Рефераты. Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации - (курсовая)

p>Временно пребывающие в Россию иностранные граждане и лица без гражданства подлежат регистрации в пунктах прибытия в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни. По этому признаку всех этих лиц можно поделить на пять категорий:

1) освобожденные от регистрации (лица, не достигшие 18 лет, туристы, транзитные пассажиры, члены парламентских и правительственных делегаций и др. ); 2) регистрируемые в МИДе (лица, имеющие дипломатические и служебные паспорта, и др. );

    3) регистрируемые в российских принимающих организациях;
    4) регистрируемые в гостиницах;
    5) регистрируемые в ОВД.

Иностранцы и лица без гражданства после переезда на территорию другого субъекта Федерации обязаны регистрироваться и там. Можно различать лиц, получивших визу на въезд, и тех, кто использовал право на безвизовый въезд. При визовом режиме въезда гражданин регистрируется на срок, не превышающий времени, указанного в визе на въезд. ОВД вправе продлить визу, а значит, и срок пребывания. Регистрация производится путем оттиска штампа и записи в заграничном паспорте.

В июне 1997 г. был принят закон г. Москвы “Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию”. По этому закону регистрация иностранных граждан по месту пребывания производится на срок не более шести месяцев в календарном году, студентов дневных отделений вузов— на срок обучения, прибывших на работу — на срок трудового договора. Регистрация граждан, поселяющихся в гостиницах, домах отдыха, помещенных в больницы, производится администрациями этих учреждений. Все остальные обязанные регистрироваться граждане делают это в ОВД. О регистрации по месту пребывания выдается свидетельство установленного образца. В связи с этим с иностранных граждан, воспользовавшихся безвизовым режимом въезда, взимается плата в сумме трех МРОТ. В соответствии с действующими правовыми нормами снятие с регистрации — это скорее право, нежели обязанность гражданина. Органы внутренних дел снимают с регистрации по месту жительства лиц, подавших заявления о регистрации по новому месту жительства. Призванные на военную службу снимаются с регистрационного учета на основании сообщений военкоматов, осужденные к лишению свободы— на основании вступившего в законную силу приговоров судов. Если граждане, выбывающие на новое место жительства, хотят сами сняться с регистрационного учета по последнему месту жительства, они должны подать об этом заявление в произвольной форме лицам, ответственным за соблюдение правил регистрации. К заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий личность его автора. В заявлении должен быть указан адрес, по которому лицо выбывает. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется после их снятия с воинского учета. Ответственные лица обязаны передать в трехдневный срок заявление и документы в ОВД. Сотрудники ОВД тоже в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета путем проставления в их паспортах штампов и записи. Если при регистрации заполняются листки прибытия, то при снятии с нее —листки убытия. В ОВД в листках убытия лиц, имеющих судимость, проставляется условная отметка“17”. Листки убытия и прибытия заполняются для статистического и иных учетов, адресно-справочной работы.

Лица, состоящие на учете по месту пребывания, автоматически считаются снятыми с учета по окончании срока, на который они были зарегистрированы или со дня выбытия из гостиницы, дома отдыха, санатория, больницы и других подобных учреждений.

    Право на получение заграничного паспорта.

Часть 2 ст. 27 Конституции России гласит: “Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию”. Административно-правовые гарантии этого права установлены Федеральным законом“О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” [4 СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4029]. В соответствии с этим законом 21 декабря 1997 г. Президент России издал Указ, в п. 1 которого сказано: “Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за ее пределами”. Названные правовые акты, а также ряд постановлений Правительства России, приказов МВД РФ образуют административно-правовую основу реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее.

Все четыре вида заграничных паспортов, с одной стороны, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за ее пределами. А с другой — документами на право выезда из России в любую страну мира. Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условиях, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) связаны с работой лица, являются специальными. Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые одновременно являются обязанностями. Чтобы реализовать право на выезд из России, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Точно так же гражданин обязан получить права на управление транспортным средством, если он хочет сам эксплуатировать автомобиль, сдать конкурсные экзамены, если хочет стать студентом государственного института. Но в отличие от общей обязанности получать паспорт (соблюдать санитарные правила и т. д. ) правообязанность иметь заграничный паспорт (лицензию и т. д. ) связана с желанием гражданина реализовать определенное право.

Выдача заграничного паспорта — необходимое условие свободного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением въездной визы в другую страну он должен самостоятельно обращаться в дипломатическое представительство (консульское учреждение) этого государства в России. Общегражданский заграничный паспорт выдается гражданину России, если он лично или через своего законного представителя обратился с письменным заявлением в ОВД.

В ч. 1, 3 ст. 8 Закона о порядке выезда было сказано, что паспорт выдается ОВД по месту жительства, а гражданину России, проживающему за ее пределами, — дипломатическим представительством Российской Федерации в государстве его пребывания. Эти положения Конституционный Суд своим постановлением от 15 января 1998 г. признал несоответствующими Конституции России. В постановлении сказано:

В соответствии с Законом наличие заграничного паспорта является необходимым условием реализации права каждого свободно выезжать за пределы России. Существующий порядок выдачи паспорта ограничивает данное конституционное право для лиц, не находящихся но тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. Практически невозможным оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением. Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы России и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения. Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2), 55 (часть 3), положения части первой статьи 8 Федерального закона“О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение части третьей той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства за пределами се территории, заграничного паспорта.... Выполняя постановление Конституционного Суда РФ, МВД внесло в Инструкцию о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 26 мая 1997 г. в п. 1. 3 такое дополнение:

Оформление и выдача паспорта гражданину Российской Федерации, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, производится органами внутренних дел по месту фактического проживания. В п. 4. 4 Инструкции МВД от 26 мая 1997 г. говорится: При получении паспорта для выезда из Российской Федерации за границу для проживания или выезда в этих целях с ранее полученным паспортом гражданин предъявляет свой основной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин Особинский обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании этого положения недействительным. Верховный Суд РФ 16 июля 1998 г. жалобу заявителя удовлетворил по следующим основаниям [5 БВС РФ. 1999. №2. С. 5].

В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”заграничный паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства. Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в заявлении установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, место жительства и место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. Содержащееся в п. 4. 4 Инструкции требование о необходимости снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства при получении заграничного паспорта не предусмотрено требованиями действующего законодательства и противоречит положениям упомянутых норм Федерального закона, не устанавливающим такую обязанность. Это требование не может быть признано законным.

Для оформления паспорта гражданин в заявлении установленного образца должен указать свои: • фамилию, имя, отчество (в том числе имевшие место ранее); • дату и место рождения;

    • место жительства;

• место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет. Он должен также представить основной документ, удостоверяющий его личность, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины за оформление паспорта в размере двух МРОТ и об оплате стоимости бланка паспорта (0, 5 МРОТ).

Гражданин России вправе также подать заявление, представить все необходимые документы с целью получения заграничных паспортов на своих несовершеннолетних детей. Закон и подзаконные акты прямо не устанавливают возраст, при наступлении которого гражданин, выезжающий за границу, обязан иметь свой заграничный паспорт. На практике сложилось правило, что до 18 лет гражданин вправе выезжать из России и без заграничного паспорта (например, с родителями), а достигшие совершеннолетия для выезда из России обязаны получить заграничный паспорт.

В заявлении об оформлении паспорта гражданин России указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных федеральным законом, которые могли бы препятствовать ему покинуть Россию.

До принятия решения о выдаче паспорта паспортно-визовая служба устанавливает, не имеется ли в отношении заявителя указанных в законе ограничений, по которым ему может быть временно отказано в выдаче паспорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.