Рефераты. Эпоха Петра I : рождение русского флота. - (реферат)

Эпоха Петра I : рождение русского флота. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Школа № среднего ( полного ) образования
    Р Е Ф Е Р А Т
    по истории
    “Эпоха Петра 1: рождение русского флота”
    работу выполнил : ______________________
    __________________
    рецензент: _______________
    оценка :
    ВОРОНЕЖ
    1997 г.
    ПЛАН
    Географическое положение России в конце 17 века .
    Вступление на престол Петра 1.
    Первый Азовский поход.
    “Консилия господ адмиралов . ”
    Второй Азовский поход.
    Решение Боярской Думы: “Морским судам быть.... ”
    7. Великое посольство 1697-1698 гг.
    Экзамен в Воронеже.
    Начало Северной войны.
    Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.
    Российский флот к 1725 году.
    Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение.
    Географическое положение России в конце 17 века.
    ?

раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть западнее Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.

На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная линия тянулась к столице Донского войска—Черкасску , расположенному севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины Днепра в районе современного Днепропетровска. Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов , от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое время экономически процветали страны , располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем–Англия , Голландия , Испания и др. У России такие возможности были крайне ограничены . На востоке ее границы омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т. к. Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край не имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море . Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле с восточными странами не только для России , но и для Западной Европы . Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам , оно обеспечивало морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.

Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд серьезных неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние , которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых , путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные моря таил неизмеримо больше опасностей , чем путь через Балтийское море , где кораблям не грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания . Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под командованием главы правительства князя В. В. Голицына двинулась на юг , но не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от болезней . Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть .

    Вступление на престол Петра 1 .

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства . Более всего юного царя влекло морское дело . Современников и потомков всегда удивляло , как Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не только моря , но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть версия , что истоки этой страсти у царя , с детства боявшегося воды , связаны со знакомством с астролябией , а также со старым ботиком , найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н. И. Романова в селе Измайловском . Достоинство ботика , который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в том , что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против ветра .

Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой речушке , в берега которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком , привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское озеро . Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах–так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере . В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии” на Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя , его тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск - единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес . На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие . В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и голландских купеческих судов , и они готовились отправиться в обратный путь . Их провожал настоящий голландский военный корабль . Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание , четвертого августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья Двины , где при совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул южный ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро , что он не заметил , что отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.

Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении покинуть Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.

По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .

В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год) Петр снова спешит в Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой Павел”– пожалуй первый русский корабль , получивший “проездную грамоту “ на право заграничной торговли .

Пребывание русского царя на Белом море –уникальная страница истории. Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля “Святое пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя московского” и в сопровождении

“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря . Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания , Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом” . государь интересовался всем : от подачи пива капитану до уборки парусов . Обучение дало отличные результаты , тем более , что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно , 1694 год был переломным в истории русского флота . Царь понял : потешные игрища–лишь начало.... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаем Витсеном–владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву . По пути на пир , устроенный им для английских и голландских капитанов , Петр неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные о крутом нраве царя , не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр, страдавший водобоязнью , так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом .

В это время назревает план похода на турецкую крепость Азов. Русское командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье . План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия “образцовой” галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит мне большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено командовать всеми судами. ” Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не меньше года , поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр , не дождавшись начала строительства , объявляет о выступлении армии в поход .

    Первый Азовский поход.

В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого тридцать тысяч должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.

Походы на Крым предпринимались не раз , но все они заканчивались неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы , достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить на полуостров и ни с чем возвращалась домой .

На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам , находившимся в вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову . Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том , что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по реке Дон , вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие , но и воду.

Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому что люди были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком лошадей , им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок . Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к Азову .

Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля началась осада . Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей книжке : ” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие подвезти было нельзя , т. к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи , между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы восстановить сообщение со складами . В армии объявили , что солдаты , добровольно идущие на штурм этих башен , получат по десять рублей каждый . Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по Дону стало свободным . Вскоре осажденные отомстили за эту потерю : на сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен . Он рассказал о слабых местах русской армии , и сообщил , что осаждающие спят днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю . На вопрос часового : ” Кто идет? ” отвечал один из астраханских раскольников , находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку , но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения , оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил , что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не продержится . Но надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще большей яростью , осада и подкопы результатов не давали , войска таяли .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.