Рефераты. Биография С.А. Токарева (советского этнографа) - (реферат)

Биография С.А. Токарева (советского этнографа) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования РФ
    Удмуртский государственный университет
    Исторический факультет
    Кафедра этнологии и регионоведения
    Реферат.
    Тема: Биография С. А. Токарева.
    Выполнил: студент гр. 131 Пресняков С. А.
    Проверил: к. и. н. , доцент Шепталин А. А.
    Ижевск 2001
    Оглавление
    Оглавление 2
    Curriculum vitae 3
    Научное наследие 4
    Основные труды 6
    Труды по религиоведению 6
    Работы по истории науки 9
    Труды по этнографии народов СССР и зарубежных стран 14
    Характеристика научной деятельности 15
    Литература 17
    Curriculum vitae

Сергей Александрович Токарев родился 16 декабря 1899 года в городе Туле в семье учителя. Любопытно, что в детстве Сергей Токарев жил рядом со Львом Николаевичем Толстым: дача его бабушки по материнской линии Александры Яковлевны Дарской, родной сестры митрополита Московского Сергия, находилась в окрестностях Тулы, неподалеку от Ясной Поляны. Как сообщает вдова Сергея Александровича О. В. Токарева, "дети бывали в имении Толстых еще при жизни Льва Николаевича". Сам Сергей Александрович не раз вспоминал об этом в разговорах со своими детьми и внуками. Толстой определил для метрики возраст будущей жены Токарева Татьяны Тюриной - ее отец, Яков Тюрин, был дорожным рабочим близ Ясной Поляны. Случайность, конечно, но есть в ней что-то символическое. Пережив революции и войны, С. А. Токарев оканчивает в 1925 году МГУ. Он учился на кафедре антропологии у самих Д. Н. Анучина, Б. А. Куфтина, В. В. Бунака; кафедра известна своими первыми выпускниками: С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров. Сначала аспирантура Института истории РАНИИОН (позже Коммунистическая академия), затем преподавательская деятельность в Коммунистическом институте трудящихся Китая им. Сунь Ят-Сена. С 1928 году он становится научным сотрудником Центрального музея народоведения, и уже в 1932 году возглавляет там сектор Севера. Параллельно он работает в Государственной академии истории материальной культуры и в Центральном антирелигиозном музее. В 1935 году С. А. Токареву была присвоена учёная степень кандидата исторических наук, в 1939 году становится профессором, а в 1940 году он защищает докторскую диссертацию на тему“Общественный строй якутов в XVII-XVIII вв. ”. С началом Великой Отечественной войны С. А. Токарев эвакуируется в Абакан, где заведует кафедрой истории в педагогическом институте. В 1943 году он возвращается в Москву и становится главой сектора этнографии народов Америки, Австралии и Океании во вновь организованном московском отделении Института этнографии АН СССР, там же в 1961 году возглавляет сектор этнографии народов зарубежной Европы. Одновременно с 1956 по 1973 год он заведует кафедрой этнографии на историческом факультете МГУ. Также С. А. Токарев ведёт различные лекционные курсы: общая этнография, первобытная религия, этнография народов СССР, народов Австралии и Океании, славянских народов, тюркских и монгольских народов Сибири, народов Америки. В годы его руководства были достигнуты значительные успехи в подготовке специалистов-этнографов, научно-исследовательской, экспедиционной и других направлениях работы кафедры. Произошло увеличение её штатного состава. На кафедру пришли Л. П. Лашук, Л. Б. Заседателева, С. П. Поляков, Г. А. Шпажников. Благодаря этому удалось расширить и углубить специализацию по славянским народам, народам Сибири, Средней Азии и Африки, истории первобытной религии. С. А. Токарев больш? ю часть жизни прожил в сложное время идеологических и политических кампаний, и несмотря ни на что ему удавалось сохранять верность своим идеалам и принципам.

