Рефераты. Форма государства - (курсовая)

p>Подтверждением этому служит государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненно важных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами.

    ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления.

Форма правления. Определение; критерии выделения. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель разграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). Форма правления –особая организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления источником государственной власти является монарх, а его власть передается по наследству.

При республиканской форме правления источником власти является народное большинство, а высшие органы власти избираются населением на определенный срок.

Монархия. Ее признаки. Монархия (от греческого: “монос” – один, “архе” - власть и означает “единовластие”) –это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства– монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д. ). Признаки монархии:

    власть предается по наследству;
    осуществляется бессрочно
    не зависит от воли населения

Т. о. монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.

Исторические типы монархии. Несмотря на то, что термин “монархия” означает “единовластие”, известны исключения из этого правила. Так в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме–монархией. И, наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. [5См. :Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М. : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995, стр. 102]В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретически были слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике [6 Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Указ. соч. ,стр. 282], а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха.

Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

Период расцвета монархии –это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. Общие черты монархической формы правления. Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву (“милостью божией”, как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания – “милостью божией и волей народа”). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия– в “Утвержденной Грамоте” 1613 г. на Михаила Романова возлагалась “ответственность в своих делах перед единым небесным царем”. [7 Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М. :Юрист, 1994, стр. 258] В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона.

Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Классификация монархий. При неограниченной, абсолютной монархиивсеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. Приограниченной –при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований– монархия из “правильной” формы правления превращается в “неправильную” - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В дуалистических монархиях(Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п. ), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.

В парламентарных монархиях(современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. д. ). Складывается положение, известное по формуле: “царствует, но не управляет”.

Монархия в сегодняшнем мире. Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления не следует спешить“списывать”как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх– “отец нации”, он стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой партии, а главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх–символ единства нации и стабильного правового порядка. Разумеется, при этом нужно помнить о том. что монархия это, по выражению философа И. А. Ильина, “органическая”форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т. д. [8 Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М. :Юрист, 1994, стр. 260] , ее нельзя “вводить” произвольно, “объявлять” монархом случайное или неподготовленное соответствующим образом лиц. Республика: определение; признаки. В отличии от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина“республика” связано с народом. “Respublica est res populi”, - подчеркивал Цицерон, считая государство “делом народа”. [9 Там же, стр. 261] Республика (от латинского – “государственные, общественные дела”) –это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

    Признаки республики:
    выборность власти;
    срочность (ограниченность по времени);
    зависимость от воли избирателей.

Классификация республик. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др. ) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др. )– парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) – совместно президент и парламент. В президентской республикепрезидент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству. а президент–распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В парламентской республикеправительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официально главой государства является президент, который избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства –и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.