Рефераты. Система расходов бюджета - (курсовая)

p>Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств

Важным направлением модернизации государственных финансов в России стало разделение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет (включая бюджеты внебюджетных фондов), бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных бюджетов АО, бюджет автономной Еврейской области и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тысяч). В соответствии с этим разделением расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

    2. 3. Состав и структура расходов бюджета

Как уже отмечено выше, расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти. Структура расходов каждого уровня интересна не как математические отношения. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и так далее.

Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Из Федерального бюджета на 100 % финансируются расходы на национальную оборону и на 93 % расходы на фундаментальные исследования. С принятием Налогового Кодекса и Бюджетного Кодекса осуществляется переход к новой системепринципов бюджетного федерализмаи иной организации межбюджетных отношений. К принципам бюджетного федерализма можно отнести [4Родионова В. М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации“Финансы”, №4, 1997. ]:

    Создание трёхуровневой системы бюджетных отношений

Равенство (не тождество) бюджетных прав субъектов федерации Самостоятельность каждого бюджета и высокую степень автономии региональных и местных бюджетов

Равенство региональных, местных и федеральных интересов, их тесную увязку между собой

    Прозрачность межбюджетных отношений

Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета. Таблица. Структура расходов федерального бюджета РФ за 1995, 1997 и 1999 годы. Наименование расходов

1995 год [? Врублёвская О. В. Бюджетный процесс в РФ // глава 2. “Инфра-М”, 1998 год. ] 1997 год [? Там же]

1999 год [? Рассчитано на основании ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год” ] Государственное управление

    1, 6
    2, 2
    2, 4
    Международная деятельность
    8, 4
    1, 9
    6, 4
    Национальная оборона
    19, 6
    19, 7
    16, 3
    Правоохранительная деятельность
    5
    8, 8
    9
    Фундаментальные исследования и содействие НТП
    2, 5
    2, 9
    2, 1
    Промышленность, энергетика и строительство
    12, 6
    9, 4
    2, 4
    Сельское хозяйство и рыболовство
    3, 7
    3
    1, 6
    Образование
    3, 7
    3, 5
    3, 7
    Здравоохранение и физическая культура
    1, 7
    2, 2
    1, 7
    Социальная политика
    1, 8
    3, 4
    7, 3
    Обслуживание государственного долга
    9, 2
    14, 8
    29
    Финансовая помощь субъектам РФ
    12
    12
    7, 5
    Расходы целевых бюджетных фондов
    4, 8
    7, 8
    7, 7

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы. Среди расходов федерального бюджета всё большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета. За последние несколько лет государственный долг вырос в несколько раз: ещё в 1995 году расходы по его обслуживанию составляли 9, 2% от общей суммы расходов бюджета против 14, 8% в 1997 году и уже 29% в 1999.

Значительно снизилась доля средств, направляемых на финансирование отраслей хозяйства. Так, на промышленность в 1995 году выделялось 12, 6% расходов, в 1997 году– 9, 4%, а в 1999 году –уже 2, 4%, то есть с 1995 года по 1999 финансирование сократилось более чем в 5 раз. Финансирование же сельского хозяйства сократилось в 2 с лишним раза. Значительно вырос удельный вес расходов на социальную политику (1, 8%®3, 4%®7, 3%). Вместе с тем объём расходов на образование и здравоохранение остаётся неоправданно низким.

Незначительно сократилась финансовая помощь субъектам РФ. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. Цель предоставления субъектам РФ финансовой помощи– выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в расчёте на душу населения. Существуют следующие формы предоставления финансовой помощи: Дотация – объём денежных средств, выделяемых из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и доходов, переданных в порядке бюджетного регулирования;

Субвенция – средства, выделяемые из одного бюджета другому на определённые целевые расходы. Трансферты – для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения, предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП).

Располагая информацией о структуре доходов и расходов федерального бюджета, его роли в регулировании бюджетов субъектов РФ, можно приступить к анализу расходов субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ [8 Бюджетный кодекс РФ, статья 15. ]. Наряду с расходами, осуществляемыми только частично из бюджетов субъектов Федерации (такие как: поддержка отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, расходы на НИОКР и т. д. ) существуют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ. К ним относятся [9 Бюджетный кодекс РФ // Статья 86. ]:

Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

    Обеспечение реализации целевых региональных программ;
    Формирование государственной собственности субъектов РФ;

Содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

    Оказание финансовой помощи местным бюджетам и так далее.

Структура расходов местных бюджетов формируется в зависимости от возможностей их доходной базы, экономического курса федерального правительства РФ и местных органов власти, осуществления определённых целевых программ, возрастания расходов на социальную защиту населения.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, когда до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в Республике Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и других областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей [10 Беляев Ю. А. Финансы мастного самоуправления// Финансы, 1997, № 11 ]. Очевидно, что для создания работоспособного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти.

Из общих расходов всех уровней на местные бюджеты приходится: 42 % всех расходов на социальную политику;

    57 % всех расходов на здравоохранение;
    42 % всех расходов на культуру и искусство;
    66 % всех расходов на ЖКХ;

67 % всех расходов на образование [11Максимова Н. С. О реформировании межбюджетных отношений в РФ // Финансы, 1998, № 6. ].

Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня.

    Таблица. Структура расходов бюджета Ступинского района.
    Наименование расхода

По Ступинскому р-ну на 1998 год. [? Газета “Ступинская панорама” от 17 июля 1999 года. ] По Ступинскому р-ну на 1999 год. [? Там же ]

    Государственное управление
    4, 7
    4, 9
    Правоохранительная деятельность
    0, 4
    0, 4
    Промышстр. 14 из 1ленность, энергетика и строительство
    0, 11
    0, 8
    Сельское хозяйство
    1, 2
    1, 24
    ЖКХ
    29
    33
    Образование
    21
    21
    Культура, искусство, кинематография
    2, 9
    3, 4
    Здравоохранение
    14, 3
    14, 6
    Социальная политика
    10, 4
    10, 7
    Прочие расходы
    2, 8
    3, 4

2. 5. Принципы планирования и финансирования расходов бюджета. Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчинённая требованиям финансовой политики государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и так далее. Составление проектов бюджетов–исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, финансированию основных расходов бюджета. Рассмотрим процесс формирования территориального бюджета на примере области. Организацию работы по составлению проекта областного бюджета осуществляет Департамент финансов администрации на основе:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.