Рефераты. Правовые вопросы возбуждения уголовного преследования по просьбе иностранного государства - (шпаргалка)

p>ных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей стороны преступление. Аналогичные положения закреплены и в двусторонних договорах о правовой помощи (см. , например, ст. 35 Договора между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 г. 14, ст. 59 Договора между РФ и Латвийской Республикой о правовой помощи 1993 г. , ст. 59 Договора между РФ и Республикой Грузия о правовой помощии правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г. 15 и др. ). Однако при реализации этих норм в РФ возникает серьезная проблема: ст. 108 действующего УПК не предусматривает вкачестве "поводов и оснований к возбуждению уголовного дела" поручения учреждений юстиции иностранных государств. Считать таковыми "сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц" (п. 3 ч. 1 ст. 108 УПК), конечно, можно, но при принятии УПК РСФСР в 1960 г. имелись в виду лишь отечественные организации и должностные лица16. Подобный подход к основаниям уголовной ответственности сохранен и в современной литературе по уголовному процессу17. Иначе говоря, если дословно следовать требованиям российского УПК, уголовное дело в РФ в отношении преступления, совершенного за рубежом, по просьбе иностранного учреждения юстиции вообще возбуждено быть не может — отсутствуют поводы к возбуждению. Данное обстоятельство, а также слабое знание международных договоров практическими работниками, отрицательно влияет на работу российских правоохранительных органов. Типичная ошибка российских следователей — получив из иностранного государства поручение о задержании и выдаче лица, совершившего преступление за пределами РФ, и выяснив, что виновный успел получить российское гражданство, российские следователи не только не уведомляют запрашивающее государство о возможности возбуждении в РФ уголовного преследования данного лица в соответствии с международнымидоговорами, но и не возбуждают уголовного преследования самостоятельно на основании ст. 12 УК РФ. Таким способом, например, избежал уголовной ответственности К. , разыскиваемый правоохранительными органами Узбекистана за совершение нескольких крупных краж и вступивший в гражданство РФ до получения требований о своей выдаче. В этой связи представляется необходимым обязать паспортно-ви-зовую службу МВД РФ более тщательно проверять лиц, ходатайствующих о получении российского гражданства. Среди оперативных работников положение со знанием международных договоров еще хуже. В частности, из 43 опрошенных автором сотрудников областных управлений МВД РФ, ФСНП РФ, ФСБ РФ только один был осведомлен о возможностивозбуждения уголовного преследования иностранцев в государстве их гражданства за преступления, совершенные в РФ. Что уж тут говорить о работниках районных подразделений .... Следующая проблема возбуждения уголовного преследования в порядке правовой помощи. Практически все договоры РФ о правовой помощи фиксируют правило: заявления об уголовном преследовании, поданные потерпевшими в его компетентные учреждения в надлежащие сроки, действительны и на территории другого государства—участника договора (ст. 59 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. 18, ст. 59 Договора между РФ и Республикой Грузия о правовой помощи 1995 г. и др. ). В данном случае речь идет о неизвестном российскому УПК приравнивании по процессуальному значению заявлений потерпевших, подаваемых в российские органы правопорядка, и заявлений в зарубежные правоохранительные органы. Иными словами, правоохранительные органы РФ должны принимать"иностранные" заявления как если бы они были поданы российскими должностными лицами. Представляет интерес и норма, закрепленная в некоторых договорах о правовой помощи (ст. 72 Договора между СССР иРеспубликой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1984 г. 19, ст. 72 Договора между СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1988 г. 20, ст. 59 Договора между РФ и Республикой Грузия о правовой помощи 1995 г. ): обязанность осуществления преследования распространяется и на правонарушения, которые по законам запрашивающей стороны рассматриваются как преступления, а по законам запрашиваемой стороны — как административные проступки. Очевидно, что хотя статьи, в которых закреплены указанные положения, и называются "Обязанность осуществления уголовного преследования", в России речь может идти лишь о привлечении виновных к административной ответственности, поскольку за данное деяние уголовная ответственность в РФ не предусмотрена. На мой взгляд, имеет место неудачная формулировка договоров. Теперь о реквизитах поручения об осуществлении уголовного преследования. Согласно ст. 73 Конвенции СНГ 1993 г. , поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать:

