Рефераты. История государства и права России - (лекции)

p>Централизация. Князь московский относился к присоединенным княжествам, как царь всея Руси (впервые). В 1478 году после присоединения Новгорода окончательно освободились от ига. В 1485 году присоединяется Тверь, Рязань и т. д. С Литвой– постоянная борьба (Речь посполита). После объединения присоединенные удельные князья контролировались ставленниками из Москвы, подобные наместники присылались и в каждую волость. Подсудность по особо важным делам переходит от удельных князей к высокому князю. В Московском княжестве создается новый класс–дворяне (из бывших служителей двора) , которые являлись основными воинами великого князя, поэтому он награждал их землей, но на условиях службы. Государственный строй в России того времени. Определенно сказать трудно: существует уже опыт правления Золотой Орды , появилось понятие царя, то есть все вассалы царя

центр управляет окраинами помимо деления князей через наместника монарха появляется термин “самодержавие”

Отношения великого князя и боярской думы. Тогда зародился принцип местничества (то есть определенной должности соответствует человек с определенными заслугами его родителей). Само понятие боярства меняется, теперь это титул тех людей которые приближены к великому князю. Дума приобретает формальный характер; утверждается принцип: царь сказал– бояре приговорили. (то есть уже проглядывают черты абсолютизма). Судебник 1497 года. (“Великокняжеский судебник”) Право в это время еще слабо развито. Раньше, право–уставные грамоты дающиеся наместникам земель. Русская правда перестает действовать. То есть появилась потребность в создании новых законов. Судебник и был призван удовлетворить их. В нем были такие нормы, как “... судить суд боярам и охотничьим и быть при суде дьякону”.

    Сословно-представительная монархия в России.
    Органы сословно-представительной монархии в России

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов: судебника 1550 года

    сборник церковного законодательства 1551 года

Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (? ) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годы XVII века. Особенность периода сословно-представительной монархии –сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина–особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства. Царь – сохранил функции высшего органа власти.

Боярская дума –была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.

Земский собор –в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались: состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки– купцов и зажиточных ремесленников) регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было Функции Земского собора:

внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …) налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)

после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году)

принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.

Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.

Приказы –целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е–60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца). законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т. п. , но все таки это был шаг вперед. Сословные органы самоуправления:

губные или “губные избы” (губа –административно-территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению

земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи Судебник 1550 года –царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100).

После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.

Уложение 1649 года. В 1648 –городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя . Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания–отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

О гражданском праве. Здесь была поставлена точка в деле прикрепления крестьян к земле, теперь они окончательно становились крепостными и не могли покидать землю. Но наряду с этим крестьян нельзя было продать без земли, о чем даже был закон.

    Формы владения:

вотчинное, близкое к земельной собственности. Отличие от последний в том, что землевладелец был обязан служить в войске царя, а в случае побега из него–земля отнималась. Ее можно было продавать, менять, ..., но с некоторыми ограничениями, которые зависели от типа вотчины:

    купленные, наиболее свободные
    выслуженные, за службу государю

родовая , ее нельзя было просто так продать или обменять, она считалась собственностью рода в целом и операции с ней требовали согласия всех родственников, которые имели и приоритет при покупке ее у других своих родственников

поместья, сначала давались на время службы, но в последствии приблизились к вотчине, но по наследству передавалась полностью только сыну, а при отсутствии такового только часть отдавалась дочерям и супруге. Поместья нельзя было продавать, но можно было обменять на вотчину.

Уголовное право. В него было введено более определенное понятие вины, но целостного понятия преступления не существовало, но зато появилось его различие на

    умышленное
    неумышленное

Предусмотрены случаи освобождении от вины, например, при случайном убийстве на стрельбах. Существуют преступления против веры: богохульство, святотатство, …; существовали преступления против царя (скорее как личности). Смертная казнь была довольно распространенным наказанием, но в ходу были и телесные наказания и тюремное заключение, причем без объявления срока заключения, существовали штрафы (они носили сословный характер).

Процессуальное право. Суд осуществляется теми же органами что и ранее. Выделился процесс по особо важным делам, который перестал быть состязательным, а стал розыскным. Приходит понятие повального обыска, то есть опроса всех жителей данной местности. Уточняется понятие ссылки на свидетеля. Розыск теперь возбуждается не только по жалобе, но и по доносу или самим судьей. Для розыска применялись пытки.

    Реформы Петра I.
    Сословные реформы Петра I.

Сословные реформы мы выделяли так как они имели глобальный масштаб. Петр определил статус сословий.

Дворянство. Между ним и боярством были трения в результате которых оба класса получили и вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т. п. ) и не получившим наследство ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу. Правда в дальнейшем от единонаследия отказались уже в 3-ые годы. В 1722 году был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы и вообще фактически иерархию общества в целом.

В соответствии с таблицей прилагаемой к табелю было 12 рангов: от поручика до генерал фельдмаршала (в армии)

от коллежского регистратора до канцлера (на гражданской службе) были свои чины и для придворных.

Но значимость этого документа не только в этом, табель позволял людям из низших сословий выслужить дворянство (например на военной службе дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, правда без земли, а дослужившись до 6 чина– потомственное, но также без наделения землей). В этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью, а в других сословиях изменения менее значительны.

Духовенство становится часть государственного аппарата, становится подчинена и подконтрольна его интересам. Петр I создает Великий Синод.

Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и др. органы местного самоуправления. Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не разграничивала их.

    Государственные органы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.