Рефераты. Требования, предъявляемые к применению правовых норм - (реферат)

p>позволяет учесть "стоимость" полученных эффектов. При этом затраты очевидно, трактуются в самом широком смысле: и как использование определенных средств, и как расходование материального и духовного труда вообще, и как нежелательные и отрицательные эффекты издания законодательного акта, ожидаемые или непредвиденные.

Поскольку наступивший эффект есть следствие юридической нормы, издаваемой государством с определенными намерениями, выражение (1) необходимо соотнести с целью. Последняя в момент издания правовой нормы представляет собой тот же результат, но существующий идеально. С учетом не совладения идеального и реального, цели и результата, планируемых затрат и затрат действительных формула эффективности (Е) примет следующий вид:

    X2 – X1 X2 – X1
    E = --------- : ------- (идеальная) (2)
    Q Q

В приведенной формуле (2) первый член соотношения соответствует реальному процессу достижения результат, а второй - идеальному процессу достижения цели. В литературе справедливо указывалось, что определение эффективности как отношения цели действия к его результату, планируемой эффективности к реальной и т. д. носит абстрактный характер. Оно может быть использовано для оценки эффектов применения права во всех типах общества и уже по той причине не в состоянии объяснить специфику его действия ни в одном из них. Эффективность юридических норм - следствие не только того, чем являются они сами. Оно зависит также от свойств и состояния объекта, на который нормы воздействуют. Поскольку состояние и свойства этого объекта связаны с его регулированием другими правовыми нормами, совокупная действенность права обусловлена, помимо прочего, и тем, как функции отдельных законодательных установлений, институтов и отраслей права взаимосвязаны друг с другом. Поэтому придать приведенным определениям необходимую конкретность можно лишь раскрыв особенности социального объекта, на который воздействует юридическая норма, а также особенности той правовой системы, элементов которой она является. Если же предпринимаемая попытка установить цель абстрактной юридической нормы, то ее социальная специфика может оказаться нераскрытой. Ознакомление с историей правовых систем свидетельствует, что очень многие нормы переходят из одного общества в другое, не меняя ни своей внешней формы, ни своего непосредственного содержания, хотя они в разных обществах обладают различными, зачастую противоположными социальными функциями. Их конкретно-исторический общественный смысл выявляется только в сопоставлении с объектом, на который они воздействуют, т. е. с регулируемыми или общественными отношениями, либо при их рассмотрении как элементов всей правовой системы данного общества в целом. Означает ли сказанной, что определение эффективности юридической нормы как отношения между поставленными целями и достигнутыми результатами вообще не должно использовать при конкретной оценке эффективности законодательных актов? Нет, не означает, ибо в науке существует методический прием, пользуясь которым можно практически определять эффективность любого управленческого воздействия на объект управления, в том числе и воздействия посредством издания юридических норм. Это так называемый метод "черного ящика", когда, контролируя сигналы, подаваемые на "вход" системы, одновременно фиксирует их эффекты на "выходе" из нее, отвлекаясь от всех процессов, которые протекают в самом "черном ящике", т. е. внутри управляемой системы. Тем самым исследователь получает возможность узнавать о тех или иных последствиях воздействий на системы без проникновения в суть внутрисистемных процессов, эти последствия вызывающих. Метод "черного ящика" позволяет изучать действенность юридических норм в зависимости от социальных условий, в которых они функционируют, имея в своем распоряжении сравнительно ограниченную информацию. Количество этой информации находится в прямой зависимости от успеха в поиске социальных переменных, которые в обобщенной форме достаточно полно отражали бы общественные процессы, протекающие в сфере правопорядка. Таким обобщенным показателем является общественное положение людей, и поскольку эффект юридической нормы всегда опосредован их поступками, социальная характеристика населения является вместе с тем и характеристикой общественной среды функционирования законов: иначе как через человеческое поведение, право не действует. Место человека в социальной структуре, как известно, определяет и его место в системе общественного разделения труда, и отношение к средствам производства, и способ получения и размер причитающейся ему доли общественного продукта и его личностные характеристики (общее и специальное образование, квалификация, уровень культуры и т. п. ). В такой познавательной ситуации, зафиксировав эффекты юридической нормы посредством регистрации числа ее нарушений и подвергнув классификации правонарушителей по их социальному положению, можно определить действенность правового запрета относительно различных социальных групп, а следовательно и относительно тех общественных условий, в которых живут люди. Метод "черный ящик" позволяет изучать эффекты этих условий, не изучая самих условий. Однако как бы ни изучалось действие правовой нормы, выявить ее реальную эффективность можно будет лишь в том случае, если исследование охватит не только саму норму (предмет правоведения), но и социальные условия ее функционирования (предмет социологии). Истинный эффект юридической нормы результат взаимодействия ее требований, обращенных к населению, с условиями его жизни, а стало быть, и с ее социальными характеристиками. Отсюда следует вывод, важный для теории управления общественными процессами в сфере правопорядка: повышение эффективности принимаемого закона возможно не только путем совершенствования его самого, но и путем изменений в социальной среде его функционирования. Более того, изменения социальной среды, т. е. общественного бытия, в конечном счете не могут не сказываться более важными по сравнению с изменениями в самой правовой системе.

