Рефераты. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ - (реферат)

p>Случаи обязательных аудиторских проверок ( в законодательных актах).

Как упоминается практически во всех нормативных актах, регулирующих аудиторскую деятельность в России, аудит подразделяется наобязательный и инициативный. Например, во Временных правилах ( См. ВВС 1992 г. № 29, ст. 1008) , утверждённых Указом Президента, данное разграничение было зафиксировано следующим образом:

“Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная -- по решению экономического субъекта. Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов, определённых настоящими Временными правилами. ”.

Обязательная аудиторская проверка: 07. 12 94 г. в Постановлении правительства РФ № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке”были определены 4 критерия обязательности ежегодного аудита. Кроме того, практически следом (26. 12. 94г) был подписан и приказ Минфина РФ № 170“ О положении о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ” и в п. 82 этого Положения указано: “В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня следующего за отчётным года и квартальную -- не позднее 60 дней по окончании отчётного периода. В состав публикуемой бухгалтерской отчётности включается аудиторское заключение, подтверждающее её достоверность”.

Какие экономические субъекты подлежат обязательной аудиторской проверке? 1 критерий: по организационно - правовой форме экономического субъекта ----- ОАО вне зависимости от наличия на конец отчётного года количества участников (акционеров).

2 критерий: по виду деятельности экономического субъекта -- а)-банки и др. кредитные учреждения;

б)-страховые организации и общества взаимного страхования; в)-товарные и фондовые биржи;

    г)-инвестиционные и чековые инвестиц. фонды;
    д)-внебюджетные фонды;
    е)-благотворительные фонды;

ж)- другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена ФЗ, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

3 критерий –по источникам формирования уставного капитала --- экономические субъекты, имеющие в их уставном капитале (уставном фонде) долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

4 критерий--- по финансовым показателям деятельности экономических субъектов (кроме находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности): имеющие хотя бы один из следующих финансовых показателей их деятельности --- ---- объём выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 000 раз МРОТ;

    либо

---- сумма активов баланса, превышающая на конец отчётного года в 200 000 раз МРОТ;

Особой разновидностью обязательной аудиторской проверки является так называемая“принудительная”проверка, т. е. проверка, осуществляемая по поручению правоохранительных органов: органов дознания и следователя (при наличии санкции прокурора), суда, прокурора, арбитражного суда (ст. 19 Временных правил). Это возможно, например, в ситуации для разоблачения лжебанкротств и т. п.

Инициативная аудиторская проверка- проводится по решению самого экономического субъекта, когда клиенты аудиторских фирм, почувствовавшие насущную потребность в аудиторской проверке, решали провести проверку по собственной инициативе. Причинами подобных ситуаций чаще всего являлись и по настоящее время являются:

а)- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера; б)- необходимость квалифицированных экономико - правовых консультаций; в)- потеря управления над финансами в отдельных компаниях по мере их развития и расширения деятельности, а также по мере обрастания филиалами; г)- тупиковые ситуации, когда компания платит в бюджет из-за запутанного налогового законодательства слишком много;

д)- необходимость обеспечения эффективной системы управления финансами, финансовой безопасности клиента;

е)- боязнь налоговой полиции или инспекции либо потребности в защите своих интересов и др.

    Правовое значение аудиторского заключения.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Временные правилаопределили заключение аудитора как особый документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органовВременные правилауравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

С 1997 г. , как мы уже отмечали, в соответствии с ФЗ № 129- ФЗ от 21. 11. 96г. “О бухгалтерском учёте”-- аудиторское заключение включается в состав годовой бухгалтерской отчётности определённых экономических субъектов как обязательный элемент этой отчётности. В условиях России это повысило значение аудиторского заключения, выполняющего роль важнейшего средства передачи информации. От аудитора однозначно требуется: а)- либо выразить мнение относительно бухгалтерской отчётности в целом; б)- либо заявить, что составить такое мнение об отчётности не представляется возможным, и привести причину данного обстоятельства.

    Заключение состоит из 3-х частей:
    1)- Вводная часть (реквизиты аудитора);
    2)- Аналитическая часть

а)- наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка);

б)- результаты экспертизы организации бухгалтерского учёта, составления соответствующей отчётности и состояния внутреннего контроля; в)- факты выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, а также нарушений законодательства;

3)- Итоговая часть ( Запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде даётся оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учёта).

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Основные виды аудитов, аудиторских услуг и виды аудиторов, а также условия и виды аудиторской деятельности достаточно разнообразны, а также то , что, обслуживая очередного клиента аудитор должен чётко определить характер проводимой им работы, и степень ограничения собственной ответственности ---- во многом это определяется темиформамиаудиторского заключения, которые он сочтёт уместными и единственно верными, соответствующими результатам работы.

Например, фирма может просто оказывать своим клиентам помощь в восстановлении бухгалтерского учёта, но в таком случае она не имеет права подвергать её аудиту (будет нарушен принцип независимости аудитора, ибо он будет вынужден давать оценку результатам своей собственной работы). В этом случае будут уместны весьма многие заключительные процедуры: составление акта сдачи - приёма выполненных работ и т. д. Но представление аудиторского заключения, конечно же будет совсем неуместным. И поВременным правиламаудиторы могут даже понести строгую ответственность за представление аудиторского заключения такому клиенту.

Аудиторское заключение составляется по одной из следующих форм: 1)- безусловно положительное (мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта означает, что эта отчётность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчётную дату и финансовых результатов его деятельности за отчётный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в РФ.

2)- условно положительное ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах обеспечивает отражение, за исключением определённых в аудиторском заключении обстоятельств (например, если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством))).

3)- отрицательное заключение ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах не обеспечивает отражение (например, выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчётности являются в высшей степени существенными и определяющими либо администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчётности)).

4)- аудиторское заключение с отказом выражения мнения( аудиторы не могут выразить и не выражают мнение о достоверности проверенной отчётности во всех существенных аспектах ). Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например, потеря аудитором независимости, существенные события после даты баланса или неопределённость ситуации, ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обстоятельствами.

    Заключение.

После рассмотренных нами вопросов в этой работе, аудит можно охарактеризовать как процесс интеллектуального (исследовательского) труда высококвалифицированных специалистов. В результате аудита снижается уровень информационного шума в бухгалтерской отчётности проверяемых экономических субъектов и обретается некое новое знание.

Мы рассматривали аудиторскую деятельность по действующим нормативным актам (Указ Президента и Временные правила). Можно сделать вывод, что появилась потребность в подготовке и принятии Федерального закона“Об аудиторской деятельности”, который будет согласоваться с новым Гражданским Кодексом РФ и который избежит те недостатки, что имеются во Временных правилах осуществления аудиторской деятельности.

    Литература.

Хозяйственное право. Учебник для вузов. Издательство БЕК, 1994г. Гражданский Кодекс РФ.

Указ Президента РФ от 22. 12. 93 № 2263. “Об аудиторской деятельности в РФ” ( Вместе с “Временными правилами аудиторской деятельности в РФ”). Распоряжение Президента РФ от 04. 02. 94. г № 54-рп “Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ”. Постановление Правительства РФ от 06. 05. 94г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ” ( вместе с “Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности”, “Порядком выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности”. Постановление Правительства РФ от 07. 12. 94 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которых их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” в редакции Постановления Правительства РФ от 25. 04. 95г. № 408. И. В. Дойников “ Предпринимательское право”, Изд -во “Брандес”, 1997г. Монтгомери “Аудит”, под ред. проф. Я. В. Соколова, изд-во “ЮНИТИ”, 1997г. А. А. Терехов, “Аудит”- М: Финансы и статистика, 1998г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.