Канал внешнеэкономических связей может использоваться противником также и для осуществления вредительских акций, предотвращение которых также относится к задачам органов госбезопасности.
Пограничники помимо осуществления своей главной функции охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления и пресечения фактов перемещения через Государственную границу любых видов контрабанды.
Сотрудники подразделений таможенной службы, прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и ( при возникновении оперативной необходимости ) с сотрудниками местных органов госбезопасности. Место расположения подразделений таможенной службы, как правило, совпадало с дислокацией КПП погранвойск.
В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле сторон была определена четко. С появлением органов Государственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.
С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.
В связи с отсутствием нормативной базы, адекватно отражающей происшедшие изменения и четко определяющей роль и место каждой структуры в общей борьбе, в реальных условиях в основном состоявшегося и продолжающегося перераспределения функциональных обязанностей между ними, пока еще имеет место то и дело возникающие нежелательные осложнения, обусловленные как проявлениями ностальгии по отжившей прежней практике, так и необоснованными попытками принижения роли в общем деле какого-либо ведомства.
Положение усугубилось еще и увеличением числа субъектов оперативно-розыскной деятельности, привычное представление о содержании которой ранее почти отождествлялось прежде всего с контрразведывательной ( разведывательной )деятельностью органов госбезопасности, в усеченном объеме - с деятельностью оперативных подразделений погранвойск, частично - с розыскной работой подразделений уголовного розыска и БХСС МВД, но и только. В истории становления и развития спецслужб подобные проблемы возникали не раз. Впоследствии они, как правило, хотя и небезболезненно, преодолевались. Совсем недавно такое было в связи с освоением нового направления борьбы - борьбы сорганизованной преступностью, в которую вслед за органами милиции включились органы госбезопасности. Нельзя сказать что данная проблема решена полностью, тем более что в область борьбы с организованной преступностью теперь возникают интересы специальных подразделений таможенных органов. Но уже ясно, что зоны ответственности и сферы влияния на этом направлении борьбы уже обозначились, заработал и уже совершенствуется механизм координации и взаимодействия между ведомствами.
Проблемы организации координации и взаимодействия в деле обеспечения экономической безопасности - это проблемы трехуровневые:
- межведомственные - самые болезненные и заметные, актуальные и сложные; - внутриведомственные - не менее актуальные, но мене заметные, обусловленные трудностями структурирования и определения границ функциональности вновь формируемых специальных служб таможенных органов; - проблемы межгосударственные, международные.
Есть, однако, проблема, которая заслуживает того, чтобы привлечь к ней всеобщее внимание, хотя она и является внутриведомственной проблемой ГТК. Это проблема наполнения таможенных специальных подразделений профессиональными кадрами, то есть кадровая проблема.
Процесс комплектования таможенных специальных подразделений исполнителями с оптимальным сочетанием деловых и личных качеств идет сейчас интенсивно и одновременно несколькими путями.
1. Это отбор кадров из среды таможенников с базовым высшим образованием и последующая переподготовка по специальной программе в условиях Российской таможенной академии ( РТА ) с отрывом и без отрыва от производства. 2. Фундаментальная подготовка на базе общего среднего образования на правовом факультете РТА.
Сегодня и на ближайший обозримый период основным резервом пополнения являются вышедшие в запас профессионалы розыскники ( разработчики-агентуристы ) из родственных правоохранительных структур. Это объективно неизбежно и полезно, ибо с самого начала создается слой умельцев, которые в ближайшем будущем смогут повести за собой вновь подготовленных специалистов таможенной формации. А, как известно, профессиональное мастерство в значительной мере наращивается путем передачи секретов ремесла из рук в руки. Однако, не следует забывать о различиях в методиках противодействия, с которыми приходят в таможенные органы выходцы из других правоохранительных структур.
Будучи во многом сходными ( " борьба " и " оперативно-розыскная деятельность " - вот что " роднит " всех профессионалов ), тем не менее каждая из методик существенно отличается одна от другой, а в отдельности ни одна из них в " чистом виде " не может быть противопоставлена особенностям тактики той или иной разновидности противника, противостоящего таможенникам.
