Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Щвеции понадобилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры. Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с ним
Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П. Сорокин отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей представляли собой.... воплощение положений христианской религии"6. Принятие новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства- Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки. При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. В городах посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов. Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток церкви подчинить общество. Рождались идеи еретиков, которые критиковали ортодоксальное христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога. Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено религией.
Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н. э. считался Рим. В IV в. в результате распада Римской империи появилась Византия, которая также претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие христианские святыни). Это соперничество не было внешним, на самом деле уже в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с Римским Папой, и восточное во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное провозгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (отсюда православие —правильная вера). Окончательный раскол на православие и католичество произошел в XI в.
В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство расширяло символ веры. Русское православие длительное время ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому русскому православию, постоянно подчеркивали это различие. Архимандрит Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а преображение.... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело существенного значения (окончательного разделения христианства на два направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была трансформирована под влиянием православия. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному христианскому миру, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. Православная церковь на Руси являлась митрополией Константинопольского Патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх присылал на митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая оградить независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во главе церкви "русина" Илариона, который был выдающимся религиозным философом. Влияние Византии во всех сферах: культурной, политической, духовной, было плодотворным. Однако ориентация на Византию имела и другие стороны. Восточная патристика, восточное монашество через византийское посредничество принесли на Русь сильную тягу к философии интуитивного, иррационального, мистического характера, которая отличалась большей созерцательностью и меньшей прагматической активностью, нежели западная. Влияние Византии означало также отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Представлявшие византийское христианство на Руси проповедники, монахи, иконописцы противостояли влиянию античности, клеймили латинство. Максим Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может оказать вредное влияние, нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле, как ни странно, подвергалась эллинская литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Вторичное влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру, которая многое из него вобрала. Греческие колонии в Причерноморье оставили свой след. В Древней Руси был велик интерес к античной философии. Сохранились сборники античных авторов, например, "Пчела", были известны сочинения Демокрита. Однако это была лишь слабая ниточка, связывавшая Древнюю Русь с античным миром. В первичном варианте античное наследие усвоить России не удалось. У нее не было того первоначального капитала, который получила современная европейская цивилизация, воспринявшая античное наследие.
С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилосьл. христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример — масленица, в которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-сыра-земля.
Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели родовые корпорации знати и территориальные общины свободных крестьян. Родовые корпорации знати строились на принципах кровного родства. Главой общины был старший в роде. Это была община крупных земельных собственников (вотчина). Обрабатывали землю и обслуживали знать рабы и полусвободные. Рабство в Древней Руси не было масштабным (главная добыча в военных походах - военнопленные, которые становились рабами) и носило патриархальный характер (рабы считались членами семьи). Вотчина, основанная на рабском труде, не играла существенной роли в экономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20