В каждом из рассматриваемых законов содержится глава, регулирующая правовое положение государственного служащего. Лишь закон Якутии не содержит специальной главы (раздела), а соответствующие статьи, такие как права, обязанности государственного служащего, гарантии, поощрения и тому подобное содержатся в нескольких разделах. В целом соответствующие главы повторяют положения Федерального Закона и на наш взгляд нет необходимости подробно на них останавливаться. Отметим лишь, что отдельной статьей выделено сохранение государственной тайны и ряд законов содержит статью о компенсационных выплатах и пособиях для государственных служащих. Например, Закон Башкирии гарантирует служащему возмещение расходов и другие компенсации в связи с приемом на службу, в связи с переводом в другой государственный орган, в другую местность, в связи с командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья и другие выплаты. [26Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26. 03. 93 г. № 4418-XII]
Отражен в законах и такой процессуальный аспект государственной службы как ее прохождение, включающее порядок поступления, нахождения и увольнения со службы. Здесь же в ряде законов введена статья опровержения по государственной службе (см. Приложение 1). Она гарантирует продвижение, при условии успешного выполнения должностных обязанностей, с учетом результатов стажировки, прохождения, повышения квалификации или переквалификации, рекомендации аттестационной комиссии. Следует также отметить присутствие одной или нескольких статей, касающихся отставки государственного служащего. Федеральный Закон в статье 21 пункте 8 называет лишь одно основание отставки - выход на пенсию. [27 ФЗ “Об основах гос. службы РФ” .... ]Республиканские же законы устанавливают порядок отставки лиц замещающих конституционные и административные должности, называя несколько оснований. Например, Закон Башкирии выделяет такие основания как достижение предельного возраста и соответствующая инициатива, временная отставка, по заявлению лица занимающего высшую или главную государственную должность, в связи с упразднением государственной должности. [28 Закон республики Башкортостан .... ]Таким образом в республиканском законодательстве вопрос об отставке рассматривается шире и расширение круга оснований отставки предоставляет государственным служащим, на наш взгляд, дополнительные гарантии от неправомерного увольнения. В целом же законодательство республик содержит те же процедуры прохождения службы что и в Федеральном Законе.
Рассматриваемые законы предусматривают и создание специальных органов на уровне субъектов федерации по делам о государственной службе. В Татарстане это Департамент по делам государственных служащих, в республики Марий Эл управление, в Якутии это кадровое управление администрации Президента республики и так далее. Подводя итог. необходимо отметить, что законы республик контрастируют с актами соответствующего характера краев и областей. Некоторые законы являются по сути актами суверенных государств (Татарстан; Якутия). В них нет ссылок на Конституцию Российской Федерации и Федеральные Законы, а ряд положений не соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному Закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации”.
2. 2. Государственная служба областей, г. Москвы как субъектов Российской Федерации.
Рассматривая законы областей России и Временное Положение г. Москвы необходимо отметить, что все они принимались в разное время, отсюда их некоторые содержательные отличия. Так закон Воронежа и Временное Положение г. Москвы были приняты до Федерального Закона “О государственной службе”, поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий государственных должностей. Кроме этого закон Воронежа призван регулировать не только государственную службу, но и службу в органах местного самоуправления, хотя Конституция России не относит данные органы к системе органов государственной власти и данная служба должна регулироваться самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу же после Федерального, поэтому в нем нашли отражение практически полностью положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе республиканских. Данный законопроект пытается более детально регламентировать государственную службу и это является особенностью этого региона в определении подходов к государственной службе. На наш взгляд такие подходы к концепции закона сложились в результате влияния института регионального законодательства Иркутской области и в частности разработанного ими модельного кодекса областной (краевой) государственной службы. [29Модельный Кодекс областной (краевой) гос. службы. - Иркутск. Вост. Сиб. кн. изд-во. 1995]Таким образом предпринята попытка объединить воедино правовые нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный правовой акт.
В первых главах во всех рассматриваемых правовых актах отражены общие положения государственной службы, даны понятия службы, государственной должности, определены принципы построения государственной службы, законодательное регулирование и тому подобное в рамках Федерального Закона. В отличие от республиканских законов, областные обязательно содержат ссылки на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие. Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и соответствующую классификацию государственных должностей по категориям “А”, “Б”, “В”, чего не содержат республиканские законы.
