Рефераты. Вопросы по судебному праву - (шпаргалка)

p>14 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА “ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ”. Правоохранка - это такая дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства. Предметомдисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях и задачах. Система охватывае темы: общие вопросы , связанные с понятием и содержанием правоохранительной деятельности, круга организации, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов. Также есть темы, посвященные деятельности судов, прокурорскому надзору, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и др.

15 НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ, НАРОДНЫХ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ. Суть этого принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без давления. Есть много способов оказания влияния на судей (подкупы, угрозы физической расправы и др. ). В связи с этим существенное внимание уделяетсягарантиям независимости судей, народных и присяжных заседателей. Важный шаг в этом направлении - принятие закона “О статусе судей”. Т. о. независимость судей обеспечивается: Предусмотренная законом процедура правосудия, запрет под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в эту деятельность. Установленный порядок приостановления и прекращения поолномочий судьи. Право судьи на отставку, неприкосноавенность судьи. Система органов судейского сообщества. Предоставление судье особого социального и материального обеспечения. Любая попытка помешать осуществлению правосудия расценивается как административное (неуважение к суду) либо уголовное (взятка, угроза) преступление.

16 ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА. ЕГО СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ. Пленум действует в составе Председателя Верховного суда РФ, его замов, и всех членов этого суда. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председательб Высшего арбитражного суда и министр юстиции. Участие генерального прокурора обязательно. Пленум Верховного суда имеет следующие полномочия: Рассматривает материалы изучения и обобщение судебной практики и статистики, дает разъяснения по законодательству. Утверждает (по представлению председателя Верховного суда) составы судебных коллегий и секретаря пленума Верховного Суда. Утверждает (по представлению его же) научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ. Решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодатедльной инициативы, о толковании законов. Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты председателей коллегий о их (коллегий) деятельности. Созывается не реже 1 раза в 4 месяца. Заседание пленума правомочно при наличии не менее 2\3 его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов. Иногда для подготовки проекта постановления Пленум образует редакционную комиссию из числа членов пленума. Секретарь пленума осуществляет организационную работу по подготовке заседаний, ведет протоколы. Пленум не обладает судебными полномочиями.

17 РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. В системе общих судов районный суд ( он же городской, народный, окружной, межмуниципальный) является основным звеном. Это обусловлено его широкой компетенцией и очень большим объемом работы. В его компетенции находятся дела об административных правонарушениях, дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов. В связи с этим и определяется его наименование - народный, т. к. население обращается со своими проблемами как правило, именно в этот суд. Организация- народный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе создается 1 народный суд , но возможно создание 1 народного суда на район и город. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образовывания районных судов принадлежит местной администрации по представлению министра юстиции. Надзор за деятельностью районных судов осцществляют суды субьектов РФ. Организационное обеспечение деятельности районных судов возложено на министерства юстиции республик, отделы юстиции краевых, областных и городских администраций. 18 ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ. ИХ СИСТЕМА. Принципы правосудия - это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В совокупности эти принципы составляют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, т. к. принципы закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу. Законность - все обязаны соблюдать конституцию РФ и законы. Осуществление правосудия только судом - никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Независимость судей- надо обеспечить судьям такие условия, в которых суд имел бы возможность принимать решения без постороннего вмешательства. Равенство всех перед законом и судом - все равны между собой перед законом, перед судом, мужчина и женщина тоже равны и т. д. Также есть “Обеспечение права граждан на судебную защиту”, “Состязательность и равноправие сторон”, “Презумпция невиновности”, “Гласность”, “Национальный язык судопроизводства”, “Участие представителей народа в оправлении правосудия”.

19 ЗАКОН “О ПРОКУРАТУРЕ”. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Этот закон был принят Президентом РФ, Борисом Ельциным 17 ноября 1995 года. № 168-ФЗ. В главе 1 разъясняются общие положения об органах прокуратуры. Дается определение органов прокуратуры, их место в системе государственных органов, правовые основы деятельности пркуратуры, основные направления прокурорской деятельности. Во 2 разделе рассматривается система и организация прокуратуры РФ. В главе 3 рассматривается тема надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Также есть тема кадров органов прокуратуры (кого и как принимать на должности прокуроров, следователей, как производить оплату труда работнииков прокуратуры, Раздел 6 посвящен особенностям организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

