Таким образом, суд присяжных –это институт, меняющий уголовный процесс (исключение доказательств, добытых с нарушением закона, нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон), и затрагивающие правовую систему России в целом (появление в деятельности судьи элементов правотворчества, практики судебных прецедентов). Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве. Заключение
Реформы второй половины XIX в. в России привлекают умением правительства Александра II с относительно малыми потерями на рубеже 50-60-х годов выйти из кризисной ситуации, определить оптимальное направление преобразований– “революция сверху”, обеспечивая при этом быстрое продвижение государства вперед на пути развития. В этот период прошлого века российское общество переживало осознание колоссального отставания от других стран и народов, необходимости перемен, состояние, которое можно назвать общественным прозрением.
Либеральное округление Александра II, не меняя основ государственного устройства–были сохранены форма правления в виде абсолютной монархии, система органов управления как в центре, так и на местах, - определенно приоритетные направления реформ, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны. Была проведена судебная реформа 1864 г. , обеспечившая защиту отношений собственности и прав личности. Были образованы органы земского и городского самоуправления, взявшие на себя решение вопросов в хозяйственной и социальной сферах на уровне губерний и уездов.
В XX в. , в ходе преобразований 80-90-х годов, реформировались одновременно институт президента, парламентаризма, государственно-территориальное устройство, местное самоуправление без определения первоочередных задач, приоритетных реформ, их взаимной связи.
Конечно, проще восстановить ход подготовки преобразований 60-70-х годов XIX в. , нежели сегодняшних. Так, на подготовку судебных уставов 1864 г. ушло, по меньшей мере семь лет.
К сожалению, в проводимых в наши дни преобразованиях судебной реформе не отводиться первоочередная роль, как в прошлом столетии. Недооценка суда, места и роли его в обществе и государстве уходит корнями в советское прошлое, когда суд не являлся ветвью государственной власти, самостоятельной и независимой от двух других властей– законодательной и исполнительной. Как следствие –и в официальных документах того времени в общем перечне правоохранительных органов суд занимал место после милиции и прокуратуры.
Между тем успех других реформ в значительной степени обусловлен состоянием дел в сфере судоустройства и судопроизводства. Надлежащего судебно-правового обеспечения требует экономическая реформа. Суд призван выступать в качестве арбитра в спорах между законодательной и исполнительной властями. Решение проблем государственно-территориального устройства, сохранение целостности Российской Федерации, разрешение конфликтов между федеральной властью и субъектом Федерации, снятие напряженности в отношениях субъектов Федерации друг с другом– прерогатива судебной власти.
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 г. в России и нынешней, нельзя не отметить, что во второй половине XIX в. реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства.
В отличие от этого 80-90-х годах XX в совсем не имелось в виду сломать существующую судебную систему, а затем учредить новый суд. Предполагалось постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Среди направлений судебной реформы в Российской Федерации можно выделить: повышение статуса судьи как носителя судебной власти, самостоятельной и судебной;
введение конституционной концепции для обеспечения соответствия Конституции РФ федерального, республиканского, регионального законодательства, иной нормативной деятельности, для урегулирования споров между ветвями м уровнями власти;
создание системы арбитражных судов для разрешения конфликтных ситуаций в сфере экономики между субъектами различных форм собственности;
введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Такие принципы судопроизводства, как состязательность, право обвиняемого, подсудимого на защиту, презумпция невиновности, должны быть более полно воплощены в жизнь, будет создан правовой механизм их последовательной реализации.
Путь радикального реформирования, коренной ломки старой и создания новой судебной системы, предпринятый“отцами”судебной реформы 1864 г. , требует большей подготовки, больших усилий. Путь постепенного“врастания”суда в новые общественно-экономические, государственные отношения, принятия отдельных законов о судоустройстве и судопроизводстве, по которому идет нынешняя судебная реформа в Российской Федерации, требует меньших материальных и организационных затрат. Однако здесь реформатора предостерегает опасность. Механизм судоустройства и судопроизводства представляет собой единое целое, все звенья которого взаимосвязаны. Несогласованность, сбой, даже опережение в одном звене могут вывести из строя весь механизм.
Опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда изменениям скоодинированно подвергались различные сферы государственной и общественной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда: отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных юридических кадров, неравномерность социально-экономического и политического развития субъектов федерации (применительно к истории регионов Российской империи). В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства судебной организации. Это трудность не была преодолена и в ходе судебной реформы прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой.
Программа обновления организации российского правосудия соответствует основной цели–приближения ее к цивилизованной демократической модели, соответствующей требованиям международных конвенций о правах человека. Однако, учитывая менталитет российского народа, опыт реформ прошлого, по-видимому, не следует попытаться в одночасье разрушить старую систему и на“чистом”месте создать новую. Этот сложный процесс требует взаимоучета сложившихся реалий в правовой и иных сферах общественной жизни.
