Рефераты. Правовое регулирование отношений найма труда в России - (контрольная)

p>- между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением о приеме на работу;

- между органом трудоустройства и организацией (работодателем); - между гражданином и организацией (работодателем), куда он направлен на работу органом трудоустройства.

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) - порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. Государственная служба занятости может компенсировать работодателям затраты на организацию обучения рабочих, высвобождаемых из других организаций. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Эти правоотношения непосредственно предшествуют трудовым правоотношениям и заранее определяют их содержание и характер. Указанные правоотношения возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю. Указанные отношения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. “О занятости населения в Российской Федерации” (ред. от 20. 04. 96). Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда. Если трудовые правоотношения опосредуют применение труда работников, то организационно-управленческие правоотношения направлены на организацию и управление коллективным трудом. Это одно из принципиальных отличий, дающих основание рассматривать их в качестве относительно самостоятельных в системе правоотношений. Такие отношения возникают обычно в связи с необходимостью обсуждения, разработки и принятия того или иного правового акта (коллективного договора, соглашения), касающегося организации труда, управления производством, установления локальных правовых норм или применения трудового законодательства. Все виды организационно-управленческих правоотношений направлены на улучшение условий труда, развитие производственной демократии в управлении предприятием, защиту трудовых прав работников. Названные отношения регулируются, в частности, Законом РФ от 11 марта 1992 г. (в редакции от 23 ноября 1995 г. )“О коллективных договорах и соглашениях”. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров

Интересы развития и технического оснащения организаций требуют постоянной заботы администрации о профессиональной подготовке кадров. В процессе организации и осуществления такой подготовки складываются три группы правоотношений:

    - по ученичеству;
    - повышению квалификации кадров;
    - руководству обучением.

Правоотношения по ученичеству возникают в результате заключения особого договора между гражданином и работодателем, по которому работодатель обязуется организовать индивидуальное, бригадное или курсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин - освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем работать по ней в данной организации.

Между правоотношениями по ученичеству и трудовыми правоотношениями есть много общего, но они имеют и отличия: трудовые правоотношения складываются в процессе выполнения трудовой функции, а ученические в ходе профессиональной учебы, то есть осуществления учебной функции.

Правоотношения по профессиональной подготовке кадров могут складываться и в связи с повышением их квалификации. Последние во многом сходны с правоотношениями по ученичеству. Оба они базируются на осуществлении гражданами права на профессиональное образование и носят срочный характер. Однако правоотношения по повышению квалификации в отличие от правоотношений по ученичеству не имеют относительной самостоятельности, а существуют постольку, поскольку есть трудовое правоотношение. Иначе говоря, эти правоотношения существуют как спутники трудовых правоотношений. Возникновение правоотношений по повышению квалификации связывается с соответствующим договором (контрактом), заключаемым между работником и организацией, с которой он состоит в трудовых правоотношениях.

Правоотношения по руководству обучением возникают в связи с заключением особого договора, по которому обучающие лица (обычно квалифицированные работники данной организации) берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника либо группы работников. Эти правоотношения являются разновидностью трудовых правоотношений, а договор о руководстве обучением разновидностью трудового договора. Кроме выполнения основной трудовой функции по трудовому договору, правоотношения по руководству обучением предполагают установление дополнительной трудовой обязанности по теоретическому и практическому обучению учеников, а также работников той организации, с которой они состоят в трудовых правоотношениях.

Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

В любой современной организации эффективный надзор за охраной труда необходимый элемент ее деятельности. Субъектами правомочий по надзору за охраной труда выступают специализированные государственные и профсоюзные органы, а обязанными субъектами - организации, а также их структурные единицы и должностные лица, составляющие администрацию организации. По целевой направленности правоотношения по надзору за охраной труда всегда выполняют гарантийную функцию, ибо их основное назначение - обеспечить нормальную трудовую деятельность работников с точки зрения создания безопасных для их жизни и здоровья условий труда. Поэтому названные правоотношения выступают в качестве необходимого спутника трудовых правоотношений.

