Рефераты. Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) - (диплом)

p>Появление феномена информационной революции, который привёл к снижению затрат в области связи и компьютерного обеспечения, может в значительной степени повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора не только подчёркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и соглашения ТРИПС, но и ставит новые вопросы. Сегодня ВТО также выполняет и функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран, и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества своим членам. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

В наши дни происходит размывание границ между международными и внутренними правилами товарообмена, что приводит к более тесной стыковки национальных экономических систем в той части, в которой они воздействуют на внешнеторговую деятельность. А это означает важный шаг в направлении создания единого правового и административного пространства, сфера которого охватывает многие страны и многие формы международных торговых отношений. Тем самым облегчаются международные торговые связи членов ВТО, но усложняется внешнеэкономическая деятельность государств не участвующих в деятельности этой организации.

    1. 2 Отношения России и ВТО на современном этапе

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в ГАТТ, когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР (статус наблюдателя в ГАТТ Советскому Союзу предоставили в 1990году). Основу для сближения России с ГАТТ положило постановление Правительства Российской Федерации от 18. 05. 92 г. №328 "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным Соглашением по тарифам и торговле". В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника (распоряжение Президента Российской Федерации от 3. 06. 93 г. №411-рп). Однако, с преобразованием в 1994 году ГАТТ в ВТО, Россия подала новое заявление для вступления в ВТО. В связи с этим при Секретариате ВТО (Женева) была образована Рабочая группа по присоединению России к ВТО, участниками которой является более 50 стран. Председателем Рабочей группы является посол Швейцарии У. Росье. Представление в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 02. 94 г. №144 Меморандума о внешнеторговом режиме, стало практическим началом процесса присоединения России к ГАТТ. а затем и ВТО.

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. Это предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров, в ходе которых будут определены условия присоединения России к ВТО. К настоящему времени, завершив в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и представив в 1998г. первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), российская сторона приступила к двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО.

Основные обязательства, которые предстоит принять России, сводятся к следующим крупным областям:

1. России предстоит “связать” импортные таможенные пошлины на промышленные товары —то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Указанные пределы являются предметом переговоров. Задача на этих переговорах - выйти на разумный уровень обязательств, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного отечественного производства.

Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров в начале 1999г. российская сторона приступила к углубленному обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации. Необходимо отметить, что в настоящее время таможенный тариф в России, кроме своей основной функции - регулирования конкуренции между иностранными и отечественными товарами - выполняет еще и фискальную функцию и является одним из основных источников пополнения доходной части федерального бюджета; а также то, что первоначальные тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений ставок ввозных таможенных пошлин.

В настоящее время Россия представила первоначальные предложения России по “связыванию”начального и конечного уровня ставок импортного тарифа по всей товарной номенклатуре с указанием продолжительности переходного периода. Трудность тарифных переговоров в основном состоит в том, что уровень“связывания”в российском оффере зафиксирован значительно выше ныне действующих ставок импортных пошлин, поскольку Россия заинтересована в сохранении в перспективе достаточно высокого уровня защиты внутреннего рынка особенно в части сельскохозяйственных товаров.

2. Обязательства по доступу на рынок услуг основываются на специальной методологии, которая допускает сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг по масштабам присутствия иностранного капитала и физических лиц, а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Это также будет решаться в ходе переговоров. После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ), российская сторона готова к продвижению на очередной этап двухсторонних переговоров - по доступу на российский рынок услуг.

3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень по таможенным пошлинам (аналогично промышленным товарам). Кроме того, принимаются обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.

Основным требованием к присоединяющейся стране является ее обязательство по выполнению норм и правил всего пакета соглашений Уругвайского раунда. Вместе с тем, российская сторона намерена использовать в ряде случаев переходные периоды по имплементации положений некоторых Соглашений ВТО, в том числе предусмотренные документами Уругвайского раунда, в частности, по субсидиям, ГАТС (торговля услугами), ТРИПс (охрана прав интеллектуальной собственности), ТРИМс (инвестиционные меры, связанные с торговлей) и, возможно, некоторых других.

Продолжительность отдельных переходных периодов будет обосновываться сроками, необходимыми для приведения российского законодательства, международных соглашений Российской Федерации и правоприменительной практики в соответствие обязательствам перед ВТО.

Характеризуя современный этап переговоров, необходимо отметить, что к началу 2000 г. Россия представила на переговоры все основополагающие документы для двусторонних и многосторонних переговоров ( по тарифам, сельскому хозяйству, услугам). Ведутся переговоры об условиях присоединения по основным Соглашениям ВТО, продолжается работа по приведению в соответствие российского законодательства с нормативными требованиями Соглашений ВТО. Вместе с тем, необходимо учитывать что реальные сроки интеграции России в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО, будет определяться прежде всего перспективами развития российской экономики в целом.

Это означает необходимость преодоления внутреннего экономического кризиса и завершения реформ, и только тогда российская экономика в результате структурной перестройки сможет на равных конкурировать с развитыми странами. Для России членство в этой организации не является самоцелью. Оно будет иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для страны улучшится по сравнению с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок. Именно в поиске разумных компромиссов в этих вопросах и состоит одна из главных задач переговоров. Этим и будет определяться срок их завершения. [ 7, c. 40-42]

1. 3 Режим наибольшего благоприятствования - основа правовой системы ВТО

Правовая система ВТО основывается на двух правовых положениях, которые в принципе должны обеспечить бездискриминационную торговлю между ее членами : это режим наибольшего благоприятствования /РНБ/ и национальный режим /HP/. Эти принципы перешли в ВТО из ГАТТ. На протяжении почти 50-ти лет /I948-I995гг. / действия ГАТТ, его ключевые положения запрещали дискриминацию в международной торговле между его участниками. В соответствии со статьей I ГАТТ, в которой содержится положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования, государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо другой страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров.

Вторая основа недискриминационных мер, которая известна как "национальный режим", подразумевает, что при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте. Так гласит статья 3 ГАТТ.

Помимо ГАТТ-1994 года, ряд важных положений, касающихся режима наибольшего благоприятствования и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так, . Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности членами ВТО. Генеральное соглашение по торговле услугами обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников.

Другие соглашения ВТО, которые содержат режим наибольшего благоприятствования и национальный режим - это Соглашение по техническим барьерам в торговле. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей и ряд других соглашений.

Многие исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860 года . В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и соглашений. В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно отличавшиеся друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме, предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ, согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948годах , в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее текст была включена развернутая формулировка РНБ (статья 16) и национального режима (HP) (статья 18). Оппозиция США помешала созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило полностью положение о РНБ /статья I ГАТТ/ и о HP /статья 3 ГАТТ/. Однако, это соглашение распространяло РНБ и HР только на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в I973-I979годах в ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле /ТБТ/, в котором нашло свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. В ходе следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и РНБ вместе с HPобразовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160 видов услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.