20 СУДЫ. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА. Надзорная инстанция - это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений , вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена (суды субъектов РФ), а также коллегии и президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией будут суды среднего звена ( в их составе президиумов нет), Военная коллегия Верховного суда РФ , а для арбитражных судов - пленумы (президиумы) Высших арбитражных судов республик, надзорная коллегия и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. 21 ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ПРАВОСУДИЯ. Публичность- это участие представителей народа в оправлении правосудия. Этот принцип закреплен в конституции. Участие народа выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел , принятию решений по ним и к выполнению иных функций. Народные заседатели - избираются или назначаются из числа граждан, достигших 25 летнего возраста и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым судьям. Гражданство Росии обязательно . Избрание происходит на собрании коллективов по месту жительства (работы). Срок полномочий - до 5 лет. Народные заседатели пользуются почти равными с судьями правами. Присяжные заседатели- привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Их отбирают из числа граждан РФ , достигших 25 лет, путем случайной выборки кандидатов из числа избирателей. На последующих стадиях отбор производится аппаратом суда и судьями. Присяжные вправе принимать решение по вопросу виновности подсудимого. Общественные обвинители и общественные защитники - это тоже привлечение народа .

22 ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА Судейское сообщество- это тот же судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. В него входят как активные судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но и обязаны выполнять некоторые требования. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием. Всероссийский съезд судей - вершина органов судейского сообщества. В 1991 году этот съезд избрал Совет судей. Совет судей является высшим органом самоуправления сообщества в перерывах между съездами. Собрания судей Верховного и Высшего арбитражного суда РФ. Конференции судей субъектов РФ. Все органы ссообщества обязаны действовать, неукоснительно соблюдая требование принципа невмешательства в судебную деятельность. К ведению органов судейского сообщества относится: Обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства, экспертиза проэктов законов и иных нормативных актов, касающихся судов и судей, рассмотрение актуальных проблем работы судов, представление интересов судей в гос. Органах и общ. Объединениях, избрание квалификационных коллегий судей. 23 ЗАКОН “ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ РФ” ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Закон был пдписан Б. Ельцыным 23 апреля 1995 года и вступил в силу 1 июля 1995 года. В главе 1 отражены общие положения, в которых сформулированы система арбитражных судов, их основные задачи, основные принципы деятельности. Глава 2 объясняет полномочия, порядок образования и деятельности Высшего арбитражного суда РФ. В главе 3 то же самое, но только про федеральные арбитражные суды округов. В главе 4 то же самое, но только про арбитражные суды субъектов РФ. Глава 5 - заключительные положения... Организационное обеспечение деятельности судов, финансирование, символы и местопребывание судов. Глава 6 - переходные положения. В главе 7 говорится об условиях вступления в силу данного закона. 24 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ. Судебная система -это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Судебная система РФ устанавливается конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание черезвычайных судов не допускается. Судебная система делит все существующие суды на 3 блока: Конституционный суд РФ. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судебных органов страны и этот суд т. о. влияет на судебную практику. Верховный суд и те суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет свой надзор. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел. В этот блок входят военные суды. Арбитражные суды. Каждый из этих блоков судов делится в свою очередь на звенья. Это 3-х звенная структура (у общих и военных судов) и 2-х звенная (у арбитражных). Также суды делятся на инстанции (1-я инстанция, 2-я кассационная и надзорная).

25 ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ (ДО РЕВОЛЮЦИИ). Петр - 1 создал институт прокуроров для надзора за соблюдением законности в Сенате. Сначала генерал-прокурор должен был присматривать за законностью в Сенате, потом еще и в других гос-органах. При обнаружении противозаконности генерал-прокурор обязан был предложить исправить ошибку, а при неподчинении он мог применить свою власть. Постепенно роль прокуроров становилась все важнее и начал складываться прокурорский корпус. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учереждений и, если что, приносили сначала устный, а при неподчинении письменный протест и применение власти. В 1864 году прокуратура получает функцию по надзору за судами. В это же время начинается организация прокуратуры как единоначального и независимого не от каких гос. Органов института. Полномочия прокуроров регламентировались уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Так, по этому уставу прокуроры могли надзирать за судебными следователями , давать следователям указания, после предварительного следствия прокурор отправлял в суд обвинительный акт, а сам выступал на суде в роли обвинителя. Но судебные уставы регламентировали лишь деятельность прокуроров в суде, остальные их функции по общему надзору были забыты. В таком виде прокуратура просуществовала до революции 1917 года, когда декретом о суде №1 она была ликвидирована.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.