий, в которых конкретизируются конституционные положения. "3 \

    ... ' ... . , ... •^1
    3. Особенности федеративного устройства России.

Приобретя в 1990 г. статус независимого государства, Россия получила стартовые условия и уникальный шанс для формирования принципиально новых федеративных отношений. И в этом направление был сделан крупный шаг: 31 марта 1992 г. регионами России (за исключением Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный Договор. Этот документ сыграл исключительно важную роль в прорыве от унитарного государства к федеративному.

Федеративный договор включает в себя три близких по содержанию договора о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации трех типов:

    - республик в составе Российской Федерации

- краев, областей, городов федерального значения- Москвы и Санкт-Петербурга - автономной области и автономных округов.

Статус федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что РФ является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим высшей властью в отношение всей своей территории, за исключением тех полномочий, которые в соответствие с федеральной конституцией находятся в ведение органов власти субъектов федерации.

На территории РФ не допускается установление таможенных границ, '1, t пошлин, сборов, и других препятствий для перемещения товаров, услуг и 17

финансовых средств. Такие препятствия могут быть установлены только федеральным законом и только в крайних случаях. Российская Федерация имеет единое гражданство, единые федеральные органы государственной власти, единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и систему налогов; право на международные отношения с иностранными государствами.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами осуществляются на основе Конституции РФ, Федеративного Договора и иных договоров между федерацией и ее субъектами. Эти акты определяют: 1. Исключительные предметы ведения и полномочия РФ.

2. Предметы и полномочия совместного ведения РФ и ее субъектов. 3. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов федерации. В ст. 71 Конституции РФ установлены исключительные предметы ведения и полномочия РФ. В частности- это принятие и изменение федерального законодательства, контроль за его исполнением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

установление федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность; установление основ федеральной политики; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование; федеральный бюджет, налоги и сборы; федеральная и ядерная энергетика; внешняя политика; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы; судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно- процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, амнистия и помилование; стандарты, эталоны, метрическая система и др.

Другие имеющиеся у федерации полномочия, установленные в ст. 72 Конституции РФ, она осуществляет совместно с субъектами федерации. К ним, в частности, относятся вопросы обеспечения соответствия нормативно

    18

правовых актов субъектов федерации Конституции РФ и иным федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование; землепользование; охрана окружающей среды; общие вопросы образования науки и культуры; административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. По вопросам, которые находятся вне пределов ведения РФ и совместного ведения, субъекты федерации принимают законы по собственному усмотрению т. е. отсутствие федерального закона по вопросам совместного ведения не является препятствием для урегулирования этого вопроса субъектом федерации. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом по вопросам ведения субъектов федерации действует нормативно- правовой акт субъекта федерации. Коллизии, которые возникают между федеральными законами и законами субъектов федерации, разрешаются путем сравнения юридической силы актов вступивших в коллизию Конституционным судом РФ.

    19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, я подведу итог своему исследованию: федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Мое исследование подошло к концу. Я постарался проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смог представить объективную, лишенную политических и иных предрассудков работу на тему“Федеральная форма государственного устройства”. Я в своей работе обобщил разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках“Теории государства и права” и “Конституционного права”. На базе этих знаний я не мог не попытаться дать ответы, на затронутые мной общегосударственные вопросы, вплотную связанные с федерализмом. Главным из этих вопросов до сих пор остается вопрос сецеесии- выхода субъектов из состава федерации. Попытки сецеесии обычно подавлялись вооруженным путем. Вспомним из истории Гражданскую войну в США (1861

    20

1865 гг. ), распад Югославии вызвавший кровопролитную гражданскую войну, так называемую“Чеченскую компанию”, продолжавшуюся в России два года. Бывают, правда, и мирные еецессии: выход Сингапура из Малайзии (1965 г. ), распад Чехословакии и СССР(1991 г. ). Кровопролитием не редко заканчивается прямое вмешательство федерации в дела своего субъекта. Наука ТТЛ дает способ решения проблем еецессии, но, к сожалению, теория расходится с практикой и ни в одной федерации субъекты не имеют права выхода. Законодатели всячески игнорируют общеправовой институт самоопределения наций по которому каждая нация вправе сама выбирать свой путь развития. При таких расхождениях теории права и его практики и образуются неправовые законы, которые ни к чему хорошему не приводят.

Но мне хочется закончить свою работу на оптимистической ноте. Ведь федерация это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориального устройства. И пока можно сказать только одно: время все расставит на свои места и в федеральных, и в общемировых отношениях.

    15. 05. 1998.
    21
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    1 . Нормативные акты Российской Федерации.
    " Конституция РФ от 12. 12. 1993.
    - Сборник кодексов РФ от 1. 02. 1998.
    - Сборник законов РФ от 1. 03. 1998.
    2. Нормативные акты зарубежных стран.
    - Конституция США от1787
    - Конституция Швейцарии от 1889
    - Конституция ФРГ от 1949
    - Конституция Индии от 1950
    - Билль о правах США от 1791
    3. Литература.
    - Большая Советская Энциклопедия. М. 1978
    22

- Вологдою А. А. История государства и права зарубежных стран. СГУ. 1997 " Заргорян Р. А-, Мельтюков М. И. История. СГУ. 1996

    - Конституционное право. //под реи. Козлова А. Е. М. 1997

- Конституционное право зарубежных стран. /Упод ред. Старашуна Б А. М. 1997 - Маламед С, М. История государства и права России. СГУ. 1997 - Остром В. Смысл американского федерализма. М. 1993 "

- Теория государства и права. //под ред. Венгерова А. Б. М. 1993 - ФРГ. Конституция и законодательные акты. М. 1993

    - Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1997

- Чернило вский 3. М. Всеобщая история государства и права. М. 1996 23

ПРИЛОЖЕНИЕ. Осуществление государственной власти в федерации. Уровни

    Исполнительн
    Законодатель
    Судебная
    Органы
    власти
    ая Власть
    ная Власть
    Власть
    безопасности
    и таможня
    Федеральный
    Правительство Министерства и службы
    Парламент
    Конституционны есуды Верховные суды Федеральные
    Федеральные службы безопасности и таможенные
    суды
    органы
    Субъектов Федерации
    Правительства Министерства администрации
    Парламент
    Суды субъектов федерации
    ————
    Комментарии
    Исполнительная масть осуществляется
    Парламент федерации имеет верховенство в
    Суды независимы и
    Обеспечение безопасности я таможенные
    подчиняются
    совместно федерацией в ее субъектами
    Вопросах федеральной и совместной компетенции
    только закону
    вопросы находагся исключительно в федеральной
    компетенции
    24

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.