Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного дефицита в России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то время с бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для страны, которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40-процентном сокращении ВВП и при все еще значительных государственных расходах (за последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения уменьшился на 40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай, Албания, Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект проблемы слабость частной финансовой системы, которая не может связать на длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.
Доходы российского консолидированного бюджета оценивались в 1998 г. в 45, 6 млрд долларов, расходы - в 53, 3 млрд. Для сравнения: доходы федерального бюджета США составили 1658 млрд долларов (около 20% ВВП). Доходы региональных бюджетов России - 23, 76 млрд долларов, расходы - 26, 6 млрд. Американцы в таком объеме финансируют охрану природных ресурсов и окружающей среды.
Бюджетный кризисразразился в 1996 г. , когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога. Бюджетный кризис, связанный с этими обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация затянулась и "на выходе" уровень монетизации значительно ниже.
У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (или даже возросшей - в случаях принятия популистских решений) "бюджетной нагрузке". В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе, снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина.
Инфляционный налогвозникает как бы сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита бюджета правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть наиболее трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности реального сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличивать денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями.
Дефицит бюджета покрывается разными способами - с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.
В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993 г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией (приведшей к "бегству" капиталов) и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка.
После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).
Структура финансирования дефицита федерального бюджета (по определению МВФ), % к итогу Источники финансирования 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. Внешнее финансирование 28, 4 12, 1 0, 3 -3, 6 7, 3 27, 2 Связанные кредиты н/д 13, 7 7, 4 9, 7 5, 0 7, 8 Несвязанные кредиты н/д 3, 0 0, 9 3, 1 7, 4 10, 2 Еврооблигации н/д 0, 0 0, 0 0, 0 3, 1 15, 1 Платежи по основному долгу н/д -4, 5 -8, 1 16, 4 -8, 2 -5, 9 Внутреннее финансирование 71, 6 87, 9 99, 7 103, 6 92, 7 72, 8 Центральный банк 64, 5 79, 9 92, 4 27, 7 27, 0 17, 5 прямые кредиты 61, 8 75, 5 80, 3 0, 0 0, 0 0, 0 покупка ценных бумаг плюс уменьшение ЧМР 2, 6 4, 4 12, 1 27, 7 27, 0 17, 5 ГКО-ОФЗ 0, 0 0, 6 11, 0 53, 0 60, 1 52, 6 Прочие источники 7, 1 7, 4 -3, 7 23, 0 5, 6 2, 7
Примечание. Чистые международные резервы (ЧМР) исчисляются как разница между валовыми международными резервами (BMP) и валовыми международными обязательствами (ВМО). BMP включают золотой запас и валютные активы государства и Центрального банка, специальные права заимствования и резервы в МВФ, а также номинированные в твердой валюте требования к финансовым институтам-нерезидентам, ВМО - валютные обязательства перед нерезидентами со сроком выплаты до одного года, а также все обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса независимо от срока выплаты. Внутренний государственный долг
Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому ростувнутреннего государственного долга. Он включает задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям (известным под названием "тайга", или "минфинки"), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. С ростом внутреннего госдолга увеличивались и расходы на его обслуживание. К 1998 г. они превратились в одну из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета.
Внутренний государственный долг и расходы на его обслуживание на 1 января Внутренний госдолг 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Внутренний госдолг: 35, 2 88, 4 188, 0 336, 5 501, 0 751, 0 млрд новых рублей % ВВП 21, 7 14, 0 11, 9 16, 6 19, 4 28, 0 В том числе: 0, 3 18, 9 85, 2 249, 0 449, 0 480, 0 задолженность по ценным бумагам: млрд рублей % ВВП 0, 2 3, 0 5, 4 11, 3 17, 4 17, 9 задолженность Центральному банку: 29, 2 58, 8 61, 0 59, 6 0, 0 0, 0 млрд рублей % ВВП 18, 0 9, 3 3, 8 2, 7 0, 0 0, 0 Обслуживание долга: 0, 99 16, 1 38, 2 105, 7 96, 3 106, 0 млрд рублей % ВВП 0, 6 2, 6 2, 4 4, 8 3, 7 4, 0
Страницы: 1, 2, 3