Теория постоянно ищут конкретные пути повышения эффективности права, пытаясь четно определить условия, от которых последняя зависит. На этом пути отечественной наукой достигнуты известные успехи. В частности, теоретические разработки ряда авторов привели к выводу, что непременными предпосылками правовых запретов являются:

своевременность, правильность и полнота отражения в законе свойств общественно опасного деяния, объявленного правонарушением;

соответствие содержания закона содержанию норм нравственности и уровню правосознания;

соответствие юридических требований социально-экономическим и политическим закономерностям общества;

учет того обстоятельства, что процесс того регулирования поведения людей юридическими средствами связан с социальными (в первую очередь экономическими) факторами, оказывающими воздействие на человеческие поступки; стабильность законодательства и единообразие его применения; сочетание применения правовых санкций с мерами общественного воздействия; информированность населения о содержании правовых норм, в частности о санкциях; сознание людьми неотвратимости наказания;

    стабильность правовой политики и др.

Подытоживая эти предпосылки действенности права, можно утверждать, что с позиции современной науки юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они функционируют, когда их содержание соответствует общественному сознанию населения, в первую очередь принципам нравственности и уровню правосознания, и когда нормы данной отрасли права действуют согласованно с нормами права других его отраслей.

Подытоживая изложенное, можно утверждать, что уровень общественной активности населения - важное социальное условие эффективности права [10 Спиридонов Л. И. , Теория государства и права. , М. , 1995. , гл. 14. ].

    Заключение

В рассмотренных выше вопросах раскрыто понятие, сущность и основные формы реализации права.

Рассмотрен процесс применения права, его стадии и акты. Установлено наличие законности и целесообразности в применении правовых норм. Проанализированы и раскрыты проблемы эффективности правоприменения.

Но, ни одна даже самая совершенная юридическая система не в состоянии охватить все возможные случаи, с которыми могут встретиться правоприменительные органы в процессе своей деятельности. Вместе с тем, сталкиваясь с проблемой, не предусмотренной действующим правом, они не должны уклоняться от ее решения, ссылаясь на отсутствие надлежащих нормативных актов, их неполноту или противоречивость. Выход из сложившегося положения становится возможным благодаря свойству правовой системы саморазвития и, восполняя отсутствующие структурные элементы в соответствии с функциональными потребностями права, удовлетворять нужды общества, стремящегося к стабилизации и сохранению целостности, а поэтому нуждающегося в урегулированию всех дезорганизующих его конфликтов. В результате появляется аналогия закона и аналогия права [11 Спиридонов Л. И. , Теория государства и права. , М. , 1995. , с. 242. ]. Аналогия права заключается в том, что субъект применения права разрешает индивидуальное, конкретное дело, исходя из общего духа (общих начал, принципов, смысла) законодательства. Применение аналогии закона допустимо при выполнении необходимых требований и условий:

* необходимо удостовериться, что соответствующей нормы нет, а также в наличии существенного сходства (однородности, схожести в основных, важнейших признаках) общественных отношений: урегулированного нормой права, с одной стороны, и неурегулированного нормой права - с другой;

* каждый случай применения аналогии должен быть обоснован, чтобы исключить произвол в правоприменительной деятельности.

Применение аналогии недопустимо, если использование аналогии запрещается в предусмотренных законом случаях [12 Левченко И. П. , Реализация норм права. , М. , 1994. , с. 20. ]. Суть юридических институтов аналогии закона и права раскрыта, например, в части 3 ст. 10 ГПК РФ. В ней определяется, что "в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходное отношение, а при отсутствии такого закона исходит из общих начал и смысла советского законодательства". В российском уголовном праве институт аналогии отсутствует. В связи с постоянным совершенствованием и развитием законодательства применение права по аналогии стало редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

Общество в процессе своего развития порождает средства собственной стабилизации - в конечном счете юридическую норму. Иными словами, в понимаемой таким образом юридической системе всегда может быть найден источник права (правовая норма) для разрешения любого дела.

    Список использованной литературы
    Алексеев С. С. , Теория права, М. , 1994.

Бабаев В. К. , Теория современного советского права, Н. Новгород, 1991. Клименко С. В. , Пособие для поступающих в юридические вузы "Основы государства и права", М. , 1996.

    Левченко И. П. , Реализация норм права, М. , 1994.

Лазарев В. В. , Общая теория права и государства, М. , 1994.

    Спиридонов Л. И. , Теория государства и права, М. , 1995.
    Хропанюк В. Н. , Теория государства и права, М. , 1995.
    УПК РФ, Комментарии.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.