Как было сказано ранее, казаки воинственные люди. Во время похода они выработали свой способ действий, называвшийся "лава". В тактике своего военного искусства они многое почерпнули от татар (метод нападения в конной атаке, в атаке с воды). Достаточно интересно происходил сбор в поход. Казак решивший пойти в поход за добычей, выходил к станичной избе, бросал свою шапку и зазывал других казаков в поход, солидарные с ним казаки бросали свои шапки по верх его трухменки1. Определялся походный атаман и приступали к тщательной подготовке в поход, причём, в приготовлении участвовали не только уходящие, но и остающиеся казаки. Во время похода на татар, персов, турок или за пушным зверем казаки называли себя охотниками.
В этой вольной ватаге, во время похода, дисциплина и порядок были образцовые. Походный атаман мог казнить смертью за малейшее непослушание. Беспрекословно повиновались и выборным есаулам и сотникам. Но по окончании похода и по возвращении домой, опять все были равны.
Те же не многочисленные группы, называвшие себя казаками, но промышлявшие на территории России, вольное казачество называло разбойниками. Достаточно часто казаки уходили и в морской поход. По р. Дон выходили в Азовское море, из Азовского моря в Чёрное - это был их обычный путь. Вот как описывал казацкие струги наказной атаман Войска Донского генерал - лейтенант Самсонов: "Для морских походов казаки строили себе большие, длинные лодки без палубы. На лодках были паруса, вместимостью по 60 - 100 человек, борта обшивались камышом, для защиты от пуль и большей устойчивости лодок. На дно укладывались бочки с пресной водой и запасами еды. " Морские набеги казаков заставили турок укрепить находившийся в устье р. Дон город Азов и по реке установить укрепительные сооружения. Но как видно в упоминаниях летописи о Донских казаках, эти меры предпринятые турками не останавливали казаков2. 1549 год - в жалобе князя Нагайского Юсуфа к царю Иоанну IV: "казаки его в трёх, четырёх местах города поделали, с Азова оброк снимают и воду пить не дают", на что Иоанн отвечал: "наших казаков на Дону нет никого, а живут на Дону из наших государств беглые люди, .... на дону живут разбойники, без нашего ведома, .... мы и прежде посылали истребить их, да люди наши достать их не могут"...... УЧАСТИЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ ВО ВЗЯТИИ КАЗАНИ И УСТАНОВЛЕНИЕ ДОНСКОГО ВОЙСКА.
В то время Русь оправлялась от татарской неволи. Смоленск, Москва, Рязань, Новгород были независимы друг от друга. Князья правившие этими городами, часто враждовали друг с другом. Но постепенно стал усиливаться Московский князь. Он покорил себе соседних князей, смирил Новгород, усилился, завёл порядочное войско.
В 1547 году великий князь Московский Иоанн IV Васильевич венчался в Москве царским венцом, став Царём всея Руси. На то время, границы его царства на юге, доходили до верховьев Дона, на востоке, немного не дошли до Волги, на севере, захватывали Новгород и на западе, остановились у Смоленска. Желая расширить своё царство, молодой шестнадцатилетний царь Иоанн IV Васильевич решил завоевать татарское Казанское царство и тем самым, навсегда покончить с татарской неволей, в которой двести лет томились русские люди. Два раза подходил Иоанн с войсками к Казани, и оба раза не удачно. Третий поход Иоанн объявил летом 1552 года. В этом походе, первый раз заодно с русскими войсками, участвовали Донские казаки вместе с конницей князя Курбского. Существует так же предание, что тогда же царь Иоанн IV пожаловал войско Донское первой своей грамотой, которой закрепил все земли, занятые донцами, за донскими казаками. 2
После взятия Казани начались постоянные взаимоотношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками. Царь начинает писать грамоты "на Дон в Нижние и Верхние юрты, Атаманам и Казакам" сприказами провожать своих послов, едущих к татарам. До наших дней дошла грамота от 3 января 1570 года, о царском жаловании Донским казакам в грамоте, привезённой на Дон боярином Иваном Новосильцевым - факт послуживший к установлению с сего числа старшинства Донскому войску.
