Подводные лодки, сведенные в бригаду, которой командовал капитан 1-го ранга Н. И. Виноградов, были в года войны главной ударной силой Се верного флота. Четыре дивизиона бригады возглавляли прославленные под водники капитаны 2-го ранга М. И. Гаджиев и И. А. Колышкин, капитаны 3-го ранга Н. И. Морозов и М. Ф. Хомяков. В строю обычно находилось около 20 подводных лодок: переведенные с Балтики и получаемые от судостроителей лодки с трудом возмещали потери. К концу 1942 года число подводных ло док на Севере у нас и у противника было примерно равным.
Командование флота стремилось охватить действиями подводных лодок вожможно большую часть пути немецких конвоев вдоль северного побережья Норвегии, также наши лодки начали искать противника в глубине фиордов и бухтах. Так, уже на второй день войны подводная лодка "Щ-401" под командованием старшего лейтенанта А. Е. Моисеева вошла на рейд Ворде и торпедировала транспорт, стоящий у пирса. Другая лодка "Щ-402" под ко мандованием старшего лейтенанта Н. Г. Столбова, 14 июля 1941 года про никла на рейд Хоннингсвог и атаковала стоявший на якоре транспорт. Подводные лодки Северного флота в 1941-1942 годах потопили семьдесят семь транспортных судов и двадцать семь военных кораблей, т. е. свыше шестидесяти процентов тоннажа противника.
Немецкое командование, первоначально недооценивало силы Северного флота, с декабря 1941 года было вынуждено срочно начать постановку минных заграждений, чтобы защитить со стороны моря свои коммуникации и преградить путь нашим подводным лодкам в глубоководные фиорды. По трассе движения конвоевпротивник оборудовал сигнально-наблюдательные посты и установил батареи. В состав охранения конвоев немецкое коман дование включило миноносцы и авиацию.
Ели 1941 году Северный флот не потерял ни одной подводной лодки, то уже в 1942 году, когда немцы усилили противолодочную защиту, погиб ло десять наших лодок.
Подводники Северного флота, атакуя транспорты и боевые корабли - 6
немцев, применяли не только торпедное и артиллерийское оружие, но и ми ны. Первую минную постановку на Севере произвела подводная лодка "К-2" под командованием капитана 3-го ранга В. П. Уткина в сентябре 1941 года. На минах, поставленных нашими лодками, фашисты потеряли десять транс портов, эскадренный миноносец и несколько других кораблей.
Наряду с подводными лодками и авиацией на морских путях противни ка действовали наши надводные корабли, в основном эсминцы и торпедные катера.
Действия североморцев срывали планомерное снабжение немецко-фа шистских войск в Заполярье, отвлекали значительные силы, которые про тивник не мог использовать на других направлениях, например на Черном море. Успешные боевые действия североморцев были одной из главных при чин провала вражеского наступления в Заполярье. Северные воды, по ко торым шли конвои, играли в тот период огромную роль. На Черном море мы имели крупный флот, а немецкое командование было лишено возможности послать туда крупные корабли. Противнику не оставалось ничего иного, как атаковать наши военно-морские базы с суши. В Баренцевом море обс тановка сложилась иначе. Мы имели относительно слабый по составу Се верный флот. Немцы же легко могли перебросить туда свои соединения флота в дни решительной борьбы за Мурманск. Однако этого не случилось, и 14-й армии с помощью Северного флота удалось остановить противника. 2 На северных морских дорогах
В мемуарной, военно-исторической и художественной русско-анг ло-американской литературе много описывается
Первые внешние конвои начали приходить после того, как на Мос ковской конференции трех держав - СССР, Англии и США 29 сентября - 1 - 7
октября 1941 года было подписано соглашение о взаимных поставках. Сложной проблемой был тогда выбор путей для перевозки грузов. Самые короткие пути - по Балтийскому и Черному морям - были блокиро ваны противником. пришлось использовать менее удобные пути - север ный, тихоокеанский и иранский.
Тихоокеанские коммуникации, по которым шло около половины гру зов, предназначенных для СССР, проходили от портов западного побе режья США до Владивостока, Николаевска-на-Амуре и Петропавловс ка-Камчатского. Переход судов занимал в среднем восемнадцать двадцать суток. К этому следует добавить время, требовавшееся для перевозки грузов по железной дороге на американской и советской тери тории. когда началась война между Японией и США, морские перевозки могли осуществлять только советские транспорты. Несмотря на строгое соблюдение Советским Союзом нейтралитета, японцы всячески препятс твовали судоходству на Тихом океане, а порой даже топили наши суда. Еще более долгим и трудным был путь через Персидский залив в Иран. Переход конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доб рой Надежды занимал до семидесяти пяти дней. Ограниченные возмож ности иранских портов и сухопутных дорог удлиняли сроки доставки грузов. Только после капитуляции Италии и восстановления свободного судоходства по Средиземному морю в 1943 году этот путь значительно сократился.