    Ч П {
    а) наименование запрашивающего учреждения;

б) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; в) возможно более точное указание времени и места совершения деяния; г) текст положения закона запрашивающего государства, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенноезначение для производства по делу;

д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности; е) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда, ж) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

В той или иной редакции данные положения закреплены в большинстве других соглашений (ст. 60 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан 1992 г. , ст. 60 Договора между РФ иАзербайджанской Республикой 1992 г. , ст. 60 Договора между РФ и Литовской Республикой 1993 г. , ст. 60 Договора между РФ и Латвийской Республикой 1993 г. и др. ). К сожалению, сотрудники правоохранительных органов РФ далеко не всегда руководствуются данными положениями международных договоров. Так, в 22% изученных автором "международных следственных поручений" отсутствует полный текст уголовного закона и "сопутствующих норм" (Постановлений Пленума Верховного Суда РФ и т. п. ), в 31% нет данных опрежних судимостях подозреваемых, в 14 % случаев не зафиксированы полные данные о личности виновного. Редко (всего в 47% поручений) содержатся точные данные о размере причиненного преступлением ущерба. К просьбе о возбуждении уголовного преследования должны прилагаться имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы предварительного расследования и доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного запрашивающего учреждения юстиции. На практике часто возникает вопрос, нужно ли российским органам правопорядка при передаче в РФ материалов зарубежного расследования и доказательств выносить постановление о возбуждении уголовного дела или необходимо руководствоваться иностранным постановлением? Общее правило таково: при направлении запрашивающим государством возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается в РФ в соответствии с уголовно-про цессуальным законодательством. Если направляются материалы без возбужденного уголовного дела, российские следователи возбуждают дело самостоятельно. Каков же срок, в течение которого должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в порядке правовой помощи? Договоры о правовой помощи такого срока не устанавливают. Соглашения, заключенные Генеральной прокуратурой РФ, предусматривают срок исполнения — один месяц. Далее. Если лицо в момент направления просьбы о возбуждении уголовного преследования содержится под стражей на территории государства, направляющего просьбу о возбуждении такого преследования, оно доставляется на территорию другого государства. Этапирование этого лица санкционируется должностным лицом, осуществляющим надзор за расследованием дела. Передача такого лица осуществляется по правилам, аналогичным применяемым при выдаче (ст. 60 Договора между РФ и Республикой Грузия о правовой помощи 1995 г. , ст. 54 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. 21). При принятии решения об исполнении поручения о возбуждении уголовного преследования российским следователям следует учитывать последствия принятия такого решения, а именно: если поручение об осуществлении уголовного преследования было направлено в РФ после вступления в силу в РФ приговора или принятия иного окончательного решения, уголовное дело РФ не может быть возбуждено учреждениями запрашивающего государства, а возбужденное ими дело подлежит прекращению (ст. 74 Договора между СССР и Республикой Куба о правовойпомощи 1984 г. , ст. 77 Договора между РФ и Латвийской Республикой о правовой помощи 1993 г. и др. ). Далее. Серьезной проблемой при возбуждении уголовного преследования является возможность учета в соответствии с положениями международных соглашений смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, если они возниклина территории государства-участника. Например, по ст. 76 Конвенции СНГ 1993 г. , государства при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами учитывают предусмотренные законодательством смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, возникшие на территории другого договаривающегося государства. Как эти нормы соотносятся с положениями УК РФ? Согласно ч. 2 ст. 61 УК, "при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные

