Рефераты. Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ - (диплом)

p>В заключении делаются даются выводы, сделанные в результате проведения обследования Комитета, обосновывается практическая ценность данной дипломной работы.

В ходе написания работы использовалось большое количество как опубликованных, так и неопубликованных источников. К числу первых относится Конституция Российской Федерации [3 Конституция Российской Федерации, М. , 1999], являющаяся основным законом, определяющим место Государственной Думы в системе федеральных органов власти. В ней определяется численность депутатского корпуса, описывается порядок законодательной деятельности. “Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [4 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22. 01. 98 №2134-П ГД]”- главный документ, определяющий внутреннюю структуру нижней палаты парламента. В“Регламенте”подробно описана схема формирования комитетов и порядок проведения заседаний. Федеральный закон“О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [5 Федеральный закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 05. 07. 99 №133- ФЗ]”определяет статус депутата, его права, обязанности и полномочия. Федеральный закон“Об основах Государственной службы Российской Федерации [6 Федеральный закон “Об основах государственной службы РФ” от 31. 07. 95]”определяет общие принципы госслужбы в России. Также в нем описана ответственность сотрудников государственных органов. Федеральный закон“О государственной тайне [7 Федеральный закон “О государственной тайне” от 21. 07. 1993]”определяет список сведений, не подлежащих разглашению сотрудниками государственных органов. Из неопубликованных источников необходимо отметить“Положение о Комитете по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [8Положение о Комитете по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М. , 1996, Машинопись]”. В нем определяется внутренняя структура Комитета, права его председателя, его заместителя и членов Комитета. В“Положении об Аппарате Комитета по международным делам [9 Положение об Аппарата Комитета по международным делам М. , 1998, Машинопись]”описаны структура, функции и задачи Аппарата. Особое внимание в документе уделено структуре Аппарата. Также использовались должностные инструкции сотрудников аппарата Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, письма спикера Государственной Думы в аппарат Государственной Думы.

Литература по теме дипломной работы практически отсутствует. Тема организационно-правового обеспечения деятельности Комитета российскими авторами не разрабатывалась. При написании первой части работы использовалась книга И. П. Рыбкина“Российский парламентаризм. История. Методология. Проблемы [10Рыбкин И. П. Российский парламентаризм. История. Методология. Проблемы. -М. , 1995]. ”. В ней прослеживается путь развития отечественного парламентаризма на современном этапе. В книге А. С. Авакьяна“Федеральное собрание- парламент России [11 Авакьян А. С. Федеральное Собрание- парламент России. -М. , 1999]”главное внимание уделяется юридическим нормам, которые использует в своей работе Государственная Дума. В качестве справочника при описании взаимоотношений ветвей власти использовалась монография А. Н. Шохина“Взаимодействие властей в законодательном процессе [12 А. Н. Шохин Взаимодействие властей в законодательном процессе. -М. , 1997]”. В качестве сборника опубликованных источников, внимание было уделено книге под редакцией И. М. Степанова и Т. Я. Хабриевой“Парламентское право России [13 Парламентское право России\ под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. , М. , 1999]”. В качестве основного источника по истории Государственной Думы использовалась книга коллектива авторов“История Государственной Думы [14 История Государственной Думы. Колл. Авторов М. , 1999]”, вышедшая в издательстве нижней палаты. При написании второй части дипломной работы, основное внимание было уделено интервью бывшего председателя Комитета В. П. Лукина и нынешнего главы Комитета Д. О. Рогозина периодическим изданиям и телевизионным компаниям. Документация разрабатывалась в соответствии с образцами, размещенными в книге Артемова О. Ю. , Ермаковой И. Н. , Архиповой Н. И. Овчинниковой Н. И. “Кадровый менеджмент: персонал технологии, оценка, оплата труда [15Артемов О. Ю. , Архипова Н. И. , Ермакова И. Н. , Овчинникова Н. И. Кадровый менеджмент: персонал-технологии, оценка, оплата труда. М. ,2000]”.

Глава I. Государственная дума как орган законодательной власти. 1. 1. История парламентаризма в дореволюционной России.

Слабость нынешней Государственной Думы обусловлена исторически. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления [16? ?? ?? ? ? .? . ? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?. ? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?. -? ., 1995-45 ? .]. В целом работа Государственной думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С. Ю. Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: “Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов”.

Как видно из манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа [17Зырянов П. Н. Как работала Государственная Дума\\Политическое образование, 1989 №5].

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе [18 Шацилло К. Ф. Николай II: реформы или революция. М. , 1999, 56 с. ]. При этом полновластие царя, т. е. самодержавный характер его власти сохранялся.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Также выборы были не равными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90тысяч [19 Аверх А. Я. Царизм накануне свержения. М. , 1989, -с. 253]; Следует также отметить, что выборы были также не прямыми а двухстепенными. Для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил “Свод основных государственных законов”, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем [20 Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М. ,1991]. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение [21 Шацилло К. Ф. Николай II: реформы или революция. М. ,1991. С-329]. Более того, в “Свод основных государственных законов” был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением Третьей, фактически функционировали лишь по несколько месяцев. [22 ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?. ? ?? ?. ? ?? ?? ?? , ? ?? ?-? ? ?? ?? ?? -? ., 1996 –70 ? .] Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России - или, как они тогда назывались, “трудовики”. Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту квоту практически сохранила все созывы.

Председателем первой Думы был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на “тронную речь” царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т. д. Через восемь дней председатель Совета министров И. Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как “Дума народного гнева”.

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой [23 Старцев В. Свержение монархии и судьбы России\\ свободная мысль. 1992 №7]. Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве “народной избранницы”, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. [24? ?? ?? ? ? .? . ? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?. ? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?. -? ., 1995 67 ? .]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.