Путь из Англии и США через Северную Атлантику и Баренцево море в Мурманск и Архангельск был наиболее коротким. 1800-2000 миль кон вои проходили за десять - четырнадцать суток. К тому же порты на Севере были ближе других к фронту и промышленным районам, куда нап равлялись прибывшие грузы. Незамерзающий Мурманский порт круглый год мог принимать суда.
Этот путь проходил в зоне активных действий немецких морских и воздушных сил. С базы в северной Норвегии они могли вести разведку и нападать на конвои Большая протяженность маршрута, а в летнее время долгий полярный день помогали врагу. Обеспечить охрану конвоев Северному флоту было нелегко.
Когда вскоре после нападения фашистской Германии на СССР встал вопрос об открытии второго фронта, Сталин в послании Черчиллю 18 июля писал, что положение Советского Союза, равно как и Великобри тании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт про тив Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере. Легче было бы - 8
создать фронт на Севере. Для этого потребовались бы только действия английских морских и воздушных сил без высадки войского десанта, без высадки артиллерии. Речь шла, собственно говоря, о высадке в Северной Норвегии лишь небольших сил англичан (одной легкой диви зии) или, скорее, норвежских добровольцев "для повстанческих дейс твий против немцев". Это можно было только условно с большой натяж кой назвать вторым фронтом. Однако Черчилль отклонил даже такой вариант "второго фронта", сославшись на трудности и недостаток сил. Советское правительство 13 сентября 1941 года предложило Англии вы садить 25-30 дивизий в Архангельске или перевезти их через Иран в южные районы СССР. Однако Черчилль не захотел посылать в бой свои войска и предложил в качестве помощи заменить наши части в Иране или послать английские войска на Кавказ "для охраны нефтяных райо нов". Суть этого предложения сразу прояснила истинные причины, по которым Англия всячески тянула с открытием второго фронта не только в 1941-1942 годах, но и в течение всего 1943 года.
Реальная помощь в начале войны со стороны Великобритании огра ничивалась посылкой в Архангельск нескольких тральщиков. Вооружен ные магнитными тралами, они должны были помочь обеспечить движение конвоев. Кроме того, английская авиация 30 июля со своих авианосцев нанесла удар по Киркенесу и Песамо, а в начале августа в Кольский залив прибыли две подводные лодки - "Тайгрис" и "Трайдент". Прямо можно сказать, довольно ограниченную помощь оказал флот "владычицы морей" своему боевому союзнику.
Пунктами, где в 1941-1943 годах формировались конвои, являлись порты Лох-Ю и Скапа-Флоу в Англии и Рейкьявик в Исландии. Вначале в конвоях было всего по по шесть - десять транспортов. С марта 1942 года их стало больше - до двадцати пяти, а в некоторых до тридцати - сорока. Маршрут конвоев проходил из Англии или Исландии через острова Ян-Майен и Медвежий - в Мурманск и Архангельск.
Оборона транспортов от подводных лодок была круговой. В состав конвоев включались эскадренные миноносцы, корветы, фрегаты, траль щики и охранники за подводными лодками. У каждого корабля было опре деленное место в общем походном ордере (порядке) конвоя. Но, обнару жив вражеские подводные лодки, корабли охраны покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя. От нападения надводных кораблей противника конвои защищали силы прикрытия. Их иногда делили на два отряда : крейсеровский (ближнего - 9
прикрытия) и отряд дальнего, оперативного прикрытия, в котором были крейсера, линейные корабли, а порой авианосцы. Отряд оперативного прикрытия чаще всего шел параллельно конвою, ближе к норвежскому побе режью, или располагался на дальних подходах к вражеским базам, готовый встретить крупные корабли противника.
Осенью 1941 года была установлена разграничительная линия между зонами действия английского и советского флотов по обеспечению конво ев. Сначала она проходила по меридиану 18 градусов, а затем - по мери диану 20 градусов.
Британская военно-морская миссия в СССР имела свои отделения в Полярном и Архангельске. Конкретные вопросы, касающиеся конвоев решали командование Северного флота и представители этой миссии на месте. В Полярном и в Архангельске английская миссия имела радиосвязь со своим адмиралтейством, базой в Исландии, кораблями и конвоями в море. Перед выходом конвоев из Англии миссия сообщала командованию Северного флота состав конвоя, дату и время отправки, маршрут движения и другие сведе ния. В свою очередь, советское командование информировало миссию о ме рах, принятых для обеспечения охраны и встречи конвоя.