Но на этом, постепенно начинает угасать, не заметно для самих казаков их вольная жизнь именно в том виде, в котором она была изначально и которой они гордились долгие годы. ПЕРВЫЙ УСТАВ И УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕРСКОГО, УРАЛЬСКОГО И СИБИРСКОГО ВОЙСКА.
16 февраля 1571 года - издаётся первый "устав сторожевой станичной службы", составленный боярином князем Воротынским, по которому впервые точно проводилась градация казаков: на городовых или полковых и на сторожевых, или станичных. Хотя и возникновение городового (русского) казачества относится к ХV веку, но всё же до принятия этого устава, не был определён статус казачества и имел непостижимый иррациональный характер. Одно из упоминаний летописи о городовых казаках относится к 1502 году - в наказе великого князя Московского Иоанна III к великой княгине рязанской Агрипине; "твоим служилым людям .... и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто пойдёт самодурно на Дон в молодечество, их бы ты .... велела казнити .... ".
Набирались городовые казаки во время войны из вольных, не тяглых людей и безземельных батраков и за службу они получали поместья, по наделам не отличавшиеся от земель жалованных боярским детям. Такие казаки были в городах Замоскворецких, Украинских, Понизовских и Мещерских и числились в Разрядном Приказе. Считается, что при взятии Казани принимали участие не только Донские казаки, но и городовые. С уничтожением стрельцов исчезают и городовые казаки. В связи с вышеперечисленными мерами, предпринятыми московскими князьями, вольные казацкие ватаги уже называются никак иначе, как Донское войско и имеют определённый правовой статус в России, но всё же ещё занимаются грабежами и набегами. И во время одного из походов по Каспийскому морю, под предводительством атамана Андрея, отряд высадился на берег и облюбовав Кавказские горы послали на Дон товарищей звать к себе донцов. Пришли к ним казаки и основалось Гребенское3казачье войско со своим кругом и с обычаями, сходными с обычаями донцов. В 1580 году, впервые, Астраханским воеводою Лукьяном Новосильцевым построен город в землях Пятигорских черкасс, русский укреплённый город Терка и в том же году, повелением царя Иоанна IV Васильевича Грозного они были переведены на берега реки Терек, этот факт и послужил основанием Терского войска. Первое упоминание летописи о Волжских казаках вышедших с Дона относится к 1560 году, где говорится "казаки вороваху по Волге .... Благочестивый же Государь послал на них воевод своих со многими ратными людьми и повелел их имати и вешати"......
В 1577 году - Стольник Иван Мурашкин с царскими войсками разбил воровских Волжских казаков, следствием чего, было образование через несколько лет новых казачьих войск: Сибирского и Яицкого (впоследствии Уральского); - второе из Волжской дружины атамана Нечая, ушедшей на юг и, по одним источникам в 1580 году, по другим в 1584 году, покорившей столицу нагайцев город Сарайчик, партией еще свободных казаков, в количестве 800 человек пошедших с Волги на восток, дошли до реки Урал. Поселившись и сдружившись с местными жителями ходили походами в азиатские страны, при больших походах действовали вместе с донцами. Назывались они яицкими казаками, а впоследствии составили Уральское войско.
- а первое образовалось из Волжской дружины атамана Ермака Тимофеевича, пришедшего в 1579 году, по приглашению богатых купцов солеваров Строгановых, оборонять Великую Пермь и восточную окраину Христианства.
На подвиге атамана Ермака следует остановится отдельно. Т. к. благодаря его казацкой вольнице, Россия обязана покорением Сибири, или, как в то время называли царство Сибирское.
