Суммарный ущерб культурному достоянию СССР оценивается в 140 миллиардов рублей в золоте в ценах 1914 года. За эти годы цены выросли в сотни, тысячи раз, [xiv] и по некоторым оценкам составляют $ 230 млрд. [xv] “Ученым”- гитлеровцам вменялось в обязанность непременно отыскивать и уничтожать музейные инвентарные книги, описи экспонатов, каталоги. Поэтому сейчас сложно установить, сколько экспонатов насчитывалось в том или ином музее до войны, сколько было вывезено в Германию.
Самое печальное то, что многие шедевры можно было спасти. Но если все (или почти все) европейские государства заранее позаботились об эвакуации культурных ценностей, то в СССР защита культурной собственности накануне опасности игнорировалась, ибо отношение большевизма к культуре было основано исключительно на“революционном самосознании”. Эвакуация Третьяковской галереи началась лишь тогда, когда Москву уже бомбили, и на вывоз выделили лишь 9 дней. На вывоз Новгородского музея дали всего 9 часов. Никаких убежищ заблаговременно не приготавливали, наоборот, музейщики вообще не знали, куда их везут с экспонатами. Начальник эшелона, на котором отправлялись экспонаты всех московских музеев, директор Третьяковки А. Замошкин, только за Уралом вскрыл пакет, в котором было названо место Новосибирск. [xvi]
Результатом хамского большевистского отношения к культуре стали грандиозные потери России в войне с нацистами. Эти потери исчисляются не только утратой самих памятников культуры, но и утратой всякой музейной документации. Стремясь компенсировать потери, в 1942г. ведущие русские искусствоведы создали список германского культурного имущества, предназначенного к вывозу в СССР, который включал в себя такие значительные комплексы, как Дрезденская галерея, Пергамский алтарь и прочие шедевры мировой культуры. Предвидя или предвосхищая победу, наша страна начала подсчитывать ущерб (в рублях, которые потом переводились в доллары) от военных действий на своей территории еще в ноябре 1942 года, когда была создана "Чрезвычайная государственная комиссия по установлению злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками в годы Великой Отечественной войны, и определению причиненного им ущерба гражданам, колхозам, госучреждениям СССР".
Фашистские захватчики с российской культурой обходились не так, как скажем, с английской или французской, они не просто "расхищали" ценности на правах оккупантов. Установка - у славян не может, а главное, не должно быть культуры. Поэтому они просто уничтожались. Правда, были и отклонения от правил. В этой связи уместно вспомнить знаменитый штаб Розенберга, который не уничтожал, а перевозил культурные ценности в Германию. В 1940г. Альфред Розенберг был министром по делам оккупированных территорий на Востоке. Именно Розенбергом был создан зондерштаб“Изобразительное искусство”, где служили 350 экспертов в военной форме. В приказе Гитлера о полномочиях Розенберга говорилось: “Его айнзацштаб… имеет право проверять библиотеки, архивы и иные культурные организации всех видов и конфисковывать их”.
Специальная операция по ограблению музеев, церквей, книгохранилищ и частных собраний в СССР именовалась“ Линц”. Для успешного вывоза из СССР культурно-исторических, художественных, музейных ценностей только Розенбергу потребовалось 1418 вагонов. [xvii] Когда наступление Советской Армии стало выходить за пределы СССР, заинтересованные ведомства - Академия наук, Комитет по делам искусств, Комитет по делам культпросветучреждений начали формировать спецгруппы по поиску ценностей. Поставленная задача: искать свое. Невольно сравниваешь цифры: немецкая бригада штаба Розенберга, которой предписывалось после блицкрига прочесать только архивы Москвы и Ленинграда, состояла из трехсот человек. Вся бригада Комитета по делам искусств насчитывала девятнадцать. [xviii]В 1943г. была создана комиссия по вопросам реституции во главе с И. Э. Грабарем, которая рассматривала вопрос об эквивалентном возмещении наших потерь. [xix] И после победы мы начали вывозить… Не нами была развязана эта война, и не по нашей вине отечественная культура подвергалась чудовищному разорению. Справедливость требовала взыскать с виновника причиненный им ущерб, международное право не выдвигало никаких ограничений в этом отношении. Еще в ходе войны президент Академии наук СССР С. И. Вавилов обращался в СНГ с просьбой“обеспечить реституцию принадлежащих академии и вывезенных оккупантами культурных ценностей или замену их другими равноценными объектами .... за счет библиотек, архивов, музейных и иных фондов соответствующих германских учреждений”. [xx]Термин "реституция" здесь употребляется юридически корректно - по отношению к нашим, незаконно вывезенным немцами ценностям. Только такой смысл и следует вкладывать в этот термин. Цель советских поставок из Германии - компенсировать потери, причем частично компенсировать, потому что восполнить все утраты было невозможно. Обнаружено после войны и возвращено немцами было очень немного. Но перед тем, как перейти к тому, как и какими методами наши войска осуществляли компенсацию, надо рассказать о законодательных актах и соглашениях, которые были приняты в сфере возмещения культурного ущерба во время и сразу же после второй мировой войны. Проблема возвращения награбленного была поставлена в заявлении Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе от 22 июня 1944 года. Понималась она тогда как одна из форм возмещения агрессором ущерба, нанесенного жертве агрессии, Договоренности союзных держав-победительниц на этот счет зафиксированы в документах Ялтинской конференции. На основании международных и союзнических договоров приказом № 0126 Советской военной администрации в Германии от 28 декабря 1945 года вся недвижимость, принадлежавшая военным преступникам, передавалась местным органам самоуправления. Движимая собственность, в том числе и культурные ценности, подлежали передаче во владение, "в доход" Советского государства. 