Рефераты. Правовой статус Центрального Банка РФ - (реферат)

Правовой статус Центрального Банка РФ - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
    Факультет: Экономика и менеджмент
    Специальность: Финансы и кредит
    Кафедра: Менеджмента финансов и кредита
    Д О К Л А Д
    По предмету: “Банковское законодательство”
    На тему: “Правовой статус Центрального Банка РФ”

Выполнила: студентка 4-го курса, очного отделения, группы 4 ФОС Приведенцева Наталия Ивановна

    Проверила: Цареградская Ю. К.
    г. Орёл, 2002г.
    1. Содержание правового статуса Банка России

Правовой статус Банка России включает отраслевые статусы (конституционный, банковский, гражданско-правовой). Правовой статус Банка России включает следующие элементы: а) организационно-правовую форму; б) компетенцию; в) структуру. Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом. В ст. 2 Федерального закона“О Центральном банке (Банке России)” говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение“главный банк”предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте Закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться “банком банков”. Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т. е. насколько применимо к немуюридическое значение понятия “банк”.

Ведь в структуре банковской системы Банк России - один из ее элементов. В ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, -“кредитная организация” и “банк”.

Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, то, следовательно, понятие “банк”к Банку России неприменимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин “банк” и соответственно возникает противоречие между понятиями “Банк России” и “банк”. Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной'. В противном случае могут возникать противоречия между законами, трудности в их понимании и применении. Однако на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них. Для наглядности сравним два закона. В Федеральном законе “О Центральном банке (Банке России)” по отношению к Банку России используется термин “учреждение”, в то время как в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” указано, что банк - разновидность “кредитной организации”. По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в том буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности”. Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение: главным образом там, где в отраслевом законодательстве возникают расхождения между понятием“банк” и “Банк России”. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем Федеральный закон“Об исполнительном производстве”, регулирующий их деятельность, использует термин “банк”. О Банке России там ничего не сказано. Для наглядности процитируем Закон. Так, в п. 3. ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997г. “Об исполнительном производстве” сказано: “При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест”. Поскольку в цитируемом Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им терминов, то, стало быть, должны применяться понятия, которые приводятся в ст. 1 Федерального закона“О банках и банковской деятельности” и имеют общее значение (банк - кредитная организация). А так как Банк России не подпадает под родовое понятие “банк” (не является кредитной организацией), то положения ст. 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве” к нему не применимы. Получается, что понятия “банк банков”, “главный банк” при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются юридическими понятиями применительно к Банку России. Специфика Банка России состоит и в отсутствии у него учредителей. Этот термин применительно к Банку России не употребляется ни в одном из законов. У него нет“законодательного органа”, что также отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров скорее исполнительный орган. Ведь он назначается Государственной Думой по представлению председателя Банка России. Отсутствие учредителей, на наш взгляд, снижает его репрезентативность в обществе. Банк России обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву. Правоотношения между Банком России, коммерческими банками и другими кредитными организациями строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон. Банк России выдает и отзывает соответствующие лицензии, осуществляет банковский надзор. Следовательно, он действует на основе не только частного, но и публичного права. В этом смысле он является специальным юридическим лицом, которому закон делегировал властные полномочия регулировать банковскую систему и банковскую деятельность. Банковская деятельность подпадает под компетенцию Банка России постольку, поскольку составляет предмет банковского права. Банк России, по общему правилу, не регулирует гражданско-правовые отношения между кредитными организациями, вкладчиками и всеми остальными лицами, пользующимися услугами банков. Властные полномочия Банка России объяснимы с точки зрения сущности его правового статуса и самого банковского права. Денежная власть, представленная Банком России, распространяется на субъекты банковской системы на кредитные организации, а при определенных условиях, на их учредителей и участников. Регулирование денежных потоков, а, по сути, глобальное управление стоимостью в денежной системе, а также пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор предполагают возможность применения санкций в случае, когда субъекты банковского права не соблюдают законные требования добровольно. Поэтому, оставаясь негосударственной организацией. Банк России осуществляет государственно-властные полномочия. Такова же природа издаваемых им нормативных актов. Право издавать нормативные акты ему делегировано государством. Здесь нет противоречия, поскольку такова сущность Банка России как регулятора денежной системы. Она объясняется спецификой денежной власти, которая возникает исключительно на основе рыночных отношений. Но поскольку государство в определенных пределах вмешивается в эти отношения, регулирует их, то оно с помощью закона наделяет Банк России определенными властными полномочиями. Помимо этого центрального регулятора (Банка России) имеется ряд регулятивных подсистем финансового рынка, которые функционируют на основе принципов саморегулирования и собственного интереса или определенных групповых интересов. Здесь всегда, так или иначе, присутствует целая система конкурентных и меняющихся интересов. Все они, образно| говоря, приводятся Банком России к одному знаменателю. Здесь нужно направлять, а иногда и преодолевать те интересы, под воздействием которых денежные потоки, с точки зрения интересов государства, идут не в той направлении, которое диктуется интересами экономики и гражданского общества. Поэтому регулирование как сущность правового статуса Банке России, на наш взгляд, проявляется в трех субстанциях: независимость, финансовая мощь, правомочия.