Осенью 1579 года Ермак Тимофеевич с атаманами Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном, Матвеем Мещеряковым и товарищами прибыли в г. Пермь. К тому времени казаки атамана Ермака, были вольными казаками и по приказу царя, казанский воевода Иван Мурашкин пытался нагнать и разбить ватагу Ермака, но безуспешно. Ермак Тимофеевич был одним из тех, самых вольных воровских казаков, промышлявших на Волге, останавливая корабли и грабя купцов, среди которых попадались и русские. И вот, по прибытии Ермака в Пермь, Строгановы смогли убедить Ермака пойти за Уральский хребет. Подготовив отряд, Строгановы усилили дружину Ермака ещё тремястами человеками, находившихся у них в то время на службе, немцами, татарами, литовцами, дали переводчиков и весной 1581 года отряд Ермака в количестве 840 человек был совершенно готов к походу. На пятьдесят второй день похода Ермака, 22 октября 1581, казачьи струги, шедшие по р. Иртыш, подошли к г. Атик -мурзы. Основная битва разыгралась у селения Чувашева423 октября. И уже 26 октября 1581 года казаки заняли Сибирь. Раненый царевич Маметкуль и Кучум ушли в степи. Весной 1853 года сотня, в количестве 60 человек, взяли в плен Маметкуля и отправили в Москву, где он дослужился в русских войсках до чина воеводы, что отвечает нынешнему командующему военным округом, - и воевал со шведами, отличаясь мужеством и искусством. В самой же Сибири, сразу же после взятия, снаряжалась делегация (посольство) к Строгановым и Московскому царю. Для этого были отобраны лучшие меха, 2 400 соболей, 20 чернобурых лисиц и 20 бобров, лучшие камни, самородное золото, драгоценные царские шапки и наряды Кучума. Начальником летучей станицы с подарками к царю Иоанну IV, которыми бил челом Ермак Тимофеевич, был назначен атаман Ива Кольцо. Ему было приказано, прибыв в Москву, "бить челом царю царством Сибирским"....
6 декабря 1582 год атаман Ивана Кольцо прибыл в Москву, бить, от имени Ермака, челом Царю Иоанну IV новым царством Сибирским, данный факт и послужил основанием к установлению с сего числа старшинства Сибирскому и Семиреченскому войскам. В своей царской грамоте Иоанн IV милостиво объявлял казакам забвение старых провинностей и вечную благодарность России за важную услугу. Ермак был назван князем Сибирским, ему было поручено устраивать завоёванную землю. Для принятия же Сибирских городов был направлен из Москвы воевода, князь Семён Болховский и голова Иван Глухов с отрядом лучших московских солдат стрельцов. Правовой статус и уклад жизни у российских казаков остаётся почти без изменений и такое положение будет сохраняться вплоть до 1584 года. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ОКОНЧАНИЯ ВОЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАЗАЧЕСТВА В РОССИИ.
После смерти царя Московского Иоанна IV престол унаследовал царь Фёдор Иоаннович. На Дону еще продолжалась вольная охотничья жизнь. Казаки по прежнему продолжали ходить в походы, или, как они говорили про себя "на охоту добывать зипунов": кто на Волгу, кто на Азовское, Черное, Хвалынское5моря. Крымцы и турки были злы на казаков считая их подданными русского государя, они писали жалобы в Москву на казаков. Но казаки еще не были официально подданными и поэтому государь отрекался от них, в чем и был прав. И 31 августа 1584 года была написана в Москве грамота войску Донскому от царя Фёдора Иоанновича: - "От Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича всея Руси, на Дон, Донским Атаманам и Казакам, старым и новым, которые ныне на Дону, и которые зимуют близ Азова.... " Далее в грамоте своёй царь объявляет казакам, что от Москвы к азовскому паше посланы для переговоров Борис Петрович Благово, и повелевается казакам помочь ему доехать до Азова, а самим с азовскими людьми ".... жить смирно и задору никакого азовским людям не чинить". Так же запрещалось казакам ходить на крымцев и повелевалось жить в мире с крымским ханом. И за это царь Московский послал казакам своё жалованье: селитру для пороха и свинец. И на последующее время царь обещал одаривать казаков своим царским жалованьем. В этой же грамоте приказывалось донским казакам составить список поимённо, кто и где атаман, и сколько с ним казаков, список отдать тому же Благово, когда он будет возвращаться назад. И за это обещалось всем атаманам прислать ещё жалованье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5