Рефераты. История политических и правовых учений - (реферат)

p>Подлинная свобода наступает тогда, когда люди перестают быть формально зависимыми друг от друга, становятся автономными субъектами. Но отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Свобода в том, чтобы зависеть только от законов - идея господства права. Вольтер не противопоставляет свободу и равенство друг другу. Свобода дополняется и подкрепляется равенством. Равенство людей - обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Обладание имущества складывается на положении человека в обществе. Право голоса имеют лишь собственники.

Вольтер внес предложения по реформированию феодального общества: уничтожить сословные привилегии и упразднить церковные суды, аристократию заменить бюрократией. Надежды на проведение реформ возлагались на сильную и просвещенную государственную власть.

Из форм государственного устройства Вольтер предпочитает абсолютную монархию, но хочет сделать ее “просвещенной”. На троне должен быть “просвещенный” монарх - милостивый государь, внемлющий нуждам людей, своих подданных. Вольтер первостепенное значение придавал не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур - свободе, собственности, законности, гуманности. Политико-правовое учение Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются “Персидские письма” (1721), “Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734) и “О духе закона” (1748).

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие “дух народа”.

Главная ценность - политическая свобода, условия обеспечения которой справедливые законы и надлежащая организация государственности. Закон выражает присутствие разумного в отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Человек управляется неизменными естественными законами, но нарушает как их, так и изменчивые человеческие законы. Естественные законы - стремление к миру, добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе (из-за того, что человек вначале крайне боязлив). Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами и между народами. Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право), законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право), законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние. Необходимым законообразующим фактором является характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Только в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными для другого народа.

Положительные законы должны соответствовать природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату, качеству почвы, образу жизни населения, его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д. особое внимание уделяется взаимосвязанности законов (системной целостности законодательства).

Монтескье различает 3 формы правления: республиканская (верховная власть в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия)), монархическая (правление одного человека посредством твердо установленных законов) и деспотическая (воля и произвол одного лица вне всяких законов и правил). Каждой форме правления присущ определенный принцип правления - то, что заставляет ее действовать - человеческие страсти. В республике это добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

При демократии народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. В демократии основные законы - определяющие право голосования. Оно принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы постановления сената - акты временного действия. Основные законы аристократии - те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.

В монархии основные законы те, которые определяют существование посредствующих, подчиненных и зависимых властей, их правомочий. Главная - власть дворянства. Основной закон деспотического правления - наличие должности полновластного визиря.

Монтескье различает 2 вида законов о политической свободе: 1. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству. 2. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью, для чего существует система взаимного сдерживания властей.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Личностный аспект свободы - в безопасности гражданина, средством которой является доброкачественность уголовных законов и судопроизводства.

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению.

Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и нормы).

Разряды (типы) законов: естественное право, божественное право (право религии), церковным(каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ка всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

    Правила составления законов:

Слог закона должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными. Законов не должны вдаваться в тонкости. Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона.

    Политико-правовое учение Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Произведения: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? ” (1750), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “О политической экономии” (1755), “Суждение о вечном мире” (1782), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). Позиции обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. В естественном состоянии нет честной собственности, все свободны и раны. Неравенство обусловлено лишь природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход - в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической.

Должен быть создан Политический организм как подлинный договор между народами и правителями.

Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей води свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Это - лицо юридическое, именуемое Республикой или Политическим организмом, называемым Государством когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Члены ассоциации получают имя народа, в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства.

Условия перехода к государству: от каждого по договору отчуждается естественное равенство и свобода и возмещается ему в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит “обмен” естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.

Руссо выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан. Руссо подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Он критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан. Наличие сект и партий причиняет вред государству. Различие воли всех от общей воли имеет в виду раздвоение человека на члена гражданского общества и гражданина государства.

Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей.

Власть же суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Гарантий прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью нет. Есть лишь принудительный момент. Общественное соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами.

Руссо отрицал как представительную форму власти, так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти государства на различные власти. Законодательная власть должна осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть выражается лишь в актах частного характера и не принадлежит ни всей массе народа, ни компетенции суверена. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном (приведение в действие законов, поддержание политической и гражданской свободы). “Сила” - законодательная власть, “Воля” - исполнительная власть.

Формы правления: демократия, аристократия, монархия. Во всех формах правления суверенитете и законодательная власть принадлежат всему народу. Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, монархическое - для больших. Всякое правление посредством законов республиканское правление.

Для поддержания положений общественного договора и контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народные собрания. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. Руссо различает 4 вида законов: политические, гражданские, уголовные и нравы, обычаи, общественное мнение.

Цель всякой системы законов - свобода и равенство. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности, что порождает нужду в Законодателе. Законодатель - это учредитель государства, деятельность которого просвещает народ.

В случае, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, можно приостанавливать священную силу законов и учреждать диктатуру. Учение И. Канта о государстве и праве

Иммануил Кант (1724-1804). Первый приступил к систематическому обоснованию либерализма. Труды: “Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о правде”.

Принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов. Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. К человечеству следует относиться только как к цели, а не как к средству.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.