21 января 1946 года по инициативе советской делегации Союзный Контрольный Совет - высший орган государственной власти на оккупированной территории Германии - принял документ, которым устанавливалось понятие "компенсаторной реституции", то есть замены утраченного уникального имущества, восстановление которого невозможно, адекватным. [xxi]Указывалось, какое государство имеет право на реституцию, что входит в само понятие, какое имущество может быть подвергнуто реституции. Вслед по настоянию американцев были приняты и специальные инструкции - они касались лишь предметов художественного происхождения. В инструкциях отмечалось, что замены необратимо утраченных ценностей могут производиться из всякого имущества, бесспорно принадлежащего Германии, в том числе ее общественным и юридическим лицам, а также физическим лицам - в первую очередь бывшим членам нацистской партии. [xxii] Следует также упомянуть Женевскую конвенцию о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. , Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей от 14 мая 1954 г. , решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций; Лондонскую декларацию правительств СССР, США, Великобритании, Франции и ряда других государств от 5 января 1943 г. , Московскую декларацию СССР, США и Великобритании от 30 октября 1943 г. ;; мирные договоры с Италией, Болгарией, Румынией и Финляндией 1947 г. ; Государственный договор СССР, США, Великобритании и Франции с Австрией от 15 мая 1955 г. ; Мирный договор с Японией от 8 сентября 1951 г. ; законы и другие акты Союзной Контрольной власти в Германии (Контрольного Совета, Координационного комитета и других органов), акты Советской Военной Администрации в Германии, а также Лондонское долговое соглашение 1954г. , когда Германия осуществила паушальное возмещение* [* “Паушальное возмещение”? возмещение виновной стороной ущерба в целом, без оценки по категориям утрат] ? погасила претензии Франции, Нидерландов, Дании, Норвегии, Люксембурга, Бельгии и ряда других стран за совокупный материальный ущерб, нанесенный в период гитлеровской оккупации.
А теперь о том, как мы компенсировали потери, забирая немецкое имущество. Вообще, по правовым международным нормам, трофеи - это техника, оружие, продовольствие, захваченное у противника в ходе боевых действий или при капитуляции. Репарации - возмещение материального ущерба, нанесенного противником на оккупированной территории. Обычно репарации ВЫПЛАЧИВАЛИСЬ ! И лишь Советский Союз компенсировал свои потери в натуре: из советской зоны оккупации вывозилось все - от мощных оборонных заводов до минипекарен, хотя по решению стран-победительниц промышленность, необходимая для элементарного выживания немецкого населения, репарациям не подлежала. Что же касается культурных ценностей, то они никак не подпадают под определение трофеев и репараций. Реституция, согласно международному праву, означает юридически признанный акт возвращения имущества, художественных и других ценностей. Реституция ни в коем случае не обмен“баш на баш”, а добровольное возвращение того, что тебе не принадлежит. Официально СССР после окончания войны не предъявил Германии никаких претензий. Лишь недавно комиссия по реституции вручила немецкой стороне первый список культурных потерь. А в 1945г. прикидывали“на глаз”, брали все подряд без всяких ограничений. Речь о создании союзнического контрольного совета шла после Потсдамской конференции, но он так и не заработал. С союзниками должна была войти в контакт так называемая Межсоюзная репарационная комиссия. Но документов, проясняющих ее деятельность, не сохранилось. Есть лишь материалы, где говориться, что генеральный директор комиссии Г. И. Аркадьев с одним из своих коллег присваивал трофейные ценности и даже ухитрился отправить в Москву самолетом антикварную мебель для себя. Но и его злодеяния меркнут по сравнению с тем, сколько наворовал бывший начальник оперативного сектора НКВД-МВД в Берлине А. Сиднев. В протоколе его допроса меня привлекла следующая часть:
“Вопрос: ? Вам предъявляются фотоснимки изъятых у вас при обыске 5 уникальных большой ценности гобеленов работы фламандских и французских мастеров XVII и XVIII веков. Где вы утащили эти гобелены?
Ответ: ? Гобелены были обнаружены в подвалах германского Рейхсбанка, куда их сдали во время войны на хранение какие- то немецкие богачи…
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5