    Научное наследие

Ушедший из жизни великий русский этнограф С. А. Токарев, оставил после себя более чем 250 работ на различные темы. Необъятность научных интересов проявлялась уже с первых шагов его научного пути. Он осваивает литературу по Океании, занимается этнографией Сибири, работает в архиве и участвует в экспедициях. Именно концентрация усилий сразу в двух направлениях обусловила энциклопедизм, его умение работать с самыми различными данными.

“Характерной чертой С. А. Токарева как исследователя были не только постоянное расширение сферы научной деятельности, но и углубленение, шлифовка уже выдвинутых и ранее аргументированных положений, ” — отмечал профессор В. П. Алексеев. Статья “Современное австраловедение” в журнале “Этнография”за 1928 год открыла целую серию работ по этнографии Австралии и Океании. Объём этих работ мог бы составить солидный труд, которым, в общем-то, и стал том“Народы Австралии и Океании” в серии “Народы мира”, изданный в 1956 году; он и поныне называется “токаревским” томом. Также с начала 30-х годов С. А. Токаревым разрабатываются проблемы этнографии и истории народов Сибири. Если началом было всего лишь предисловие к книге Г. В. Ксенофонтова“Легенды и рассказы о шаманах” (1930), то уже через несколько лет осуществляется публикация крупных трудов: “Докапиталистические пережитки в Ойротии” (1936), “Очерк истории якутского народа” (1940) и “Общественный строй якутов в XVII-XVIII вв. ”(1945). Несомненной ценностью работ является огромное привлечение различных источников: от архивных материалов до этнографических наблюдений, глубина и ясность источниковедческого анализа, осторожность выводов, непредвзятость. Следующим шагом в постижении этнографии стала вышедшая в 1958 году книга “Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры”. Вряд ли автор думал, что это “учебное пособие в первую очередь для университетского преподавания”, станет своего рода энциклопедическим изданием о народах СССР и исторической динамике их культуры. Книга охватила все стороны традиционной культуры, включая и материальную. Изложение ведётся в соответствии с территориальным принципом, и анализу каждой большой территориальной совокупности народов предпослан обзор, содержащий полную и обобщённую историческую и историко-этнографическую информацию. Описание каждого народа открывается очерком этногенеза. В 1957 году выходит первая книга С. А. Токарева о религии: “Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX вв. ”. Издание этой книги не случайно. Религиоведческая тематика всегда интересовала исследователя. С. А. Токарев постоянно рецензировал зарубежную литературу по этой тематике, написал семь очерков с характеристикой роли традиционных верований народов Сибири для книги“Религия народов СССР”, вышедшей в 1931 году. Автор всегда опирается на этнографические наблюдения, достижения историографии. В 1964 году выходят обобщающие труды: “Ранние формы религии и их развитие” и “Религии в истории народов мира”. Последняя монография выдержав четыре издания, сохраняет своё значение и научную ценность и в наши дни. Изданный в 1990 году сборник трудов С. А. Токарева“Ранние формы религии” является, на мой взгляд, интереснейшей книгой. Являясь, по выражению академика Б. А. Рыбакова, одним из этнографических учреждений в Москве, С. А. Токарев не мог не заняться разработкой историографических проблем. Вообще работы по истории этнографической науки типичны для творчества Токарева. Он постоянно знакомил своих читателей с различными зарубежными этнографическими школами, концепциями, новыми открытиями в области антропологии и археологии. Если сначала преобладали разного рода рецензии и вступительные статьи (e. g. Рец. на кн. Г. Шпета “Введение в этническую психологию”(М. , 1927)), то с 70-х годов появляются обширные статьи в специализированных сборниках, а в 1978 год выходят его книги“Истоки этнографической науки (до середины XIX в. ) и “История зарубежной этнографии”. Первое произведение —обстоятельный рассказ о том, как народы впервые заинтересовались обликом и культурой соседей, какую богатую информацию мы получили из сочинений античных авторов, как медленно, но неотвратимо накапливалась информация в средневековье, как, наконец, оформились контуры науки вXVII-XIX вв. Вторая книга является более “серьёзной”, это учебное пособие для вузов, в котором представлены основные школы, раскрыты методологические установки, а такжеsine ira et studio показаны преимущества и недостатки той или иной школы. Огромный вклад С. А. Токарев внёс в изучение истории отечественной этнографической науки. В 1966 году вышла монография“История русской этнографии (дооктябрьский период)”. Эта книга до сих пор является единственной в своём роде. Как считает академик В. П. Алексеев: “…книга С. А. Токарева далеко выходит за рамки истории одной этнографии и приобретает общекультурное значение”.

