Рефераты. Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ - (курсовая)

p>До 1990 г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд до 67 млрд долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг 30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - стремительное наращивание денежной массы. Доходы, расходы и дефицит бюджета, % ВВП

    1992 г.
    1993 г.
    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    1998 г.
    Федеральный бюджет
    Доходы
    17, 7
    14, 7
    12, 7
    14, 3
    12, 7
    12, 4
    11, 3
    Расходы
    47, 2
    24, 5
    24, 5
    19, 2
    20, 1
    18, 4
    14, 1
    Дефицит
    -29, 5
    -9, 8
    -11, 8
    -4, 9
    -7, 4
    -6, 0
    -2, 8
    Консолидированный бюджет
    Доходы
    40, 4
    40, 6
    36, 3
    35, 8
    36, 3
    36, 4
    35, 0
    Расходы
    65, 1
    48, 6
    47, 5
    41, 1
    43, 0
    43, 1
    39, 2
    Дефицит
    -24, 7
    -8, 0
    -11, 2
    -5, 3
    -7, 7
    -6, 6
    -4, 2

Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного дефицита в России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то время с бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для страны, которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40-процентном сокращении ВВП и при все еще значительных государственных расходах (за последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения уменьшился на 40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай, Албания, Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект проблемы слабость частной финансовой системы, которая не может связать на длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.

Доходы российского консолидированного бюджета оценивались в 1998 г. в 45, 6 млрд долларов, расходы - в 53, 3 млрд. Для сравнения: доходы федерального бюджета США составили 1658 млрд долларов (около 20% ВВП). Доходы региональных бюджетов России - 23, 76 млрд долларов, расходы - 26, 6 млрд. Американцы в таком объеме финансируют охрану природных ресурсов и окружающей среды.

Бюджетный кризисразразился в 1996 г. , когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога. Бюджетный кризис, связанный с этими обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация затянулась и "на выходе" уровень монетизации значительно ниже.

У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (или даже возросшей - в случаях принятия популистских решений) "бюджетной нагрузке". В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе, снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина.

Инфляционный налогвозникает как бы сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита бюджета правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть наиболее трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности реального сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличивать денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями.

Дефицит бюджета покрывается разными способами - с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993 г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией (приведшей к "бегству" капиталов) и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка.

После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).

Структура финансирования дефицита федерального бюджета (по определению МВФ), % к итогу

    Источники финансирования
    1992 г.
    1993 г.
    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    Внешнее финансирование
    28, 4
    12, 1
    0, 3
    -3, 6
    7, 3
    27, 2
    Связанные кредиты
    н/д
    13, 7
    7, 4
    9, 7
    5, 0
    7, 8
    Несвязанные кредиты
    н/д
    3, 0
    0, 9
    3, 1
    7, 4
    10, 2
    Еврооблигации
    н/д
    0, 0
    0, 0
    0, 0
    3, 1
    15, 1
    Платежи по основному долгу
    н/д
    -4, 5
    -8, 1
    16, 4
    -8, 2
    -5, 9
    Внутреннее финансирование
    71, 6
    87, 9
    99, 7
    103, 6
    92, 7
    72, 8
    Центральный банк
    64, 5
    79, 9
    92, 4
    27, 7
    27, 0
    17, 5
    прямые кредиты
    61, 8
    75, 5
    80, 3
    0, 0
    0, 0
    0, 0
    покупка ценных бумаг плюс уменьшение ЧМР
    2, 6
    4, 4
    12, 1
    27, 7
    27, 0
    17, 5
    ГКО-ОФЗ
    0, 0
    0, 6
    11, 0
    53, 0
    60, 1
    52, 6
    Прочие источники
    7, 1
    7, 4
    -3, 7
    23, 0
    5, 6
    2, 7

Примечание. Чистые международные резервы (ЧМР) исчисляются как разница между валовыми международными резервами (BMP) и валовыми международными обязательствами (ВМО). BMP включают золотой запас и валютные активы государства и Центрального банка, специальные права заимствования и резервы в МВФ, а также номинированные в твердой валюте требования к финансовым институтам-нерезидентам, ВМО - валютные обязательства перед нерезидентами со сроком выплаты до одного года, а также все обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса независимо от срока выплаты.

    Внутренний государственный долг

Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому ростувнутреннего государственного долга. Он включает задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям (известным под названием "тайга", или "минфинки"), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. С ростом внутреннего госдолга увеличивались и расходы на его обслуживание. К 1998 г. они превратились в одну из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета.

Внутренний государственный долг и расходы на его обслуживание на 1 января Внутренний госдолг

    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    1998 г.
    1999 г.
    Внутренний госдолг:
    35, 2
    88, 4
    188, 0
    336, 5
    501, 0
    751, 0
    млрд новых рублей
    % ВВП
    21, 7
    14, 0
    11, 9
    16, 6
    19, 4
    28, 0
    В том числе:
    0, 3
    18, 9
    85, 2
    249, 0
    449, 0
    480, 0
    задолженность по ценным бумагам:
    млрд рублей
    % ВВП
    0, 2
    3, 0
    5, 4
    11, 3
    17, 4
    17, 9
    задолженность Центральному банку:
    29, 2
    58, 8
    61, 0
    59, 6
    0, 0
    0, 0
    млрд рублей
    % ВВП
    18, 0
    9, 3
    3, 8
    2, 7
    0, 0
    0, 0
    Обслуживание долга:
    0, 99
    16, 1
    38, 2
    105, 7
    96, 3
    106, 0
    млрд рублей
    % ВВП
    0, 6
    2, 6
    2, 4
    4, 8
    3, 7
    4, 0

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.