Исторический опыт свидетельствует также о том, что достаточно традиционным оставались и цели судебных реформ в России, провозглашавшие принципы создания равного, справедливого, гуманного суда. Они и по сей день остаются идеалом, соответствующим человеческим чаяниям. Определенный оптимизм внушает то, что почти на каждом этапе отечественной истории реформы достигали определенного положительного результата, являлись очередным шагом в освоении общезначимых политико-правовых ценностей. Исторические термины
Посадник –наместник князя в землях Древнерусского государства 10-11 в. в. , высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 вв. и Пскове в 14-16 в. Избирался из знатных бояр на вече. Тиуны – княжеские управители.
Губные избы –орган местного самоуправления в России с 30-40-х г. г. 16 века. Состав: губные старосты, губные целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем и другими вопросами текущего управления. Системы кормлений –единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался бояром-кормленщиком. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимым податей в казну, т. е. они“кормились” за счет управления землями. Было отменены 1556 году. Уезд –административно-территориальная единица в России с 13 века. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к центру. С 18 века входит в состав губернии.
Апелляция –обращение за поддержкой к общественному мнению, обжалование какого-либо решения в вышестоящий орган.
Кассация –обжалование или опровержение в вышестоящий суд приговора (решения), не вступившего в законную силу. По существу дело не рассматривается. Губерния –основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. В XX веке вместо губерний создавались края и области. Эволюция – медленное, постепенное количественное изменение в отличие от революции. Презумпция невиновности –один из демократических правовых принципов судопроизводства. Согласно которому обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом или в соответствии с законом.
Общегражданские суды –это органы государства, рассматривающие гражданские и уголовные дела всех граждан, без исключения, а в 1864 году после проведения судебной реформы всех сословий. Историческая справка
Милютин Дмитрий Александрович (1820-1845) – русский историк, славянофил. Положил начало изучению местничества. Издал “Сибирский сборник” и “Сборник исторических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных”.
Зарудный Сергей Иванович (1812-1887) –русский ученый-юрист, специалист по гражданскому праву и процессу, сенатор (с 1869). Участник подготовки крестьянской (1861) и судебной (1864) реформ. Переводы на русский язык Данте и Ч. Беккариа.
Константин Николаевич (1827-1892) –русский великий князь, 2-й сын императора Николая I, генерал администратор (1831). В 1853-1881 руководил Морским министерством, умеренный либерал, провел ряд прогрессивных реформ на флоте. В 1857-1861 участник подготовки крестьянской реформы 1861. В 1860-1861 председатель Главного комитета по крестьянскому делу. В 1865-1881 председатель Государственного совета.
Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) –граф (1878), русский генерал-фельдмаршал (1989), член-корреспондент (1853), почетный член (1866) Петербургской Академии Наук. В 1861-1881 военный министр. Умеренный либерал, провел буржуазные военные реформы 1860-1870-х г. Панин Виктор Никитич (1801-1874) –граф, русский государственный деятель. В 1841-1862 министр юстиции. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, отстаивал интересы крепостников. С 1860 председатель редакционной комиссии.
Шувалов Петр Андреевич (1827-1889) –граф русский государственный деятель, дипломат, генерал от кавалерии. В 1861-1864 г. начальник штаба корпуса жандармов и управляющий 3-м отделением. В 1866-1874 шеф корпуса жандармов и начальник 3-го отделения. Ближайший советник Александра II. D 1874-1879 посол в Лондоне. Литература
Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. – М. , 1996. – с. 211-220 и 225-229. Журнал Уголовное право. – 1998. - № 1. - с. 5 – 10. Журнал Государство и право – 1996. - № 11. – с. 85 – 91. Журнал Государство и право – 1997. - № 10. – с. 50 – 58. Журнал Государство и право – 1992. - № 6. – с. 6 – 9. Яковлев А. И. Журнал Знание. – 1992. - № 4. – с. 65 – 67.
Баглай М. Конституционное право РФ. – М. , 1997. – с. 612 – 669. Кутафина О. С. Государственное право РФ. – М. , 1996 – с. 511-546. Журнал Государство и право – 1994. - № 12. – с. 46 – 53.
Немытина М. В. Российский суд присяжных. – М. , 1995. – с. 1-16. Маршунов М. Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве РФ. – М. ,1998. -с. 1-6. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь – М. , 1989. – с. 65, 191, 650, 355, 457, 523, 628, 816, 927, 974, 1061, 1390, 1546, 1551. Орлов А. С. , Полунов А. Ю. , Щетилов Ю. А. Пособие по истории Отечества. – М. , 1994. - с. 40, 78.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5