Велика заслуга учёного и в создании целой библиотеки этнографических книг на русском языке, авторами которых являляются крупнейшие светила мировой науки всех времён и народов. Сергей Александрович так или иначе был причастен к изданию Те Ранги Хироа, Элькина, Липса, Хейердала, Невермана, Чеслинга, Даниельсона, Уорсли, Бакли, Фрэзэра, Боаса и многих других. Труды самого Токарева переведены на многие европейские языки, его имя известно научному миру.

Долгое руководство сектором Зарубежной Европы Института этнографии АН СССР отразилось в богатом наследии С. А. Токарева. Опубликовав небольшую статью об этнографических наблюдениях в Балканских странах в 1946 году (“Советская этнография”, 1946, N2), к середине 80-х годов его авторитет, укреплённый редактированием четырёхтомного коллективного труда“Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы” (1973-1983), стал непререкаем. Лишь смерть смогла остановить великого учёного. Тем не менее, за свою жизнь Сергей Александрович успел сделать очень многое. Он готовил к изданию и редактировал собрание сочинений Н. Н. Миклухо-Маклая, был автором многих статей в различных изданиях БСЭ, являлся главным редактором энциклопедии“Мифы народов мира”.

    Основные труды

В этой главе я попытаюсь прореферировать основные труды С. А. Токарева по трём направлениям: религиоведение, историографические изыскания и собственно сама этнография в смысле описания народов.