Разработка методики противодействия, адекватной таможенной специфики, возможно, комбинированной, а в конечном счете - своей специфической - вот еще одна проблема. Словом, если речь идет о практических шагах по организации координации и противодействия с таможенными органами в деле борьбы с контрабандой и другими видами посягательств на экономические интересы страны, желательно помнить, что процесс профессионального становления специальных подразделений ГТК идет не равномерно в Центре и на местах, что это требует времени и терпения.
Отсутствие взаимопонимания порой проистекает от, того что многими пока еще не усвоено, что таможенная служба стала вполне самостоятельной и мощной государственной правоохранительной структурой. С другой стороны, понятно, что настоящее уважение и признание к таможенным розыскникам приходит не сразу, а постепенно и с ростом их профессионализма. В ближайшее время представляется необходимым:
1. Для совершенства деятельности по обеспечению экономической безопасности страны, правоохранительных структур в целом и специальных подразделений таможенных органов, в частности - определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности заинтересованных специалистов и служб Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления Генерального штаба, Федеральной службы налоговой полиции и Налоговой инспекции.
2. На основе четкого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций.
3. В интересах ускоренного становления таможенных органов как правоохранительной структуры организовать интенсивную подготовку профессионалов оперативного розыска на собственной учебно-методической базе Российской таможенной академии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.
4. В рамках плана НИР Российской таможенной академии активизировать разработку основ методологии оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, включая:
- теоретическое осмысление понятия, роли и места оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны;
- научное обоснование границ функциональности специальных подразделений таможенных органов и других правоохранительных структур и линий сопряжения между ними;
- определение путей становления и развития специальных служб таможенных органов на основе результатов анализа и обобщения оперативно-розыскной практики в Центре и на местах и изучения опыта подобной работы в родственных структурах. Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия возможно лишь при условии соблюдения всеми заинтересованными службами и подразделениями принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению экономической безопасности, при строгом следовании логике здравомыслия и четкой ориентации на интересы общего дела, исключающей проявления ведомственной амбициозности и конъюктуризма.
Примат целесообразности и державных интересов - вот ключ к решению проблем. Исследуя данную проблему об осуществлении правоохранительной деятельности таможенными органами в России, в работе была сделана попытка раскрыть основные правовые вопросы организации и деятельности таможенной службы в период её становления и укрепления. Всё это происходит в сложных условиях осуществления в стране политических и экономических преобразований.
Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.
Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.
Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.
Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и НТП. Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и перечислению их в бюджет.
Трудный этап становления отечественной таможенной системы уже пройден. Теперь стоит задача создать необходимые условия, чтобы страна могла полноценно включиться в сложную систему правовых и мирохозяйственных отношений. Поэтому в апреле 1996 года была представлена целевая программа развития таможенной службы РФ на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года.
Создание системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению контрабанды. Одно из заключительных особенностей российской таможни является ее державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности. Известная всем крылатая фраза "таможенника" Верещагина: "Я мзду не беру. За державу обидно ! " стала символом государственно-мыслящего человека.
Но к сожалению не все российские таможенники помнят об этом. Опыт работы большинства из таможенников чуть больше 2 лет, за количеством упустили качество. В отдельных случаях это привело к разболтанности кадров, правонарушениям и служебным преступлениям.
Так за 1996 год 0, 3 процента состава службы совершили те или иные правонарушения. Привлечено к уголовной ответственности за получение взяток - 86 человек, за содействие дачи взяток - 5, за злоупотребление служебным положением - 38, за должностной подлог - 27. Ничто так не наносит вред авторитету таможенной службы, как правонарушение среди самих таможенников. Поэтому главное в работе с кадрами - это повышение уровня профессионализма и дисциплины. Без улучшение кадровой работы нельзя решить поставленные перед службой задачи. В дипломной работе рассмотрены вопросы становления и развития структур и институтов, которые осуществляют именно правоохранительную деятельность в российской таможенной службе. Уделено внимание международно-правовому сотрудничеству в сфере таможенного дела. Раскрыта трехзвенная система управления таможенным делом, правовые основы организации и деятельности таможенных органов при осуществлении правоохранительных функций. Россия - мощная индустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда отсутствуют границы, идет нарушение таможенного законодательства. В связи с этим в дипломной работе большое внимание уделено вопросам правоохранительной функции таможни, механизмам борьбы с этими правонарушениями, а также вопросам взаимодействия в этой сфере с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями организациями и гражданами.