частью первой настоящей статьи". Так что формулировка статьи в принципе допускает учет "зарубежных" смягчающих обстоятельств. С отягчающими обстоятельствами дело обстоит сложнее. С одной стороны, ч. 1 ст. 63 УК содержит перечень отягчающих наказание обстоятельств. С другой, нигде в новом УК (в отличие от ст. 39 УК РСФСР 1960 г. ) не утверждается, что этот перечень исчерпывающий. По моему мнению, при наличии прямого указания международного договора необходимо учитывать "международные" отягчающие обстоятельства (например, по ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. , государства обеспечивают, чтобы их суды и другие имеющие юрисдикцию компетентные органы могли принимать во внимание в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, признанные таковыми в данной статье). В соответствии с договорами государства сообщают также сведения о результатах уголовного преследования лица, в отношении которого была направлена просьба о возбуждении уголовного преследования, а также о результатах уголовного преследования в случае выдачи. По просьбе высылается копия приговора, вступившего в законную силу (ст. 55 Договора между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи 1984 г. , ст. 77 Договора между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовнымделам 1993 г. 22).

Аналогичные правила можно было бы внести и в российский УПК. Несколько слов об основаниях отказа в удовлетворении поручения о возбуждении уголовного преследования. Дело в том, что запрос о правовой помощи может быть исполнен далеко нево всех случаях. Так, в РФ не может быть возбуждено дело в отношении лица, по которому на территории РФ за то жепреступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу (ст. 75 Конвенции СНГ 1993 г. ). Как видим, в данном случае имеет место коллизия международной и внутригосударственной норм. Эту коллизию нужно решать по правилу: если международным договором установлены иные правила, чем законом, действуют правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). III. По соглашениям Генеральной прокуратуры РФ сотрудники российской прокуратуры обязаны оказывать правовую помощь по выполнению отдельных процессуальных действий, в т. ч. и возбуждать уголовное преследование (ст. 2 Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г. 23, ст. 1 Соглашения с Прокуратурой Республики Армения 1993 г. , ст. ст. 1, 2 Соглашения с Генеральной прокуратурой Республики Украина 1993 г. и пр. ). При этом стороны руководствуются национальным законодательством и межгосударственными соглашениями (ст. ст. 2—4 Соглашения с Прокуратурой Республики Грузия 1993 г. , ст. 6 Соглашения с Прокуратурой Республики Молдова 1993 г. ). Соглашения основываются на положениях договоров о правовой помощи, определяют порядок взаимодействия прокуратор сторон, реквизиты ходатайства о правовой помощи, основания отказа и т. д.

В 1992 г. было принято Указание Генерального прокурора РФ "О порядке выполнения ходатайств о правовой помощи" (действует в ред. 1993 г. ). Указание регулирует общие вопросы правовой помощи (в принципе не отличаются от предусмотренных международными нормами). IV. Любопытны и положения на этот счет, закрепленные в Модельном УПК. В МУПК. возбуждению уголовного преследования посвящены статьи 597—601. Статья 597 закрепляет обязанность осуществления уголовного преследования не предусматривает за административное преследование. Реквизиты поручения об осуществлении уголовного преследования зафиксированы в ст. 598. В ст. 599 урегулирован вопрос об уведомлении о результатах уголовного преследования, в ст. 600— последствия принятия решения. Представляют интерес и положения проекта нового УПК, обсуждаемого в Федеральном Собрании РФ. В проекте возбуждению уголовного преследования посвящены всего две статьи: ст. 512 — "Направление материалов дела для продолжения уголовного преследования" (о преследовании в иностранном государстве за преступления, совершенные в РФ); ст. 513 — "Исполнение просьб о продолжении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела" (о преследовании в РФ российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства). Таким образом, очевидно, что пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства РФ необходимо восполнить. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:

1. Дополнить действующий УПК. разделом "Правовая помощь по уголовным делам", в котором, помимо прочего, закрепить нормы следующего содержания. "Статья .... Обязанность осуществления уголовного преследования Если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, органы прокуратуры РФ обязуются по поручению зарубежных органов правопорядка осуществлять в соответствии с настоящим Кодексом уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что онисовершили на территории запрашивающего государства преступление. Если преступление, по которому возбуждено дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле. Заявления об уголовном преследовании, поданные потерпевшими в соответствии с законами иностранного государства в его компетентные учреждения в надлежащие сроки, действительны и на территории РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Статья .... Поручение об осуществлении уголовного преследования. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать: а) наименование запрашивающего учреждения;

б) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; в) возможно более точное указание времени и места совершения деяния; г) текст положения закона запрашивающего государства, на основании которого деяния признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенноезначение для производства по делу;

д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности; е) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; ж) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающего государства материалы уголовного преследования, а также доказательства. При направлении запрашивающим государством возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается в РФ в соответствии с настоящим Кодексом. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения юстиции запрашивающего государства. Поручение и приложенные к нему документы составляются в соответствии с положениями статьи .... (номер статьи данного раздела, регламентирующей реквизиты поручения о правовойпомощи по уголовным делам). Статья .... Последствия принятия решения

Если поручение об осуществлении уголовного преследования было получено органами прокуратуры РФ после вступления в силу приговора или принятия учреждением РФ иного окончательного решения, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению. Статья .... Смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, органы дознания, следователь, прокурор, суд при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел учитывают предусмотренные Уголовным Кодексом РФ смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, возникшие на территории иностранного государства. Статья .... Сведения о результатах уголовного преследования

Генеральная прокуратура РФ сообщает иностранному учреждению юстиции сведения о результатах уголовного преследования лица, в отношении которого была направлена просьба о возбуждении уголовного преследования, и высылает копию приговора, вступившего в законную силу, или иного окончательного решения по делу. 2. Дополнить ч. 1 ст. 108 УПК пунктом 7 следующего содержания: "7) запросы иностранных правоохранительных органов и международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации". 3. Изложить ч. 1 ст. 12 У К РФ в следующей редакции: "1. Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве или в их отношении не было принято иного окончательного решения по делу. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление". 4. Изложить ч. 3 ст. 12 УК РФ в следующей редакции: "3. Иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против . интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государ

стве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации". 5. Присоединиться от имени РФ к Европейской конвенции о передаче разбирательства уголовных дел 1972 г. 24 1Действующее международное право/Под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Крив-чиковой. В 3 т. - М. , 1997. - Т. 2. - С. 812-819.

2В силу пока не вступил. Текст см. : Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. — М. , 1996. — С. 102-121. 3 Бюллетень международных договоров. 1995. — № 2.

    4 В силу пока не вступил и не опубликован.
    5 См... например, гт 6 УПК Франции, ст — УПК ФРГ
    6 Информационный бюллетень. — 1996. № 10. Приложение.
    7 Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 5.

8 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сборник доку-ментов/Сост. П. Н. Бирюков, В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. — С. 77—83. 'Действующее международное право/Под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Крив-чиковой. В 3 т. — М. , 1997. - Т. 3 - С. 51-60.

10 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. ХЬУН. — М. , 1994. — С. 133—157. 11 Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫ1. — М. , 1988. — С. 136-146. 12 Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. — М. , 1996. — С. 272—279. 13 В сиду пока не вступил и не опубликован.

14 Сборник международных договоров СССР. Вып. Х1ЛН. — М. , 1989. — С. 70-85. 15 Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. — М. , 1996. — С. 210—229. 16 См. , например: Ч е л ь ц о в М. А. Советский уголовный процесс. — М , 1962. — С. 231—240; СтроговичМ. С. Курс советского уголовного процесс. В 2 т. - М. , 1970. - Т. 2. - С. 9-24 и др. 17 См. , например: Уголовный процесс/Под ред. К. Ф. Гуценко. — М. , 1997. — С. 181. 18 Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 3.

19 Сборник международных договоров СССР. Вып. Х1Л1. — М... 1988. — С. 103—123. 20 Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЬУ]. — М. , 1993. — С. 212-233. 21 СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 360.

    22 Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 7.
    23 Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. — 1993. — № 4.

24 Международное частное право. Сборник документов. — М. , 1997. — С. 780-790. Статья поступила в редакцию в октябре 1998 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.