Защита частной собственности не мешает Аристотелю осуждать корысть и чрезмерное обогащение. Он выделяет двеформы накопления богатства: своим трудом через производство, создание материальных ценностей, вторая посредством торговли, спекуляции и ростовщичества. (Это эгоистическое обогащение).
Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его надеждой и опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.
Главную загадку политической теории Аристотель видел в том, что бы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существующиеформы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. В основу его классификации были положены два принципа: количественный - кто правит, и качественный - в чьих интересах осуществляется правление. Отсюда Аристотелем были выделены три правильные формы: в которых правит одни - немногие - многие в интересах всего общества. И три неправильные(“извращенные”) формы, в которых также правят один - немногие - многие, но в своих интересах.
К правильным формам государственного правления Аристотель относил монархию, аристократию и политию; к неправильным, извращающим смысл и назначение первых, - тиранию, олигархию и демократию. Монархия связана с правлением одного, имеющего в виду общее благо; тирания - это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества; Олигархия - правление немногих, как правило богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Полития - власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага; Демократия - правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде. Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной форме государства, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Это она сочетает лучшие стороны олигархии и демократии, это та “золотая середина” к которой стремится Аристотель. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только обеспечить самостоятельность семьи, но и ослабить противоречие между богатством и бедностью.
Социальной опорой в Политии выступает собственник земли. Гражданами признаются только лица со средним достатком. Свободные гражданеидеального государства не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов.
Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального государства создает умеренный климат Эллады.
Чистая форма политии - редкость, ибо она требует сильного среднего класса, который преобладал бы на обеими крайностями. Большая часть существующих государств - политии, но не в чистом виде. Им нужно стремиться к равновесию между противоборствующими элементами.
Для Аристотеля главная цель идеального государства состоит в достижении всеобщего блага и справедливости. Не давая общего определения справедливости, Аристотель выделяет два ее вида: справедливость уравнивающая и распределяющая. Уравнивающая справедливость - каждому одинаково (основана на равенстве), вторая предполагает неравенство, т. к. каждый получает в зависимости от его достоинств и личного вклада для пользы общества. Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. С пониманием государства тесно связаны представления Аристотеля о ПРАВЕ. ПРАВО - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейшийпризнак закона - его принудительная сила. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости. Цель права, как и государства, общее благо, а оно, конечно, ассоциируется со справедливостью.
Право не однородно по форме, по своему происхождению. Аристотель выделил в нем несколько пластов. Он говорито естественном праве, которое везде признано, не нуждается в законодательном оформлении и условном праве, т. е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы и обычаи. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель - сторонник стабильности права. С его точки зрения, закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу - иначе в обществе не будет порядка.
Вывод: советы Аристотеля не остановили вырождения греческой государственности. Но вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследования, обобщил огромный материал. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор. Эпикур (341 -270 гг. до н. э. )
С походов Александра Македонского начинается период эллинизма - греческой экспансии на Восток. В период эллинизма один из представителей политико правовой идеологии Эпикур в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии.
Он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Справедливость не существует сама по себе; это - договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей. Право и государство суть и продукты договора, результат соглашения. Эпикур подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенный в законах различных государств. Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору.
Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости и безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию.
Вывод: кризис государственных учреждений и утрата государственной независимости породили среди граждан настроение упадка, неуверенности. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. Эти положения как раз и акцентировалось в учении Эпикура. Полибий (200 -120 гг. до н. э. )
Полибий последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Написанная им “История”в 40 книгах освящает путь римлян к мировому господству. Полибий не свободен от традиционных представлений о цикличном развитии социально-политических явлений. Круговорот политической жизни у него проявляется в последовательной сменешести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит втиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного тирана. Так устанавливаетсяаристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается волигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают народ, что приводит к перевороту. Народ, не веря больше в правление царей и немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждаетдемократию. Ее извращенная форма - охлократия - худшая форма государства. Тогда возвращается власть силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа убивает, пока не одичает окончательно и снова не обретет себе самодержавца. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
Для преодоления круговорота политических форм необходимо установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой.
При этом Полибий особо выделяет политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество Рима. Вывод: политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима. В своих рассуждениях о смешанной форме правления мыслитель предвосхитил идеи буржуазной концепции “издержек и противовесов”. 3. Политические и правовые учения Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э. )
Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы “мостиком” между ними и правовой мыслью Западной Европы.
Был квестором, претором, консулом в 63 -64 гг до н. э. Выступал против проектов земельных реформ (за частную собственность на землю). Считается человеком, раскрывшим заговор Катилины. За подавление этого заговора он был названСпасителем Отечества.
Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах “О государстве” и “О законах”(54 -51 гг до н. э. ), “Об обязанностях”и “О старости”(44 г до н. э. ). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона “Государство”, “Закон”. Происхождение государства
Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхожденииобщества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.
Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности. Сущность, задачи и формы государственного устройства
Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определениюгосударство(respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи“правового государства”. Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как: сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка; управление присоединенными к государству территориями;
обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей; Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления направильные и “извращенные”. Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть - монархия; власть оптиматов аристократия и власть народа - демократия), он видел положительные моменты их в том, что “благовением своим нас привлекают цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны. Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается втиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым волигархию. Полновластие народа приводит к “безумию и произволу толпы” и приобретает формуохлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства, т. к. нет согласия в вопросе права. Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введениясмешанной формыгосударственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было “нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа”. Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны. Правовая теория Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.
Естественное правовыступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: “кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя”. Он не писан, и имеет врожденный характер.
Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т. к. оно существовало до государства. Под естественным правом он понимал:
не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью; не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.
Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н. э. , когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости. Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: “Под действие закона должны попадать все”. И государство - это общий для всех правопорядок. Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политико-правовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии. Список литературы
1. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт. , т. 1. М. 1993. 2. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986. 3. Коваль В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989. 4. Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура. М. 1989. 5. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.
6. Темнов Е. И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях. // Государство и право, № 3. 1992.
7. Тихомиров Ю. А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990. 8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936. 9. Бартошек М. Римское право. М. 1989. 10. Античная культура и современная наука. М. 1985. 11. Асмус В. Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.
12. Королева-Коноплянская Г. И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.
13. Крашенников Н. А. Индусское право, история и современность. М. 1982. 14. Утченко С. Л. Политические учения древнего мира. М. 1972. 15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.
Страницы: 1, 2, 3, 4