Придавая особое значение союзным поставкам, советское командова ние постоянно заботилось о надежной защите конвоев. Но не всегда все проходило гладко. Пока стояла полярная ночь первой военной зимы, кон вои не несли значительных потерь. Но вот наступила весна, дни станови лись длиннее, да и немецкое командование , оценив значение внешних коммуникаций Советского Союза, стало посылать на них крупные силы фло та и авиации. Потери транспортов, шедших к нашим берегам, возросли, хотя и не превышали десяти процентов всех судов, входящих в состав конвоев.
Потери транспортов летом, когда на Севере круглые сутки светло, значительно возросли. Но в большей степени это зависило не только от времени года, но и от английских адмиралов, которые командовали сила ми, охранявшими конвои. Здесь уместно рассказать о трагической судьбе конвоя "Q-17", состоявшего из тридцати четырех транспортов. Конвой вы шел из Исландии 27 июлня 1942 года. От подводных лодок и авиации его охраняли шесть эсминцев, два корабля ПВО, четыре корвета, две подвод ные лодки и семь тральщиков; от надводных кораблей прикрывали два аме риканских крейсера и три эсминца под командованием адмирала Гамильтона, которому подчинялись корабли непосредственного охранения. Наши под водные лодки находились на вероятном пути немецкого линкора "Тирпиц", - 10
который, как это было раньше, мог выйти вместе с другими кораблями для удара по конвою. Советские эсминцы готовились встретить конвой на под ходе к Мурманску. Английское адмиралтейство дополнительно сосредоточи ло западнее конвоя для его прикрытия линкор "Дьюков Йорк" и американс кий линкор "Вашингтон", авианосец "Викториес", два крейсера и четыр надцать эсминцев, под командованием адмирала Тови. При таком преиму ществе в силах можно было не особенно опасаться немецкого линкора, ес ли бы тот появился. Однако начальник английского морского штаба адми рал Дадли Паунд, узнав что "Тирпиц" вышел в море, приказал всем силам прикрытия отойти на запад.
Адмирал Гамильтон, получив этот странный приказ, "перевыполнил" его. Он приказал отойти и тем боевым кораблям, которые непосредственно охраняли конвой. Транспорты остались соверешенно беззащитными. Ско рость у них была мизерная: восемь-десять узлов. Лучшей добычи для не мецких подводных лодок и авиации быть не могло. Они и восполозовались этим.
Капитаны транспортов позднее рассказывали, в каком плачевном сос тоянии оказались их нагруженные до предела суда. Подводные лодки про тивника без помехи могли атаковать их, а поврежденные расстрельвать, как на полигоне, из пушек, не тратя дорогих торпед.
Из тридцати четырех транспортных и двух спасательных судов конвоя погибли двадцать четыре. Командование Северного флота приняло энергич ные меры для поиска и спасения уцелевших транспортов, выслав для этого корабли и самолеты. Обнаруженные в самых различных пунктах, вплоть до
Новой Земли, уцелевшие транспорты под охраной наших кораблей пришли в Архангельск.
Использовав трагедию с конвоем "PQ-17" - 11
авиацией был потерен только один транспорт. Однако британское адмирал тейство вновь прекратило отправку конвоев.
После этого по предложению советского командования были организо ваны переходы одиночных и прежде всего советских транспортов без охра ны. Для прикрытия транспортов на переходе высылались эсминцы, тральщики, подводные лодки. Фашисты не решались пускать на перехват конвоев надводные корабли и всю тяжесть борьбы переложили на авиацию и подводные лодки. Однако к этому времени значительно усилились средства противовоздушной и противолодочной обороны, и потери конвоев стали сравнительно небольшими.
За годы войны из наших портов - Архангельска и Мурманска - было отправлено семьсот двадцать шесть транспортов. Потери от кораблей и авиации противника составили около девяноста транспортов, из них один надцать советских. С октября 1942 по февраль 1943 года из наших север ных портов было направлено одиночным порядком двадцать четыре советс ких и только три союзных транспорта, а из Исландии к нам - десять со юзных и три советских транспорта. Из сорока транспортов, совершивших сомостоятельный переход, погибли шесть союзных и четыре наших транс порта.
Даже когда транспорты достигали порта назначения - Архангельска или Мурманска, испятания не кончались на этом. Противник всячески ста рался уничтожить доставленные грузы массированными ударами авиации (особенно в Мурманске). Борьба в портах была временами не менее ожес точенной, чем на море. За транспорты и грузы боролись наши истребите ли, зенитные батареи и население, которое отважно тушило пожары и спа сало ценное имущество. Немалые трудности, правда иного рода, приходи лось преодолевать и в случае приема караванов в Архангельске, особенно зимой. Лед, толщина которого доходила порой до метра, можно было прео долеть здесь только с помощью мощных ледоколов. Если теплое течение Гольфстрим обеспечивает свободное плавание в любое время в Баренцевом море, то уже в горле Белого моря торосистые льды появляются в декабре и становятся особенно тяжелыми в январе - феврале.
