Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, с одновременным повышением акцизов, понижение таможенного обложения импорта, отмена предтаможенных экспертиз экспортируемых товаров, отказ на введения ограничения на импорт алкоголя. Ежеквартальная проверка МВФ выполнения бюджетно-налоговой и кредитно-денежной программ 20. 07. 98
Кредитный пакет: 1) Добавление к кредиту в рамках расширенного кредитования 1996 г.
2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования 3)Кредит в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования ИТОГО: 2313, 07 3992, 5 2156, 6 8462, 2 3, 0 5, 3 2, 9 11, 2 2)Предполагалось предоставление тремя траншами: 20. 07, 15. 09, 15. 12 1998г. 3) Единовременно, в полной сумме.
1, 5 года с отсрочкой погашения на год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев 50 90 50 190
Осуществление антикризисной программы, финансовой стабилизации, дефицит госбюджета 2, 8% ВВП на 1999г. , перестройка налоговой системы и увеличение собираемости налогов. Денежная и валютная политика в основном без изменения, снижение темпа инфляции, Минфин держателям ГКО предлагает обменивать их на еврооблигации.
Структурные реформы и развитие частного сектора, реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства, усиление контроля за деятельностью банков. Общая сумма предоставленных кредитов за 1992-1998гг. 22551, 87 32, 15
В последствии с решениями российских властей 17 августа 1998г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвации рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу.
Что касается участия России в Группе Всемирного банка, то квота России в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состоянию на 30 июня 1998 г. России принадлежит 44795 акции Банка на сумму 5, 4 млрд. $(2, 9% капитала МБРР). Целью кредитования РФ МБРР является “помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепление через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечения частных инвестиций в российскую экономику”(по словам М. Картера, Директора МБРР по России).
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением тех же требований страной–заемщицей, что и МВФ. однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк–на деталях структурных преобразований( открытие естественных монополий для конкуренции, развитие приватизации, утверждение частной собственности на землю, совершенствование налогового регулирования, сбора налогов, реформирование банков).
Что касается собственно кредитов, то в период 1995-2998гг. финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем ( 600 млн. $, 1995г), заем на осуществление жилищного проекта ( 400 млн. , 1995г. ), два займа на перестройку угольной промышленности ( 500 млн. 1996г. ,800 млн. 1998г. ), три займа на перестройку экономики ( 600 млн. 1997г. ,800 и 1500 млн. 1998г. ), заем на перестройку социальной защиты (800 млн. 1997г. ).
С момента вступления России в МБРР в 1992г по 1998г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11, 4 млрд. $, реально были использованы 5, 7 млрд. $( 61, 7% от 9, 2 млрд. $ выделенных на 30 июня 1998г. ) и являлась седьмым по счету должником с общей долей кредитов 5, 31% от общей задолжности всех стран. Россия осуществляла кредиты на условиях кредитного пула (т. е. в нескольких валютах) по ставке от 6, 54% годовых до 8, 37%( ставка пересматривается каждые 6 месяцев ). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс маржа в размере 0, 5 % ( с 31 июля 1998г. 0, 75%).
Табл. 2. 3. Кредиты всемирного банка РФ (по данным Представительства Всемирного банка в России). Финансовый год Направление займов Сумма, млн. $. 1993 Реабилитационный Службе занятости и социальной защиты На содействие в осуществлении приватизации Первый нефтяной реабилитационный 600 70 90 610 1994 На ремонт и содержание шоссейных дорог На развитие финансовых учреждений На осуществление земельной реформы На осуществление сельскохозяйственной реформы На поддержку предприятий Второй нефтяной реабилитационный 300 200 80 240 200 500 1995 На управление окружающей средой На подготовку управленческих и финансовых кадров На развитие проектного портфеля На жилищный проект На модернизацию налоговой службы
Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загрязнения и уменьшение связанного с ним ущерба На городской транспорт Второй реабилитационный 110 40 40 400 16, 8 99 329 600 1996 На развитие стандартов На ремонт мостов На развитие региональной инфраструктуры На передачу ведомственного жилья На развитие фондового рынка На медицинское оборудование На реализацию проекта правовой реформы На структурную перестройку угольного сектора
На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора На повышение эффективности использования энергии 24 350 200 300 89 270 58 500 25 70 1997 На проект восстановления центра Санкт – Петербурга На структурную перестройку экономики На инновационный проект в области образования На пилотный проект реформы здравоохранения На проект Бюро экономического анализа На проект содействия реструктурированию предприятий
На проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе Гарантийная операция по проекту “Морской старт” На структурную перестройку системы социальной защиты 31 600 71 66 22, 6 85 40 100 800 1998
На содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения Второй на структурную перестройку экономики Второй на структурную перестройку угольной промышленности 28, 6 800 800 1500 Всего: 41 заем 11355
Из выше приведенной таблицы следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета, 20% которых были направлены в энергетику (главным образом в угольную и нефтяную), 20% - в социальную. Что касается объявления дефолта в августе 1998г. по ряду внутренних и внешних обязательств, то это привело к замораживанию последующих кредитов, утвержденных ВБ. Хотя 26 февраля 1999г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита на 400 млрд. $ на строительство и ремонт шоссейных дорог. Что касается ЕБРР, то ключевым элементом стратегии ЕБРР является кредитование и финансирование путем вложения в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов, преимущественно в частном секторе ( как правило до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры ( транспорт, связь ), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того, Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики, горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.
Табл. 2. 4. Отраслевая структура проектов ЕБРР подписанная до 31 декабря 1998г. ( Источник. Деятельность ЕБРР в России. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999г. ) Сектора экономики Общая стоимость операций Общее финансирование ЕБРР В том числе финансирование в акционерные капиталы млн. долл. % к итогу млн. долл. % к итогу млн. долл. % к итогу Финансовый сектор 1816, 5 16, 3 1162, 2 35, 0 174, 8 53, 4 В том числе: субпроекты региональных фондов венчурного капитала 96, 2 0, 9 89, 4 2, 7 55, 5 16, 9 субпректы фонда поддержки малых предприятий РФ 227, 7 2, 0 174, 8 5, 3 0 0 Энергетика и горнодобывающая промышленность 4128, 1 37, 0 865, 4 26, 1 25, 7 7, 8 Связь, телекоммуникации 445, 7 4, 0 41, 9 1, 2 2, 0 0, 6 Транспорт 1976, 7 17, 7 576, 4 17, 4 11, 3 3, 5 Производство и упаковка продуктов питания 765, 9 6, 9 235, 8 7, 1 67, 2 20, 5 Другие инвестиции 2025, 5 18, 1 437, 0 13, 2 46, 6 14, 2 Всего: 11158, 4 100, 0 3318, 7 100, 0 327, 6 100
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5