Рефераты. Политические права российских граждан - (реферат)

p>видуальную свободу слова” [4 Дайси А. В. Основы государственного права Англии. - М. ,1907. ,с. 308. ] . Свобода манифестаций как важный элемент правово

    го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан
    ное с другими правами, свободами и обязанностями граж
    дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на
    государственные и общественные органы путем согласова
    ния и формирования мнения граждан и его выражения по
    различным вопросам общественной жизни, участия их в
    управлении жизнью общества и решении конкретных воп
    росов повседневной жизни. (Ю. А. Дмитриев)
    Правовое регулирование механизма реализации права
    граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри
    рует нелегкий путь юридической науки и практики от
    формально-догматического подхода к обьективно-реалис
    тическому.
    Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу
    ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли
    вали каких-либо ограничений на способы реализации назван
    ной свободы. При формальном закреплении политических
    прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял
    о том, что граждане могут реально воспользоваться этим
    правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов
    ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой
    ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан,
    приняли массовый характер, исполкомы местных Советов
    Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас
    тей поспешили принять временные правила организации и
    проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон
    страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой
    вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель
    ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз
    никло противоречие между нормой Конституции и поло
    жениями указанных актов.
    25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд
    ке организации и проведения митингов, уличных шествий,
    демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что
    впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения
    этих мероприятий следует исходить из положений Декла
    рации прав и свобод человека и гражданина , принятой
    Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво
    бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
    мероприятия при условии предварительного уведомления
    властей. Осуществление этого права не должно нарушать
    свободы и права других лиц. Не допускалось использование
    его для насильственного изменения конституционного
    строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной
    ненависти, для пропаганды насилия и войны.
    Этот Указ определил, что до принятия соответ
    ствующего российского закона упомянутый выше союзный
    указ на территории России применяется в части, не про
    тиворечащей указанной Декларации.
    Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти
    рует проведение следующих видов публичных мероприятий:
    собрания - совместного присутствия граждан в зара
    нее определенном месте и в заранее определенное время для
    коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
    митинга - формы организованного выражения общес
    твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова
    ний и других обращений граждан, проводимой в заранее
    определенном месте и в заранее определенное время ;
    демонстрации - формы организованного выражения
    коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу
    общественной и государственной жизни ;
    шествия - формы демонстрации, проводимой путем
    передвижения граждан по заранее определенному маршру
    ту ;
    пикетирования - формы публичного выражения кол
    лективного или индивидуального мнения, осуществляемой
    без шествия и звукоусиления путем размещения граждан
    у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран
    спорантов и иных средств наглядной агитации.
    В основе механизма правового регулирования любой
    конституционной политической свободы граждан должна
    лежать норма Конституции. Что касается свободы слова
    и печати, то к сожалению, она регулируется действующей
    Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста
    тье 29 получили закрепление права граждан на свободу
    мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и
    убеждений и право искать, получать и свободно распрост
    ронять информацию.
    Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу
    ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991
    года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в
    Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления
    свободой массовой информации.
    Собственно свобода печати Конституцией не урегу
    лирована.
    Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина
    ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв
    ляется частным проявлением свободы выражения своих
    мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна
    родно-правовым обязательствам России. Международный
    пакт о гражданских и политических правах в числе спосо
    бов выражения мнения указывает использование печати

как самостоятельное правомочие граждан. [5 Права человека. Сборник международных документов. М. ,1986. с. 56. ] Рассмотрим право на петиции. Это право на участие

    также не лучшим образом урегулировано действующим за
    конодательством . Достаточно отметить, что Консти
    туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме
    няя его громоздким определением "личные и коллективные
    обращения в государственные органы и к должностным ли
    цам"(ст. 33). Что же касается текущего законодатель
    ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ
    Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар
    та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле

ний, жалоб граждан ". [6 Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст. 192. ] При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на

    рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб
    лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль
    ных положений он не содержит.
    Стоит отметить, что в России действует доста
    точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст

вий и решений, нарушающих права и свободы граждан". [7Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, номер19, ст. 685. ]

    Однако им регулируется только судебный порядок рассмо
    трения петиций, и проблема остается не решенной.
    Таким образом, политические права и свободы граж
    дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им
    от рождения и обеспеченных законом основных возмож
    ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах
    как активно воздействовать на организацию и деятель
    ность государства и его органов, иных субьектов полити
    ческой системы, то есть политическую область обществе
    нных отношений, так и участвовать в социальной жизни
    общества.
    Конституционный статус личности в России - одно
    из важнейших достижений на пути преобразования общес
    тва. Это убедительное доказательство того, что наша
    страна идет по пути демократии и гуманизма , строит
    правовое государство. Многое сделано в сфере политичес
    ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для
    развития многопартийности, гласности, информации, дея
    тельности общественных организаций. Однако в целом кон
    ституционный статус личности реализуется далеко не
    полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни
    нельзя назвать благополучными.
    Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове
    ка, несомненно, отражает переходный характер современ
    ного этапа развития российского общества. Но "списывать"
    слабости и недостатки только на это было бы неверно .
    Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не
    преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от
    сутствие строгой и неотвратимой ответственности за
    их нарушения, незавершенность законодательства, страда
    ющего от декларативности, а также от слабости соот
    ветствующих государственных структур.
    Исправлению неблагоприятного положения призвана
    способствовать Федеральная программа действий в облас
    ти прав человека. Это скоординированный план государс
    твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции
    1993 года и международно-правовых обязательств России.
    Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог
    рессивных сил российского общества. Необходим строгий
    и постоянный контроль общественности за соблюдением
    прав и свобод человека в стране.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Ю. А. Дмитриев А. А. Златопольский "Гражданин и
    власть" , Москва, 1994 , стр. 19-42.
    2. Конституция Российской Федерации. Коммента
    рий. Москва, "Юридич. литература", 1994.

3. Ю. А. Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт", 1991,

    стр. 24-41.
    4. Е. И. Козлова О. Е. Кутафин "Конституционное
    право России", Москва, "Юристъ", 1995, стр. 203-214.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.