В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности, гарантии для государственных служащих. Все законы признают за государственным служащим право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, на запрос в установленном порядке информации, право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы и так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного, муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие в забастовках и так далее. Более шире в законах областей и положении г. Москвы отражены социальные льготы для государственных служащих (см. Приложение 2). так во временном Положении г. Москвы государственным служащим гарантируется в пункте 18 бесплатный проезд на городском транспорте, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, семье гарантируется возмещение расходов на погребение служащего, вышедшего на пенсию за счет городского бюджета. [30Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28. 04. 95 г. № 222-РМ. ]
В законах и Положении содержаться гарантии по обеспечению государственных служащих жильем. Так в статье 31 Свердловского закона, в пункте 2 указывается, что в установленном федеральным или областным законом порядке государственному служащему предоставляется отдельная квартира (жилой дом), либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и с погашением
70 % ее за счет областного бюджета. [31Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от 18. 10. 95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Обл. Думы. Вып. 10. ]Особо необходимо отметить законопроект Читинской области, который в главе 3 регулирует правовой статус и ряд гарантий для государственных должностей. категории “А” (см. Приложение 2). Так,
статья 9 устанавливает для указанных должностных лиц отпуск продолжительностью 36 рабочих дней и дополнительный отпуск 12 рабочих дней. В других же законах, в том числе республик, дополнительный отпуск устанавливается от стажа государственной службы. Закон Свердловской области в статье 33 устанавливает дополнительный отпуск в 5 дней служащим, имеющим стаж от 5 до 10 лет службы, 10 дней - от 10 до 15 лет службы и 15 дней после 15 лет службы. [32 Там же] В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших - испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому подобное. В отличие от республиканских законов. отставка предусматривается только в связи с достижением пенсионного возраста. Только закон Свердловской области дает еще одно основание в статье 27, это личное желание государственного служащего, однако не указывает в связи с чем служащий может уйти в отставку по личному желанию. [33Обл. Закон “О гос. службе Свердловской области”. Ведомости Свердл. обл. Думы. Вып. 10 (ноябрь 1995), с. - 80-106]
Законами областей и г. Москвы предусматривается создание специальных органов по вопросам государственной службы, в виде управлений по вопросам государственной службы. Основная их задача это координация деятельности по реализации задач поставленных федеральным и областными законами и других вопросов государственной службы.
В отличие от республиканских законов областные, как и федеральный, предусматривают переходные положения (см. Приложение 2). Основная их задача обеспечить плавный переход к новой системе государственной службы. Так статья 39 Воронежского закона в пункте 2 предусматривает запрет увольнения в течение 2 лет, с момента вступления в силу закона, лиц, профессиональный уровень которых не соответствует требованиям законодательства о государственной службе и обязывает соответствующие государственные органы принять меры переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. [34Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе Воронежской области” от 01. 02. 95 г. № 10-З]В действительности необходимо отметить, что с принятием Федерального Закона, требующего обязательное профессиональное образование по специальности “государственное управление” или равноценное с ним образование (статья 6 пункт 4), перед государственными органами встает проблема достаточно массовой переквалификации работников аппаратов, так как большинство из них не имеет специального образования и образования, которое может быть признано равноценным.
В отличие от остальных законов и Положений, как уже отмечалось выше, законопроект Читинской области имеет ряд дополнительных глав (см. Приложение 2). Эти главы более детально, по сравнению с остальными законами, регламентируют особенности обеспечения деятельности государственных служащих. Так статья 23 главы 5 проекта гласит, что гарантии для государственных служащих устанавливаются в целях обеспечения профессионализма и авторитета областной государственной службы. Статья 26 устанавливает конкретные размеры надбавок к должностному окладу за классный чин, что в других законах отсутствует. так служащему, имеющему третий класс выплачивается 25 % от должностного оклада, для второго класса - 50 %, для третьего - 75 % от установленного должностного оклада. Эта же статья устанавливает размеры надбавок за особые условия службы, за выслугу лет (до 40 % от установленного оклада). [35Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений). ]Также конкретно определены размеры премий за квартал, за выполнение специальных заданий единовременной, статьей 27 законопроекта. Статья 35 устанавливает размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим при наличии 12, 5 лет стажа службы у мужчин и 10 лет стажа у женщин. Таким образом мы видим. что указанный законопроект, по сравнению со всеми рассмотренными выше более детально пытается конкретизировать положение Федерального Закона о государственной службе. В том же русле изложена и глава 6 законопроекта Читинской области (см. Приложение 2) и главы 8. Так, глава 8 регламентирует порядок разрешения споров, проведение служебного расследования, в связи с прекращением государственной службы. Статья 57 определяет служебное расследование как комплекс мер, принимаемых уполномоченным областным государственным органом с целью установления и проверки фактов нарушения законодательства об областной государственной службе. [36 Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области.... ] В законопроекте также, в отличие от всех других, статья 47 регулирует Резерв областной государственной службы. Резерв определяется как перечень лиц состоящих в резерве областной государственной службы и при прочих равных условиях, дающих преимущественное право при поступлении на государственную службу. В него входят служащие, уволенные в связи с ликвидацией государственного органа, служащие категорий “А” и “Б”. Срок пребывания в резерве ограничивается одним годом. В связи с вышеизложенным можно заключить, что проект закона Читинской области имеет ряд о отличий от других законов в концептуальном и содержательном плане.
