как самостоятельное правомочие граждан. [5 Права человека. Сборник международных документов. М. ,1986. с. 56. ] Рассмотрим право на петиции. Это право на участие также не лучшим образом урегулировано действующим за конодательством . Достаточно отметить, что Консти туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме няя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным ли цам"(ст. 33). Что же касается текущего законодатель ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле
ний, жалоб граждан ". [6 Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст. 192. ] При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль ных положений он не содержит. Стоит отметить, что в России действует доста точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст
вий и решений, нарушающих права и свободы граждан". [7Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, номер19, ст. 685. ] Однако им регулируется только судебный порядок рассмо трения петиций, и проблема остается не решенной. Таким образом, политические права и свободы граж дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возмож ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятель ность государства и его органов, иных субьектов полити ческой системы, то есть политическую область обществе нных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества. Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общес тва. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма , строит правовое государство. Многое сделано в сфере политичес ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, дея тельности общественных организаций. Однако в целом кон ституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове ка, несомненно, отражает переходный характер современ ного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно . Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от сутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страда ющего от декларативности, а также от слабости соот ветствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в облас ти прав человека. Это скоординированный план государс твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог рессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ю. А. Дмитриев А. А. Златопольский "Гражданин и власть" , Москва, 1994 , стр. 19-42. 2. Конституция Российской Федерации. Коммента рий. Москва, "Юридич. литература", 1994.
3. Ю. А. Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт", 1991, стр. 24-41. 4. Е. И. Козлова О. Е. Кутафин "Конституционное право России", Москва, "Юристъ", 1995, стр. 203-214.
Страницы: 1, 2