Целевая направленность правоотношений по надзору за охраной труда предполагает их длящийся характер. Возникнув на стадии проектирования и ввода в строй производственных объектов, они продолжаются в течение периода деятельности организации, пока там осуществляются трудовые процессы. Содержание указанных правоотношений сводится к совокупности прав, обязанностей и правовых действий сторон по обеспечению безопасных условий труда в ходе осуществления контрольно-надзорных функций специальными государственными и профсоюзными органами охраны труда. Перечень этих прав и обязанностей содержится в различных нормативных актах: КЗоТ РФ, Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. и др.

Важным фактором, обеспечивающим эффективную деятельность органов надзора за охраной труда (органов Рострудинспекции и др. ) является наделение их полномочиями привлекать к ответственности должностных лиц из числа администрации организации за неисполнение ими обязанностей по обеспечению надлежащей охраны труда.

Наряду с правоотношениями по надзору за охраной труда в организациях складываются и правоотношения по надзору за соблюдением трудового законодательства. Указанные правоотношения - результат осуществления надзорных полномочий органов прокуратуры, других государственных органов (Рострудинспекции), а также защитной функции профсоюзов. Целевая направленность этих правоотношений - предотвращение и пресечение нарушений трудового законодательства со стороны администрации организации, обеспечение соблюдения законности в трудовых отношениях. Содержание данных правоотношений включает в себя совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.

Результативность действий субъектов правоотношений по надзору за соблюдением администрацией трудового законодательства связана обычно с составлением акта проверки, в котором дается объективная оценка деятельности администрации по соблюдению законности в сфере труда. В тех случаях, когда инспектор обнаруживает нарушение администрацией трудового законодательства, он должен дать предписание об их устранении. Одновременно он решает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Правоотношения по разрешению трудовых споров -это процессуальные правоотношения охранительного характера в отличие от иных материальных. При обращении с трудовым спором в соответствующий юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган, примирительную комиссию, трудовой арбитраж) у этого органа возникают процессуальные правоотношения с каждой из спорящих сторон, а также с другими возможными участниками разрешения трудового спора. Названные правоотношения регулируются гл. 14 КЗоТ РФ, ФЗ РФ от 20 октября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и другими нормативными актами. В связи с рассмотрением в компетентных органах индивидуальных и коллективных трудовых споров между сторонами спора и указанными органами складываются правовые отношения, носящие процессуальный характер. Согласно ст. 201 КЗоТ РФ индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашения, а также условий трудового договора рассматриваются: КТС, судами.

Закон РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”предусматривает их последовательное рассмотрение: примирительной комиссией, создаваемой для каждого коллективного трудового спора, посредником или трудовым арбитражем.

Юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений по рассмотрению трудовых споров, служит обращение заинтересованной стороны спора (обычно работника - в КТС, суд; представителя трудового коллектива - в примирительную комиссию, к посреднику, в трудовой арбитраж) с заявлением о защите нарушенного права.

Содержание и характер процессуального правоотношения по рассмотрению трудовых споров различаются главным образом в зависимости от того, какой рассматривается спор - индивидуальный или коллективный, а также от вида органа, рассматривающего спор.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров относятся к длящимся, их продолжительность определяется временем нахождения спора в производстве компетентных юрисдикционных органов, включая и исполнительное производство. Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношении по рассмотрению трудовых споров, является обычно вступление в законную силу решения органа*, разрешившего спор (например, решение суда, рассматривающего индивидуальный трудовой спор) либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора в примирительной комиссии или арбитраже. Решение задачи

Ст. 20 КЗоТ РФ об ограничении совместной службы родственников, запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому. Я считаю, что по всем фактам зарегистрированным Рострудинспекцией действительно имеется нарушение ст. 20 Кодекса Законов о труде Российской Федерации, за исключением случая (б) на заводе“Микрон”, поскольку в данном случае хоть и имеется факт работы на одном предприятии родственников, но они не связанны друг с другом непосредственной подчинённостью и по этому нарушения нормативного акта, регулирующего совместную службу родственников, я в этом случае не вижу.

    Используемая литература:

Гуленко Е. Н. Ковалёв В. И. Трудовое право: Схемы, комментарии / учебное пособие М. 1999

    Конституция Российской Федерации

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации под ред. Садиков О. Н. М. 1998

    Кодекс Законов о труде Российской Федерации М. 2000
    Панина А. Б. Трудовое право: вопросы и ответы М 1998

Трудовое право России учебник под ред. Лившиц Р. В. Орловский Ю. П. М. 1998

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.