В заключении необходимо отметить то, что в законе Воронежской области в качестве приложения принят и Реестр государственных должностей, чего не содержат другие законы (см. Приложение 3). Однако принятый Реестр далек от совершенства. Статья 1 Федерального Закона в пункте 3 определяет, что Реестр государственных должностей государственной службы включает должности категорий “Б” и “В” классифицированные по группам. К Реестру должен прилагаться перечень специализаций должностей, квалифицированные требования к лицам их замещающим. [37 ФЗ “Об основах государственной службы РФ” от 31. 07. 95 г. № 119-ФЗ]Это в Законе Воронежа отсутствует, хотя и является попыткой создания подобного документа.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законы республик имеют отличия от законов областей, ряд положений их противоречат Конституции России и Федеральным Законам. Это законы подчеркивающие суверенитет этих республик, хотя основные институты изложены в общепринятом русле. Законы областей приняты в рамках Конституции и Федерального Законодательства. Все они в достаточной мере выполняют сои задачи по конкретизации и детализации основ государственной службы, принятых на Федеральном уровне. Безусловно в будущем законы о государственной службе субъектов и в целом законодательство будет все более и более совершенствоваться. VI. Заключение.
Государственная служба тесно связана с государством. Из вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.
Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX веков. В Советский период государственная служба, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.
Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы республик также отличаются тем, что содержат ряд существенных несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. В законах о государственной службе областей напротив подтверждается единство системы органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения государственных служащих. VI. Список источников и использованной литературы. I. Источники.
Конституция Российской Федерации - : М , Юридическая литература , 1993. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31. 07. 95 г. № 119 - ФЗ.
Закон республики Башкортостан “О государственной службе в республике Башкортостан” от 13. 10. 94 г. № ВС - 25/28.
Закон республики Бурятия “О государственной службе” от 12. 04. 94 г. № 435-XII. Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий Эл” от 23. 02. 95 г. № 194-III.
Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08. 02. 94 г. № 2101 XII.
Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26. 03. 93 г. № 1418-XII.
Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе Воронежской области” от 01. 02. 95 г. № 10-З.
Временное Положение о государственной службе г. Москвы. Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28. 04. 95 г. № 222 РМ.
Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от 18. 10. 95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Областной Думы. Выпуск 10. с. 80-106.
Проект Закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” . (Внесен Комитетом по вопросом законодательных предположений). Модельный Кодекс областной (краевой) государственной службы. Иркутск, 1995г. Восточно-Сибирское книжное издательство. 2. Использованная литература.
Воробьев В. А. Советская государственная служба . - Ростов: Изд-во Ростовский университет, 1986.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М. : Высшая школа, 1983.
Лазарев Б. М. Государственная служба. - М: Ин-т гос-ва и права АН, 1993. Манохин В. М. Советская государственная служба - М: Юридическая литература, 1966.
Государственная служба основных капиталистических стран. - М: Наука, 1977. Российское законодательство X-XX веков. - М: Юридическая литература, т. 2, 1985; т. 4, 1986; т. 6, 1988.
Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. - Тюмень: Тюменская Высшая школа МВД РФ, ТюмГУ, 1994.
Служба в государственных и общественных организациях: Мехвуз. Сборник научных трудов. Ответ. ред. Бахрах Д. Н. - Свердловск: Свердловский юридический институт им. Р. А. Гуденко, 1988. 3. Периодические издания.
1. Манохин В. М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.
2. Розембаум Ю. О государственной службе в СССР. Проблемы теории и практики управления. - 1990, № 5, с. 99-103.
Страницы: 1, 2, 3