Независимость означает, что рыночные и государственные механизмы построены на принципиально различных основаниях и создают неодинаковую мотивацию. Этот вопрос нуждается в специальном рассмотрении дальше. И Банк России может оказывать на рыночные отношения достаточное воздействие, если обладает финансовой мощью. Достижения Банка России на поприще сдерживания инфляции подтверждение этой мысли. Финансовую мощь необходимо наращивать в интересах создания эффективной банковской системы. Не исключено, что самый правильный подход как раз и состоит в том, чтобы предусмотреть в законе использование прибыли Банка России полностью на его нужды. Конечно, такое возможно только в случае подкрепления независимости Банка России и его правового статуса ответственностью его руководящих органов перед обществом. Тогда появится устойчивая стратегия в развитии денежно-кредитных отношений. Надо ней распылять денежные ресурсы, а использовать их на ключевом направлении. Правомочия Банка России - это признаваемые и обеспеченные или гарантированные законом возможности осуществления Банком России тех функций, которые вытекают из сущности банковского регулирования и я надзора и обусловлены его компетенцией. Банковская деятельность предполагает определенные правовые возможности. Коммерческим банкам такие юридические возможности предоставлены законом“О банках и банковской деятельности”. Гражданским кодексом РФ и другими законами. Им должны быть адекватны возможности Банка России. Для эффективности регулирования и надзора за движением денежных потоков нужно, чтобы эти объективно необходимые возможности стали компетенцией, т. е. предметом ведения, а затем и правомочиями Банка России. Компетенция Банка России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, в ст. 22 Федерального закона“О банках и банковской деятельности”сказано, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Согласно ст. 48 Федерального закона Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 настоящего Закона; 2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 настоящего Закона; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; 4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; 5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров. Компетенция включает и ответственность. Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке. Компетенция может быть уже или шире. В соответствии с федеральными законами она определяется целями, поставленными перед Банком России. Эти цели, как уже говорилось, а также предмет ведения закреплены в Федеральном законе“О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Конкретизирующие эти цели задачи закреплены и в других законах, регулирующих банковскую деятельность, например, в Федеральном законе “О валютном регулировании и валютном контроле”. Сущность правового статуса Банка России конкретизируется в его функциях и полномочиях (ст. 4, 35, 45 и др. ), а также в его централизованной организационной структуре. Все его структурные подразделения построены по принципу вертикального подчинения. Система Банка России включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, предприятия, учреждения, организации и другие структурные, подразделения. Территориальные учреждения соответствуют административно-территориальному делению, однако закон не предусматривает двойного подчинения. Национальные банки республик относятся к категории территориальных учреждений Банка России. Такое организационное построение обусловлено единством денежной системы. Вертикальная структура управления, помимо остальных преимуществ, диктуемых необходимостью регулирования денежных потоков, создает организационные предпосылки независимости денежной власти в системе разделения властей вообще и независимости банковского регулирования и банковского надзора в частности.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.