Рефераты. Приобретение гражданства РФ - (курсовая)

Приобретение гражданства РФ - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Московская Государственная
    Юридическая
    Академия
    Курсовая работа
    по курсу конституционное право РФ
    ЕРОФЕЕВА Андрея Евгеньевича
    Москва, 101000, Колпачный пер. , д. 6, кв. 46
    студента II курса Заочного факультета
    Отделения целевой подготовки
    4-ая группа
    Москва ‘97
    ТЕМА 2
    ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Глава I Основания приобретения гражданства:
    сравнительная характеристика законодательства
    Российской Федерации, СССР и государств

- участников СНГ ............................................................................................................................ стр. 3

    Глава II Основания и порядок приобретения

гражданства Российской Федерации ........................................................................ стр. 12

    Глава III Порядок решения дел о приобретении

гражданства Российской Федерации ........................................................................ стр. 22

Глава I Основания приобретения гражданства: сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации,

    СССР и государств участников СНГ

Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесёнными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по вопросам гражданства Администрации президента Российской Федерации.

Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.

В этой формулировке выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в её юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют население страны категорию демографическую

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а в следствии существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, и во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признаётся гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

В советский период содержание гражданства трактовалось по иному. Сущность связей по гражданству сводилась только к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. В такого рода определениях гражданства отражалась господствовавшая в те времена концепция о примате государства над личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделёнными взаимной ответственностью.

С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1. Природные подданные, в составе которых, в свою очередь выделялись: а) дворянство (потомственное и личное); б) духовенство (делилось по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почётные граждане, купцы, мещане и цеховые); сельские обыватели.

    2. Инородцы (евреи и восточные народы).
    3. Финляндские обыватели.

После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 11 (24) ноября 1917 года, который отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование - граждане Российской Федерации. 1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет “О приобретении прав российского гражданства”. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики. В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР“О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских социалистических республик” (1940 г. ), “О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины” (1941 г. ), “О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии”(1945 г. ) и ряд других актов, аналогичных последнему в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии и др.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Она впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утрата гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Решение вопросов о выходе из гражданства и его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

На основании ст. 33 Конституции СССР был принят новый Закон о гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г. Принятие нового Закона о гражданстве СССР было призвано ознаменовать вступление государства в качественно новый этап -“развитого социализма”, превращение его из государства диктатуры пролетариата в “общенародное”. Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего закона (а не в подданстве бывшей Российской империи - Закон о гражданстве 1938 г. ).

Новый этап развития государства, охарактеризованный как “перестройка”, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость определённых изменений союзного законодательства о гражданстве. Был принят Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. Он знаменовал некоторые шаги вперёд по пути демократизации правового регулирования отношения гражданства.

В Законе появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Этим закон восполнил некоторые проблемы, имевшиеся в прежнем законодательстве, оставляющие широкий простор для произвольного применения правовых установлений.

В связи с распадом СССР и образованием Содружества Независимых Государств вопрос гражданства имеет важное значение для повседневной жизни граждан эти государств.

Так под влиянием норм международного права и общего права СНГ конституционная регламентация правового статуса личности в различных странах СНГ наиболее унифицирована и приближена к международным стандартам. Международные конвенции о правах человека, Устав СНГ, внутригосударственное законодательство стран СНГ о правах человека и гражданина ориентирует правовую политику государств СНГ на полное обеспечение прав, свобод и обязанностей личности, развитие связей и контактов между людьми, взаимопонимание между странами и народами СНГ и мирового сообщества. Конституции провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Устанавливают, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека.

Все страны СНГ предусматривают равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Каждый имеет право на выбор гражданства. Граждане обладают социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, гарантированными государством. Только граждане имеют право избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти, участвовать в референдумах, быть главами государств, депутатами, народными судьями и заседателями, занимать должности в высших органах государственной власти и управления.

Заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства не меняет гражданства мужа и жены. Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Устанавливаются взаимные обязанности и ответственность лица и государства, вытекающие из факта принадлежности к гражданству. В исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством и межгосударственным договором допускается двойное гражданство (Молдова, Туркменистан и др. ).

Межпарламентской Ассамблеей СНГ разработан рекомендательный законодательный акт“О согласованных принципах регулирования гражданства”от 29 декабря 1992 г. , направленный на повышение уровня защиты прав человека в СНГ, сокращение случаев безгражданства, облегчения контактов между людьми, установления и поддержки дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами. Ассамблея признала нормативное значение таких принципов, как право каждого человека на гражданство и его изменение; равенство гражданства; недопустимость лишения гражданства и дискриминации в вопросах гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. Поощряется приобретение гражданства лицами без гражданства. Устанавливается, что отсутствие источника существования, наличие хронической болезни, судимости не должны влиять на решение вопросов гражданства. Подчёркивается, что дети, рождённые на территории одного из государств-участников Содружества, не должны становиться лицами без гражданства. Решение вопросов гражданства полномочными органами должно способствовать воссоединению семей. Содержатся рекомендации о том, что отдельные нации, народности, национальные меньшинства не должны ущемляться при регулировании вопросов гражданства. Признается правомерным защита государством граждан за пределами своей территории в соответствии с международно-правовыми нормами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.