Рефераты. Конституция - основной закон государства - (реферат)

p>Словом, защита основных прав и свобод человека в личной сфере — это первейшая обязанность Конституции и всего правопорядка в Российской Федерации. Человек должен быть уверен в том, что он сам определяет свою собственную судьбу, но и сам несет ответственность за собственные решения. Он может вести себя в рамках закона так, как хочет именно он; никто не вправе определять за него его поведение. Человекможет иметь различные личные качества, но они не должны влиять на его статус и взаимоотношения с государственными органами, их решения, его затрагивающие. В развитии и укреплении личных прав и свобод объективно заинтересовано все общество. Поэтому так важно преодолеть их недооценку, а то и открыто пренебрежительное отношение к ним. Известно, что хотя в советских конституциях говорилось о неприкосновенности личности, жилища, защищенности личной жизни граждан, тайне переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на практике эти права и свободы зачастую нарушались и игнорировались. В бюрократическом аппарате незримо присутствовали представления об их некоей второразрядности, невысокой значимости, особенно по сравнению с политическими и социально-экономическими правами. Сегодня такие представления нетерпимы. Политические права и свободы в отличие от личных прав и свобод нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его активное включение в жизнь страны управление се делами. Эти права и свободы создают условия для укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем политические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне личных и иных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет еще и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже служили украшением фасада советской власти, их реализация была затруднена и формализована. Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава Советов искажали смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как "приводные ремни" власти, придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к демократическим институтам.

Сегодня политические права и свободы важны не только для преодоления скепсиса и апатии в самых широких слоях населения. Налицо потребность в уяснении того, что демократия—это не антипод, а синоним организованности и дисциплины, сочетающихся с инициативой и активностью людей. Политические права и свободы не принесут своего результата, если восторжествуют своеволие, эгоизм, несоблюдение закона. Подобные "болезни", которыми страдают молодые демократии, опасны тем, что ведут к анархическому расстройству общества, а затем кавторитаризму и диктатуре. Прежде всего в группу политических прав и свобод входят избирательные права. Их значения подчеркивается тем, что путем выборов в России формируются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. В тесной связи с избирательными правами Конституция закрепляет право на участие в референдуме, который, как и свободные выборы, является высшим непосредственным выражением воли народа. Выборы и референдум не исчерпывают конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства. Они проводятся к тому же относительно редко. Основная форма, осуществления народовластия — представительная, через выборных лиц. Важным компонентом политических прав . и свобод является право на объединение. Оно охватывает право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция не называет здесь политические партии, но еще в первой главе говорит о признании политического многообразия, многопартийности. Это важное условие демократизации политической жизни в России предопределено нашим собственным опытом, показавшим, что монопольное положение одной партии, не допускающей и мысли об открытом политическом соперничестве, сыграло пагубную роль в истории страны. Этот же опыт лег в основу положения о том, что никто не может захватывать власть или присваивать властные полномочия в Российской Федерации. Прямо запрещаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих цели, расходящиеся с Конституцией. Демократизации государственного управления, предупреждению проявлений групповщины, клановости, закрытости в аппарате способствует конституционное нововведение: гражданам обеспечивается равный доступ к государственной службе. Еще одной важной формой участия граждан в управлении делами государства является право участвовать в отправлении правосудия.

    Российская Федерация — социальное государство

Новая российская Конституция не только отдает дань "классике", но и отражает современные подходы кконцепции правового статуса человека и гражданина. В связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация— социальное государство. Подобные записи можно найти в ряде конституций, принятых начиная с середины XX столетия и отражающих представления о том, что государство призвано взять на себя осуществление ряда социальных функций. Так, Основной закон ФРГ 1949 года называет германское государство социальным (статья 20). Российская Конституция также исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь И свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав. Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь. в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это— охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства —поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Стоит особо сказать о том, что медицинское страхование может быть обязательным, субъектами которого являются органы государственного управления, предприятия, учреждения, организация, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий, и добровольным.

В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Приведенные примеры отражают новый подход Конституции Российской Федерации к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит в том, чтобы создать в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже эти условия должны работать на обеспечение достойного образа жизни с участием самого общества, его членов. Во-вторых, государство применяет дифференцированный подход: для большинства общества оно создает предпосылки развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них собственной активности, а берет на себя непосредственно заботу о поддержке слоев населения, менее других защищенных в социальном плане. о тех. кто самостоятельно не выживет или не достигнет разумного жизненного стандарта. В-третьих, социальные права гарантируются не только за счет средств государства, но и путем привлечения средств частного бизнеса, благотворительных фондов и, конечно, самих людей, которые способны вкладывать часть своих средств в пенсионное и медицинское обеспечение, образованием иные социальные сферы. В основе такого подхода лежит новая экономическая ситуация и особенно преодоление отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 года, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Тем самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Конституция 1993 года отличается от своих советских предшественниц тем, что основы экономической системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина. Если Конституция 1978 года содержала отдельную главу "Экономическая система", являвшуюся к тому же второй в ее структуре, а в данной главе, по существу, закреплялись устои огосударствления экономики и даже инструменты хозяйственного управления, то в действующей российской Конституции такая глава вообще отсутствует. В "Основах конституционного строя" закреплен фундаментальный принцип о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Этот принцип распространен на землю и другие природные ресурсы.

Утверждение права частной собственности в качестве конституционного принципа Российского государства —самое кардинальное преобразование в сфере экономики. Его значение предопределяет чрезвычайную важность большой законодательной работы, связанной с полной и последовательной реализацией этого принципа.

Конституционный статус личности в России —одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических свобод, в частности в сфере предпринимательства. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным. Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления— президентской и парламентарной республик —в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. "Президентская республика"—это понятие, охватывающее большое число разнообразных моделей. В некоторых странах утвердилась форма правления, которую нередко называют полупрезидентской республикой.

    Президент Российской Федерации

Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно населением. Это—наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа. В ряде стран могут проводиться косвенные выборы: в США население избирает сначала выборщиков, а они—президента. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской республике не может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.

Если институт президента предусмотрен конституционным правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или даже одной из его палат. В Италии, например, до декабря 1993 года соответствующие полномочия были закреплены за одной из палат парламента—сенатом. Иной раз создаются специальные избирательные структуры. В Германии для избрания президента республики созывается Федеральное собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и парламентов земель.

Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной жизни. Они прежде всего закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление И защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения. Конституцию 1993 года отличает прежде всего то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в; качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 году в России был введен институт президента, он увязывался с идеей единства исполнительной власти, включавшей наряду с Президентом федеральное правительство, правительства республик и другие органы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения.

Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства.

Согласно Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

    Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это —самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую форму правления от "классической" модели полной президентской республики, которая принята в США. и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Свой постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании отношений между Президентом и Федеральным Собранием проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обоих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разведены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними, в частности, обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны. Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы; Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

    Заключение

Определение из Советского энциклопедического словаря: " Конституция (от лат. constitutio —устройство), основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция— основа всего законодательства государства. "

Первая годовщина Конституции 1993 года подтверждает, что она "работает", выполняет предназначенные ей функции в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами. Список литературы

    Конституция Российской Федерации. — М. : Юрайт, 1998

Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. — М. : Юрид. лит. , 1994 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1985 Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М. : Артания, 1995 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М. : Юрист, 1994

Герасимов А. П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб. : Норма, 1994 Конституционное право. : Учебное пособие: в 2-х частях. — М. : Юридический колледж МГУ, 1994

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.