Рефераты. Гражданство Российской Федерации - (реферат)

p>ции. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не испол ненные обязанности перед государством, вытекающие из основа ний, определенных законом России. Во-вторых, в порядке ре гистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, зая вившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо ес ли лицо выехало на постоянное место жительства в другое госу дарство в установленном порядке. При этом должны отсутство вать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и слу чаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по хода тайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняе мого по уголовному делу либо в отношении него имеется всту пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

    2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ.

Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших граж данство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых до кументов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от от ветственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказа

    - 8

на их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возмож на отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после прие ма.

    3. В результате выбора гражданства (оптации) при измене

нии государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.

    4. По другим основаниям, предусмотренным международными

договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.

    5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о граж

данстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

    - 9
     _ 2Двойное гражданство.
    Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного

гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобре тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

    До последнего времени российское законодательство стояло

на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фак тически становился лицом с двойным гражданством, законода тельство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.

    Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский

гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

    1) если такую возможность предусматривает федеральный за
    кон;
    2) если это предусмотрено международным договором Рос
    сийской Федерации.
    Упоминание в Конституции федерального закона означает,

что решение вопроса двойного гражданства в других законода тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве дру гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет. Признание в соответствии с Конституцией двойного граж

данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за

    - 10

лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз нается принадлежность к гражданству другого государства, про должает действовать.

    Гражданин иностранного государства при приобретении граж

данства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при полу чании российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда нином которого он является, имеется соответствующий междуна родный договор.

    Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу

дарства может создать определенные трудности, поскольку обла датель двух гражданств оказывается связанным с двумя госу дарствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

    Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж

данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль ным законом или международным договором РФ может быть предус мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

    В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе
    ние в России иностранцев и лиц без гражданства.
    Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие

доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.

    Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос

сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого граж

    - 11
    данства.
    В полном соответствии с общепринятыми нормами международ

ного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязан ностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

    Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания

действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос сийских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Рос сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

    Специальные правила российского законодательства установ

лены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммуните том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

    Конституция не связывает применение к иностранным гражда

нам национального режима с принципом взаимности: он предос тавляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если огра ничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о пра вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче ния (реторсии).

    - 12
     _ 2Пререготивы президента в вопросе о гражданстве.
    Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполно

мочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следу ет отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российс кой Федерации вопросы гражданства России решаются прежде все го федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответс твии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Сог ласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граж дан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает ре шения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разреше ние на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное граж данство Российской Федерации. В осуществлений полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

    Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства

при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о граж данстве. Президент утвердил Положение о комиссии.

    Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Фе

дерации определяется Положением, утвержденным Указом Прези дента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 в ре дакции Указа от 27 декабря 1993 года.

    - 13
     2Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М. , Юриди ческая литература 1993 год.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. , Изда тельство БЕК. 1994 г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М. , Юрид. Лит. 1994 г.

4. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М. , 1994 год.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.