Авторы заявления предупредили органы исполнительной и законодательной власти, что в случае невыполнения настоящих требований в срок до 28 сентября 1993 года субъекты РФ оставляют за собой право принять решительные меры экономического и политического воздействия, включая организацию общероссийской политической забастовки, проведение в согласованные сроки в субъектах федерации местных референдумов, приостановление перечисления налогов в федеральный бюджет. Оппозиция находила основания для своих в Конституции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Президент РФ опирался на поддержку избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис в итоге привел к общественным беспорядкам и необходимости применения силовых действий со стороны правоохранительных органов и армии.
После кровавых событий 3-4 октября 1993 г. и стабилизации внутриполитической обстановки в стране Президентом был издан Указ “О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации” от 7 октября 1993 г. , который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Также 7 октября 1993 года был издан указ “ О Конституционном суде Российской Федерации”, в котором констатировалась невозможность его деятельности, в связи с чем приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции. Помимо этого, после октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента РФ “ О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”, в результате чего были прекращены полномочия Советов народных депутатов и утверждены основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране.
Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского федерализма и государственности в целом. Трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 года было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования.
6. Референдум и выборы 12 декабря 1993 г. Принятие нового проекта Конституции РФ. Формирование Государственной Думы и Совета Федерации. Новая модель конституционной системы.
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутри-политической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию.
На Государственную палату Конституционного совещания была возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые еще не сформированы. да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции прияняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54, 8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58, 4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята. 8 [8 Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. / М. В. Баглай. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 92]
К числу особенностей Конституции Российской Федерации следует отнести и то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы - палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего "Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции.
Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Утвержденное указом Положение о федеральных органах власти на переходный период предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995).
Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Совет Федерации, в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 был Владимир Филиппович ШУМЕЙКО.
Выборы в Государственную Думу первого созыва были назначены президентским указом 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному списку первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были предъявлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано - 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были, в соответствии с Положением о выборах, включены в бюллетень для голосования.
В соответствии с результатами голосования по общефедеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам места в Государственной Думе получили кандидаты от восьми крупнейших партий и объединений: "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия, "Яблоко", Демократическая партия России, Партия российского единства и согласия, Коммунистическая партия РФ, "Женщины России". В основе работы Государственной Думы лежит принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.
Неизбежный отпечаток на характер и результаты деятельности Федерального Собрания 1993-95 гг. наложили специфика момента, когда происходило его избрание, а также условия, в которые оно было изначально поставлено. Можно выделить несколько ключевых факторов, во многом предопределивших состав и последующую структуризацию обеих палат и имевших далеко неоднозначные последствия:
- проведение выборов одновременно с референдумом по новой Конституции, что усилило степень правовой неопределенности на начальном этапе деятельности Федерального Собрания, заставило депутатов затратить немало времени и сил на "обживание" отведенного им конституционного пространства. Ощущение того, что история российского парламентаризма в очередной раз началась заново, несомненно, удлинило подготовительный этап, обязав парламент обустраивать себя организационно - принимать новый регламент, определять статус депутата, создавать новую схему взаимоотношений с избирателями.
- избрание парламента по горячим следам сентябрьско-октябрьского противостояния двух ветвей власти, положившего конец системе двоевластия и приведшего к исчезновению с политической арены "партии" Верховного Совета. - принятие смешанной, пропорционально-мажоритарной системы при выборах в Думу, что привело, во-первых, к фрагментации депутатского корпуса, его распылению по множественным конкурирующим группировкам, а, во-вторых, обусловило его неоднородность, когда "депутаты-одномандатники" оказались в заведомо худшем положении по сравнению с "депутатами-списочниками". - скомканность избирательной кампании, вследствие чего предвыборные блоки оказались достаточно рыхлыми, сформированными на скорую руку, а в одномандатных округах в силу однотуровой системы голосования получили шансы на победу малоизвестные и не имевшие политического веса кандидаты; - “центрирование” партийного спектра после октября 1993 г. в сочетании с действием пятипроцентного барьера, что в краткосрочной перспективе привело к отсечению крайних партий, а в долгосрочной - к получению тогдашними победителями определенных преимуществ в дальнейшем;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5