    Труды по религиоведению

Вопросами религии учёный занялся достаточно рано. Уже в 32 года исследователя привлекают к написанию многотомной книги“Религии народностей СССР”. Там он пишет главы о верованиях народов Сибири: чукчи, коряки, юкагиры, буряты, якуты, остяки и вогулы. Постоянно С. А. Токарев пишет статьи в БСЭ. Также публикуются статьи в СЭ и ВДИ. В них прослеживаются глубокие знания учёного по различным регионам Земли. Он пишет о современной религиозной ситуации в США и о традиционных верованиях хакасов, о религиозных верованиях восточнославянских народов и о сектанстве наших дней. С середины 50-х годов начинают появляться обобщающие исследования по проблемам религии. В журнале “Вопросы философии” в 1956 году опубликована статья “Проблема происхождения и ранних форм религии”. Эта статья состоит из 9 разделов. В первом автор ставит задачу: решить задачу научной классификации религиозных явлений. Подчёркивается основной принцип–марксистское понимание религии и широкое использование фактического материала и уже существующих исследований. В последующих главах автор рассматривает существующие концепции, критикует их, объясняет вводимые им термины, степень их условности (например термин“форма религии”). В четвёртом разделе исследователь выражает своё отношение к вопросу о древности той или иной религии. Токарев подчёркивает, что нельзя ставить вопрос таким образом, мы можем говорить только“об относительном историческом возрасте каждой отдельной формы религии”. В следующем разделе идёт разговор о тотемизме. Подчёркивается социальная сущность верования, его ярко выраженная социальная база. Однако автор критикует мнение, что тотемизм–форма общественного строя. К религиозным формам относится и вредоносная и лечебная магия. Учёный спорит с буржуазными специалистами, которые магию и знахарство вообще противопоставляют религии. Также отмечается устойчивость в веру во вредоносную магии и её связь с верой в злых духов. В 8 и 9 разделах автор выделяет ещё восемь форм религии, отмечая важность их изучения. Эта область изучения истории религий оказалась востребованной и С. А. Токарев развивает и расширяет подобную тематику. В сборнике“Наука и религия” в 1957 году публикуется статья “О происхождении и ранних формах религии”; в ТИЭ (т. 51) статья “Сущность и происхождение магии”; в Ереване выходит монография “Происхождение религии”; в “Сборнике научного атеизма” статья “Возникновение религии”. Важна книга “Религии у разных народов в прошлом и настоящем” (Москва, 1961) – это прообраз одной из самых востребованных книг “Религии в истории народов мира”, которая выйдет в 1964 году. (См. ниже). В этом же году публикуется обобщающая монография “Ранние формы религии и их развитие”. Книга состоит из вступления и 15 глав. Во введении излагаются принципы морфологической классификации религий. Здесь подтверждаются марксистские принципы, критикуются буржуазные концепции. Автор выделяет религии доклассовых и классовых обществ. Упоминаются национальные и наднациональные религии. Оговаривается невозможность классификации по содержанию верований и объекту поклонения, также и фетишизм, анимизм, магия не могут быть положены в основу классификации. Токарев говорит, что нужно искать существенные признаки религии, те черты, которые наиболее наглядны, легче поддаются объективному наблюдению и анализу. Классификация не должна быть чисто формальной, нужно подходить к религии как к явлению общественной жизни, исторически. Эти принципы автор реализует в следующих главах. В каждой главе есть обширные историографические сведения, конкретный этнографический материал. В первой главе“Тотемизм”автор показывает развитие взглядов историков всего мира (включая советских) на проблему тотемизма. Важнейшими вопросами здесь являются: генезис верования, социальное основание, связь с мифологией. Также автор пытается проследить развитие этой формы религии от палеолита до наших дней. Рассматриваются отдельные аспекты: племенной тотемизм, тотемы фратрий, вера в тотемических предков и перевоплощение. Глава 2 посвящена ведовству, или вредоносным обрядам. Здесь на историческом материале С. А. Токарев рассматривает не только психологическую основу, но и динамику развития этого явления, его связь с анимизмом и представлениями о душе. Подобным образом построена и следующая глава о знахарстве. Автор отмечает происхождение знахарства от народной медицины с большой долей разных суеверий. Следующая глава– “Эротические обряды и культы”- одна из самых объёмных в монографии. В ней мы можем найти исчерпывающую информацию о данной форме религии. Автор подробно описывает половую магию, половой тотемизм и табу. Также рассматривается проблема связи экзо- и эндогамии с религией, религиозного освящения брака, целомудрия и аскетизма. Учёный показывает корни суеверных представлений о“нечистоте”женщины. По его мнению, это явление родилось на двойственной основе: биологической и социальной. Говоря о половой связи человека со сверхъестественными существами, исследователь умалчивает о фактах гомосексуализма и травестизма, ссылаясь на их единичный характер. Вообще же в этой главе автор пытался показать, что все описанные“верования и ритуалы имеют то или иное отношение к половой жизни человека, а именно выросли на этой основе”. На мой взгляд, нельзя объединять столь непохожие вещи в одну общую группу, т. к. такой подход является чисто формальным. О погребальном культе идёт речь в следующей главе. Термином погребальный культ С. А. Токарев обозначает“совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования”. Исследователь сразу разделяет обычай и обряд, подчёркивая, что не всякий обычай может иметь отношение к религии. Рассматриваются психологические, практические, мифологические аспекты погребального культа. Немало внимания уделено формам погребения, похоронным обычаям, представлениям различных народов о загробном мире. В главе“Раннеплеменной культ (инициации)”автор показывает целый комплекс явлений на примере народов Тихого океана и Африки. Говорится об исторической судьбе этой формы религии. К различным сторонам т. н. промыслового культа исследователь обращается в следующей главе. Отмечается, что именно тотемизм произошёл от промыслового культа, а не наоборот; что эта форма сыграла большую роль и в формировании анимистических представлений. Культам материнского и патриархального рода посвящены главы 8 и 9. В динамике рассматриваются шаманизм и нагуализм. Отдельные главы повествуют о культе тайных союзов, культе вождей, культе племенного бога и аграрных культах.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.