Таким образом в дипломной работе проанализированы наиболее важнейшие функции таможенных органов, новшества, которые появились в таможенном деле в связи с принятием нового таможенного кодекса, а также правоохранительный статус таможенных органов Российской Федерации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Конституция Российской Федерации, 1993 г. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, 1960 г. Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.
Закон РСФСР от 18. 04. 91 “О милиции”, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991г. № 16. Закон от 17. 01. 92 г. “О прокуратуре Российской Федерации”, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992 г. № 8. Закон РСФСР от 05. 03. 92 г. “О безопасности”, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992г. № 15. Закон РФ от 01. 04. 93 г. “ О государственной границе Российской Федерации”, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 17. Закон РФ от 28. 04. 93 г. “О государственной охране высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных лиц”, Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 21. Закон РФ от 24. 06. 1993 г. “О федеральных органах налоговой полиции”, Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 29. Федеральный закон от 03. 04. 95 г. “ Об органах федеральной службы безопасности в РФ”, Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 15. Федеральный закон от 20. 04. 95 г. “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 17. Федеральный закон от 12. 08. 95 г. “ Об оперативно-розыскной деятельности”, Собрание законодательств РФ. 1995 г. Таможенное законодательство. СЗА -М. , 1994 г. с. 5.
Указ Президента РФ “О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ”, СЗА -М. , 1993 г. , с. 16.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29. 06. 79 г. “О практике применения судами общих начал назначения наказания”. Приказ ГТК РФ № 7 от 09. 01. 94 г. “Об организации отделов дознания в таможенных органах России”. Приказ ГТК РФ № 687 от 22. 12. 94 г. “Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений таможенных органах”.
Приказ ГТК РФ № 345 от 25. 05. 95 г. “Об утверждении типового положения об отделе таможенных расследований таможни Российской Федерации”.
Приказ ГТК РФ “Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ”. Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с. 4. Приказ ГТК РФ № 96 от 03. 03. 97 г. “Об утверждении типового положения об отделах собственной безопасности регионального таможенного управления и таможен”.
Габригидзе Б. Н. , Зобов В. Е. “Таможенная служба в РФ”. -М. , 1993 г. с. 96. Габригидзе Б. Н. “Таможенное право”. -М. Издательство “Бек”. 1995 г. с. 313. Габригидзе Б. Н. “Таможенные органы РФ”. -М. “Государство и право”. - 1995 г. № 3. С. 16-20. Гуценко К. Ф. “Правоохранительные органы”. Учебник для ВУЗов. - М. Издательство “БЕК”. 1995 г. с. 1-5. Долгов А. И. , Дьяков C. В. “Организованная преступность”. -М. “Юридическая литература”. 1989 г. с. 210, 211, 253. Козыкин А. Ф. , Самойленко П. И... “Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел по фактам противоправного перемещения валютных ценностей через таможенную границу”. Учебно-практическое пособие. Издательство ГТК России. -М. 1996 г. Круглов А. С. “Таможня меняет приоритет”. -М. “Экономика и жизнь”. 1993 г. № 17, с. 16. Кулишер И. М. “Очерки по истории таможенной политике”. -СПб. 1903 г. , с. 19, 33. Минцлав С. Р. “В таможенном мире”. Трапезонд, 1917 г. , с. 35, 37. Шапошников Н. Н. “Таможенная политика России”. с. 45.
Чернушевич М. “Материалы к истории пограничной стражи. ”, Ч. 1. -М. 1900 г. , с. 27, 46, 62, 78, 83, 89. Феофанов Ю. “ Если “можно” значит можно, если нельзя, то нельзя”. - М. “Закон”. 1995 г. № 3, с. 13-18. Пограничник № 1, 1906 г. с. 15. Контрабанда и борьба с ней. - М. , 1925, с. 2. Пограничник, 1908 г. № 30, с. 663, 664.
Собрание узаконений и распоряжений правительства. 31 января 1898 г. , № 14. Белая книга Российских спецслужб. Издание 2, информационно-издательское агенство“обозреватель”. -М. 1996 г. Таможенный вестник, № 7, издание ГТК России. -М. 1993 г. Таможенный вестник, № 8-9, издание ГТК России. -М. 1995 г. Таможенный вестник, № 3-4, издание ГТК России. -М. 1996 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13