“А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения” [39 Коран. Сура “Аль Бакара” аят 228]. При однократном объявлении развода, брак считается окончательно расторгнутым по истечении срока‘идда. Троекратное объявление развода приводит, по мнению большинства ученых, в том числе имамов всех четырех мазхабов, к разводубаинв независимости от того, были ли все три объявления развода сделаны одновременно или же, после каждого развода договор брака возобновлялся. По мнению некоторых муджтахидов(имамы, имеющие право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права), таких как Ибн Аббаса, Тавуса, Ибн Исхака, три развода объявленные одновременно считаются разводомраджи’и.
Жена, кроме того, может попросить у мужа развод за вознаграждение, которое она ему передает из своего личного имущества, муж может либо согласиться на ее предложение и принять вознаграждение, либо отказать ей в разводе. Развод по требованию жены (хул') является разводом баин. Вознаграждение, передаваемое женой мужу, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым шариатом к товару.
В мусульманском праве возможен и условный развод с указанием времени или места. Так, например, муж может сказать жене: "Ты разведена в таком-то месяце, году и т. д. ", в этом случае брак считается расторгнутым сразу же с наступлением указанного срока. Если же муж сказал: "Ты разведена в доме своего отца", то она получает развод, как только войдет в дом отца.
Поскольку брак признается мусульманским правом гражданско-правовым договором, мужу предоставлены полномочия по наделению правом на заключение брака и его расторжение другим лицам, в частности он может предоставить право развода и жене. Муж, исходя из общих гражданско-правовых нормы о поручительстве, имеет право лишить своего доверителя права развода.
При предоставлении мужем права расторжения брака жене это право должно быть реализовано ею непосредственно после такого предложения, т. е. между предоставлением такого права и разводом жена не должна совершать каких-либо других юридически значимых действий.
И мусульманское и российское право исходит из необходимости укрепления семьи. В связи с этим и в том и в другом законодательстве предусмотрены институты, направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить причины их разногласий, и в случае, если не предоставляется возможным сохранить семью, то они осуществляют расторжение брака. Данный институт основывается на следующем аяте: ? ?? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ?? ?? ?? ?
"А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи" [40 Коран. Сура “Ан-Нисаи”, аят 35].
По нашему мнению, процедура примирения, предусмотренная мусульманским правом, является более эффективной, поскольку родственники могут более действенным образом повлиять на примирение супругов, вникнуть в сущность их разногласий, в то время как официальному лицу-судье, супруги не всегда могут полностью раскрыть причины своих разногласий.
Еще одним видом развода по шариату, отсутствующим в российском праве, является развод по клятве (иляи). Под иляипонимается обет, произносимый мужем, воздерживаться от соития со своей женой, в течение промежутка времени превышающего четыре месяца. В случае, если данный обет будет выполнен мужем, то по истечении четырех месяцев судья по требованию жены расторгает брак. В случае же, если он не выполнит свой обет, то он становится клятвопреступником и для него обязательно искупление. Это основывается на аяте Корана.
? ?? ? ? ?? ? ? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ? ?? ? ? ?? ?? ? ?? ? ? ?? ?? ? ? ? ? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ?? ? ? ? ? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ? ? ? ?
“Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то поистине Аллах — прощающий, милосердный. А если они решатся на развод, то, поистине, Аллах — слышащий, знающий” [41 Сура Аль-Бакара аяты 226, 227]. В случае, если муж обвиняет жену в прелюбодеянии или не признает своего отцовства по отношению к ребенку, рожденному женой, и при несогласии жены с его обвинениями, не может предоставить необходимых доказательств этого, то каждый из них обязан поклясться именем Аллаха в своей правоте четыре раза, если же кто-либо из них откажется принести клятву, то он признается проигравшим. В случае же, если никто из них не откажется от клятвы и поклянется четыре раза, то клятва должна быть подтверждена“признанием проклятия Аллаха со стороны мужа и жены” [42 Мавераннахра Бурхануддин Маргинани. Указ. соч. – С. 155. ]. После признания проклятия брак считается расторгнутым окончательным разводом.
Еще одним основанием для аннулирования брака является вероотступничество одного или обоих супругов. В этом случае брак аннулируется по истечении срока 'идда. Если вероотступник примет ислам до истечения срока 'идда, то брак между ними восстанавливается автоматически. Расторжение брака в судебном порядке согласно российского семейного права производится в случае, если супруги имеют общих несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод. Между этими двумя случаями существуют значительные различия.
В судебном порядке рассматриваются также дела о расторжении брака, если один из супругов, хотя и заявляет о своем согласии на развод, но уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСа: не подает совместное заявление, не является для регистрации развода (п. 2 ст. 21 СК РФ). Необходимость наделения другого супруга правом в этой ситуации обратиться в суд связана с тем, что в противном случае он не сможет получить развод, так как принудить другого супруга явиться в ЗАГС невозможно. Таким образом, можно было бы затягивать бракоразводный процесс до бесконечности. Данные дела следует относить к разновидности расторжения брака по взаимному согласию супругов, если только супруг, уклоняющийся от расторжения брака в органах ЗАГСа, не заявит о своем несогласии на развод в суде. При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, роль суда в принципе такая же, как и роль органов ЗАГСа. Суд не вправе выяснять причины развода, принимать меры к примирению супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их личную жизнь. В статье 23 Семейного Кодекса РФ прямо указано, что суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Суд не обладает правом отказать в расторжении брака, если оба супруга заявляют об этом требование. Расторжение брака производится в этом случае в суде только потому, что этого требуют интересы несовершеннолетних детей. Однако речь идет не о том, что, исходя из интересов детей, суд должен стремиться сохранить семью любой ценой. Задача суда в этих случаях рассмотреть соглашение супругов о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере им будут уплачивать алименты. Суд обязан проверить, отвечает ли соглашение интересам детей. Если нет оснований полагать, что такое соглашение нарушает интересы несовершеннолетних, суд утверждает соглашение своим решением. Если соглашение не достигнуто или представленное соглашение противоречит интересам детей, суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы в судебном заседании и вынести по ним решение.
Соединение рассмотрения этих требований с бракоразводным процессом в данном случае целесообразно потому, что при разделении их и передаче расторжения брака в органы ЗАГСа практически невозможно будет проконтролировать принимаемые супругами решения в отношении несовершеннолетних детей. При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживать несовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но при рассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев без достаточных оснований отдают предпочтение матери.
Махмудова К. П. обратилась 24 июня 1996 г. в Советский суд г. Махачкалы с иском о расторжении брака к Махмудову А. Э. и передачи ей на воспитание 6 летнего сына. Без проверки заявления о том, что Махмудова злоупотребляет спиртными напиткам суд принял решение об удовлетворении иска Махмудовой. По жалобе ответчика указанное решение в части передачи ребенка на воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела в суде доводы ответчика нашли подтверждение и в иске Махмудовой было отказано. [43 Гражданское дело № 2-235/96 // Архив Советского суда г. Махачкалы. ] При принятии решения относительно детей старше 10 лет суд обязан принимать во внимание их мнение.
Мусульманское право при решении вопроса о том с кем будет проживать несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правом воспитания ребенка его родственники пользуются в таком порядке: мать, мать матери, отец, его мать, затем родственники по степени близости их родства, причем женщины предпочтительнее мужчин. В данном случае нет необходимости в судебном процессе, поскольку шариат точно определяет принадлежность права на воспитание ребенка. При нарушении права на воспитание дело рассматривается судом, который принимает решение о том кому принадлежит право на воспитание ребенка. Расходы на содержание ребенка мусульманское право возлагает на лицо, воспитывающее ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8