Рефераты. Формирование правовой культуры общества - (курсовая)

p>Укажем на очень важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И“пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на“совесть”, “полезность”, “практическую целесообразность и т. д. ”1 [1 Никитин А. Ф. “Что такое правовая культура” М. Просвещение, 1988 с. 40]. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным. На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению. Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

1. 3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры. Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что“разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере”. 1 [1Общая теория государства и права Учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др. Под общ. ред А. С. Пиголкина. – М. : Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996, с. 150]Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:

    “формирование чувств права и законности;
    освоение достижений логико-правового мышления;
    совершенствование законодательства;
    повышение уровня правовой деятельности;

увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения; совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования”. 2 [2 там же с. 151]

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры— преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм. Развитость и совершенство государственного аппарата —показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве. В центр политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, “в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок”. 1 [1Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др. Под общ. ред А. С. Пиголкина– М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996, с. 152]Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

    II. Эхо прошлого… (Из истории развития правовой культуры).

Люди издревле создавали и утверждали законы. Первые из дошедших до нас—законы Хаммурапи (1792 —1750 гг. до н. э. ). Мы не имеем сведений об отношении к ним живших тогда людей. Но, однако, можно утверждать, что законы обладали силой оружия, силой государства. И ещё - авторитетом богов. Например, в представлении древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались её жрецами. Древнеиндийские законы Ману, мифического бога—прародителя людей, представляют собой смесь норм обычного права, моральных норм, религиозных предписаний. Естественно, что люди по-разному относились к праву в зависимости от того, какое место занимали на общественной лестнице. Следовательно, различной по содержанию была их правовая культура. Вместе с тем, понимая несовершенство права, ещё в древние времена мудрые люди отмечали полезность многих законов для установления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. И то государство, в котором граждане повиновались законам, могло избежать внутренних войн…. В Элладе граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву в единомыслии: “И я буду слушаться властей… и повиноваться установленным законам… И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми”. 1 [1 Никитин А. Ф. “Что такое правовая культура? ” М. : Просвещение, 1988, с. 62]Всё это свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних цивилизаций.

Правовая культура феодального общества формировалась под влиянием религии и обычаев, ритуалов. Библейские тексты имели силу закона. Средневековое население было безграмотно. Люди верили в различные знамения, чудесные исцеления, видения. В судопроизводстве часто применялся“божий суд”, который в действительности означал победу сильного над тем, кто послабее. В качестве права выступала сила. Убийство на поединке, во время турнира, не считалось преступлением. Правым оказывался не тот, кто поступил справедливо, а тот, кто вышел победителем.

Правовая культура средневековья допускала жестокость как средство обеспечения законопослушания. Иногда насилие принимало обличие закона. “В самом деле, - писал французский просветитель Ж. -Ж. Руссо, - первыйиз законов - это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться иным путём”. 1 [1 Руссо Ж. -Ж. Трактаты. М. , 1969. – с. 117]В буржуазный период правоведы поднимали вопрос о расхождении в самом содержании права. По их мнению, право должно было включать в себя правду, справедливость и свободу не только во внешних проявлениях, но и во внутренних, т. е. народ должен не только выполнять свои обязанности, но и понимать их необходимость, признавать их. В России правовая антикультура имеет давние и глубокие корни. Трудно было внедрить веру в непогрешимость и справедливость права. Русский народ понимал свои обязанности лишь по отношению к общине. Вне её он видел насилие над собой, принуждение. “…Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нём презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нём в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени…”. 2 [2 Герцен А. И. О развитии революционных идей в России. / Собр. соч. в 30 т. – М. , 1956. – т. 7. – с. 251] Вот такую безотрадную характеристику правовой неорганизованности дал Герцен. К проблеме формирования правовой культуры обращались многие юристы-мыслители, среди них К. Д. Кавелин, Р. Ф. Иеринг, С. А Муромцев, М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский и другие. Праву отводилась важная воспитательная роль. “Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения воли…. Право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком— тождественные понятия”. 1 [1Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М. , 1998, с. 369]

Право сыграло незначительную роль в духовном и культурном развитии русской интеллигенции, состоящей из людей, которые ни индивидуально, ни социально не были воспитаны (не говоря о простолюдинах). По мнению Б. А. Кистяковского“русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в большом загоне”. 2 [2 там же]Не могло быть и речи о формировании прочного правосознания и правовой культуры. В связи с этим выдающиеся русские мыслители XIX в. предлагали развить правовую сознательность посредством разработки правовых идей в литературе. Можно заметить, что в идейном развитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея, так как она не была отражена в литературе. Что касается других стран, то у англичан, к примеру, были в соответственную эпоху с одной стороны трактаты Гоббса“О гражданине” и о государстве – “Левиафан” и Фильмера о “Патриархе”, а с другой - сочинения Мильтона в защиту свободы слова и печати, памфлеты Лильборна и правовые идеи уравнителей– “левеллеров”. В немецком духовном развитии правовые идеи сыграли большую роль. Здесь к концу XVII столетия создалась многовековая традиция благодаря Альтузию, Пуфендорфу, Томазию. Право признавалось неотъемлемой частью культуры. Подобного не было в развитии нашей правовой культуры. У нас при всех университетах создавались юридические факультеты, открывались юридические высшие учебные заведения, но ни один из представителей преподавательского состава этих заведений не издал ни книг, ни статей, ни даже правовых этюдов, которые бы имели широкое общественное значение и влияли бы на правосознание людей. В области правовых идей работали Чичерин и Соловьёв, но им не удалось оказать значительного влияния на умы русской интеллигенции. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства. Кистяковский в своей статье“В защиту права” говорил о “притупленности правосознания русской интеллигенции… как результат застарелого зла— отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни”. 1 [1Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М. , 1998, с. 372]

Исходя из всего этого, можно судить о недостаточно высокой правовой культуре российских граждан. История развития права показывает, что долгое время интерес к правовым идеям в России отсутствовал. Накоплен небольшой запас работ по этой теме, и потому она актуальна в настоящий момент. Формирование правовой культуры граждан необходимо для постройки правового государства.

    III. Задачи формирования правовой культуры.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества. Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, “обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства”. 1 [1Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др. Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. с. 150]Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак—это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону—принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения. Во-вторых, “создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права”. 2 [2 там же]Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами“правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан”. 3 [3Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под редакцией проф. В. Г. Стрекозова. – 2-е изд. доп. испр. – М. : “Дабахов, Ткачёв, Димов”, 1995, с. 329]Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.