Рефераты. Право в средние века в странах западной Европы - (реферат)

Право в средние века в странах западной Европы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
    1. Право в государстве франков

Источники права. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы Саксонскую и т. п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в. ).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она: представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков; отражает пережитки первобытнообщинного строя;

раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

    защищает интересы имущих и их частную собственности;

отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии. Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины.

В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю. Частная собственность на землювозникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду саллодами существовали прекарии- земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме: Феодальная собственность на землю

    Королевские земли
    Церковные земли
    Общинные земли
    Аллод (полная собственность)
    Прекарий
    Бенефиций (условное пожизненное держание)

Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.

К исполнению договорных обязательствкредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. Наследование было возможно по наследству –сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины. Наследования по завещаниюне было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия- передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления.

За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях. Различаются 3 вида кражи:

    а) на сумму от 2 динаров и выше;
    б) на сумму от 40 динаров и выше;
    в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

    1) возмещение ущерба и 120 ударов;
    2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;
    3) смертная казнь и т. д.

Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

    нарушение предписаний короля;
    преступление против личности;
    имущественные преступления;
    преступление против отправления правосудия.

В качестве санкцийза преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить: сохранение пережитков первобытнообщинного строя;

    более энергичную защиту интересов имущих;

отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;

    чрезмерная тяжесть материального наказания;
    казуистичность права.

Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т. е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела.

Практиковались в качестве доказательства ордалии, т. е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде.

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим. В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.

Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать: состязательная форма процесса;

    равенство прав и обязанностей сторон в процессе;

единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса; возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего; суд выступает в процессе в роли арбитра, в сборе доказательств участия не принимает;

    формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким образом, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное право. Право древних франков оказало значительное влияние на становление правовых систем стран Западной Европы.

    2. Особенности становления и развития права во Франции

IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т. е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.

    Появление этого принципа объяснялось:

1) господством натурального хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;

2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на 2-е части, приблизительной границей между которыми является река Лаура. Территория южнее этой границы называлась "страной писаного права" ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение "общего обычая". Север Франции считался страной "обычного права" ибо территориальные обычаи кутюмы являлись основным источником права.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.