Перелом в ходе войны после Сталинградской битвы изменил обстанов ку и на Северном морском театре. Конвоям стало легче. Моряки английс кого и советского флотов выполняли свой долг мужественно и со знанием дела. Рассказы об их мужестве неоднократно слышались во время войны и от наших североморцев и от командоров конвоев - старых британских "морских волков". - 12 2Внутренний морские пути
Огромное значение имели во время войны наши внутренние морские пути в районе Колоского полуострова, в Белом море и в Арктике: сеть железных и шоссейных дорог на Севере, как известно, была не развита, а завозить туда, особенно в военное время, приходилось немало грузов. Связаться с отдельными северными районами, чтобы доставить в них про довольствие, оборудование и вывести местную продукцию, можно было только морем. Судов для перевозок нехватало, к тому же почти половина из шестисот пятидесяти требовали ремонта и перестройки. Весьмо скромны были возможности портов, только Архангельский, Северодвинский и Мур манский порты имели достаточно погрузочно-разгрузочных средств. Кроме того, судоходство в Арктике и Белом моере ограничивали ледовые усло вия, а ледоколов в начале войны на Севере было всего два. Следует от метить, что в довоенное время советское командование недооценивало значение морских путей на Севере и недостаточно разрабатывало проблему их защиты. Поэтому уже в ходе войны пришлось создавать новые воен но-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы. Наши внутренние и внешние морские коммуникации в районах острава Диксон и Дальнего Востока защищала Беломорская военная флотилия, вхо дящая в состав Северного флота. Ее сформировали в августе 1941 года из соединений и частей Беломорской военно-морской базы. Первым командую щим флотилией был контр-адмирал М. М. Долинин. В октябре 1941 года его сменил вице-адмирал Г. А. Степанов.
Морские перевозки во время арктической навигации охраняли Север ный отряд (Отряд Карского моря), 2-я авиагруппа Севморпути под коман дованием Героя Советского Союза полковника И. П. Мазурука, четыре бере говые батареи.
Провал "блицкрига" на Восточном фронте, в том числе и на мурманс ком направлении, заставил фашистов активнее действовать на морских пу тях нашего Севера. Их подводные лодки появились в восточной части Ба ренцева моря и доходили до проливов Югорский Шар и Маточкин Шар. В ян варе - марте 1942 года немцы скрытно минировали северную часть Белого моря и подходы к Кольскому заливу. С марта их авиация начала усилинно бомбить Мурманск. Гитлеровское командование расчитывало сорвать нашу - 13
арктическую навигацию 1942 года. Оно хотело показать, что Северный морской путь даже за тысячу миль от фронта находится под ударами не мецкого флота. Операция была намечена на вторую половину августа - на чало сентября. И тоже не случайно: в это время через Карское море должны были пройти в обоих направлениях несколько караванов. Об одном из них, вышедшем в начале июля из бухты провидения на запад, противни ку заблаговременно сообщила японская разведка. Караваны проводили ли нейные ледоколы и ледокольные пароходы. Фашисты рассчитывали одним ударом уничтожить не только транспортные суда с ценными грузами, но и весь ледокольный флот западного сектора Арктики. Надводные рейдеры врага намеревались поставить мины в наших водах, обстрелять порты и стоянки судов на острове Диксон, в Нарьян-Маре, Амдерме, потопить со ветские рыболовные суда. Для помощи надводным рейдерам были выделены подводные лодки и самолеты-разведчики. Успех операции строился на вне запности. Но фашисты просчитались. Они недооценили опыт и мастерство кораблевождения советских моряков.
Нельзя отризать того, что в 1942 году на некоторых арктических трассах наших внутренних коммуникаций противнику удалось создать напряженную обстановку. Однако фашисты так и не смогли существенно нарушить, а тем более прервать судоходство в Арктике. В первый пе риод войны транспортные суда совершили свыше тысячи трехсот перехо дов. Наши потери за это время составили семь транспортов, семь ко раблей охраны и десять вспомогательных судов.
В 1943 году напряженность борьбы на арктических внутренних коммуникациях не только не ослабела, но даже несколько возрасла. Со второй половины февраля противник начал широко использовать авиа цию.
Опыт первых лет войны убедительно показал, как важны внутрен ние морские сообщения на Севере. Недооценка их защиты была нашим серьезным просчетом в подготовке Северного флота в предвоенные го ды. К тому же сил там было явно недостаточно.
И тем важнее подчеркнуть, что небольшие потери наших кораблей и судов на внутренних морских путях Арктики - результат правильных и вовремя скоординированных мер, которые были приняты, хотя и с опоз данием. Вместе с тем этот факт свидетельствует о крупных промахах вражеского командования--------------------------------. _
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5