Рефераты. История Армении (от 2107 г. до н.э. по 1828 г.) - (реферат)

p>( 1343 г. ). Он возобновил переговоры с Папой Бенедиктом XII, стремясь поскорее внедрить католичество среди армян. Это послужило предлогом для нападения египетского султана, обвинившего Гитона в нарушении обещаний Леона V. Киликия опять была разорена, а возмущенные армяне убили Гитона. После этих двух горе царей , армяне избрали царем сына своего военачальника, одного из потомков боковой линии Рубенидов, Константина IV (1345 г. ). Ему досталась разоренная и измученная бесконечными набегами страна. И при новом вторжении египетских арабов в Киликию, Константин поначалу не смог организовать им достойного отпора. Но получив подкрепление с Родоса, от командора Ордена Св. Иоанна , и с острова Кипра, от кипрского царя Гуго , Константин сумел дать отпор врагу, очистить территорию Киликии и захватить у неприятеля богатую крепость Александретту. После смерти Константина IV, киликийский трон, пустовавший два года из - за усобиц и споров, наконец занял вновь избранный Леон VI Лузиньян (1366 г. ) . Разоренная внешними врагами и усобицами страна не имела в этот момент даже армии, казна Киликии была пуста и не было возможности хоть как - то пополнить ее. Крестьяне не возделывали поля, зная, что урожай собрать не смогут. Торговля полностью замерла. Города превратились в руины. Повсюду были голод и запустение. В таких условиях Леон не мог оказать никакого сопротивления врагу. Первое появление египетских арабов (1366 г. ) окончилось миром, на очень тяжелых условиях для Киликии; при втором их появлении (1371 г. ), раненый Леон вынужден был искать спасения в ущельях Таврских гор; третье вторжение мамелюков (1374 г. ) под предводительством Мелек - Шапана, положило конец независимому существованию Киликии. Сам Леон VI, укрылся в крепости Капан. Но длительная осада и голод заставили его сдать крепость неприятелю. Сам он был отправлен в Египет, где провел несколько лет в заключении. Освобожденный по ходатайству кастильского короля Иоанна, Леон некоторое время находился в Испании, затем переехал во Францию, где и умер в Париже в 19 ноября 1393 г. Его прах во время французской революции был перенесен в Сен - Дени, где и находится по сей день. С падением Киликийского Царства , армяне на долгие годы утратили свою государственность.

Период девятый - от 1386 по 1828 гг. Переселения армян и их колонии.

Армения потеряла свою государственность, но армяне, как народ, не исчезли с лица земли. Мало того они продолжали жить на своих землях, со всех сторон окруженные готовыми их поглотить врагами. В истории Армении нет ни одного примера, когда армяне становились рабами. Даже среди захваченной и переделенной на куски Великой Армении армяне сохранили свои владения, напоминающие колонии, живущие по своим законам, исповедующие христианство и управляемые своими царями - меликами ( от арабскогомалк или мелк , что значит царь) . Мелики были полновластными правителями своих земель, передавая свой титул по наследству. По свидетельству историков многие из них заставляли считаться с собой и много более крупные державы. Существование меликов и их владений подтверждает письмо, написанное 20 января 1407 г. , написанное Конрадом Фон Юнгеном, Великим Магистром Ордена Меченосцев ( по свидетельству С. Глинки оно в 1832 г. хранилось в Кенигсбергской библиотеке. Многострадальная судьба армянского народа сложилась так, что, под многочисленными вражескими ударами и преследованиями, большая часть армян вынуждена была искать спасения в других землях. Но это было не бегство людей в разные стороны. Армяне, дорожа своими древними традициями, обычаями, своими религиозными воззрениями, языком и культурой, стремились к компактному проживанию и в чужих землях. Так, сразу же после падения Великой Армении , началось переселение армян и образование армянских колоний. Первая такая колония возникла в XI веке в Египте со своей епископией. Вслед за ней несколько колоний, тесно связанных между собой, образовались в Индии. В городах Калькутте, Мадрасе и Бомбее были построены армянские церкви, при них открыты школы. Большое количество армян переселилось в Грузию, под покровительство грузинских царей, выходцев из Армении. При грузинском дворе они занимали высокие положения. Среди них было много полководцев. Но основным занятием армян в колониях стало ремесло и торговля - области, в которых они достигли больших успехов. В 1604 г. персидский шах Аббас отвел для армянских переселенцев особое место в своей столице Испагани, получившее название Нор - Джульфа. Возникли армянские колонии и в Западной Европе : во Франции, Италии, Германии, Англии. Но они были не столь многочисленны как азиатские и африканские. Особое место занимают колонии армян в России. В XII, XIII вв. значительное количество армян переселилось в Галицию и на Волынь. В начале XIV в. все жители Ани переселились в Астрахань, Крым , Польшу и Львов. А в XVI в. армянские общины появились в Киеве и Москве, где в Белом Городе новые переселенцы имели свой Армянский двор . Армяне с большой охотой селились на Руси. Их влекло сюда не только желание торговать, но и возможность свободно исповедовать свою религию. Сближение отношений армян с Россией началось еще в царствование царя Федора Иоановича ( 1584 - 1598 гг. ), когда грузинский князь Александр искал для Грузии подданства у России. Царь Федор Иоанович, защитив Грузию своими войсками, принял титулГосударя земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей. В царствование Алексея Михайловича армяне из персидской колонии Нор - Джульфа преподнесли ему в дар золотой трон, украшенный драгоценными камнями. В ответ армянские купцы жаловались грамотами, разрешающими беспрепятственно не только торговать в России, но и селиться в ее городах. Отношения эти крепли год от года и в царствование Петра Великого ( 1689 - 1725 гг) облеклись в определенную форму. К нему прибыло посольство от карабахских меликов с просьбой о заступничестве от мусульман и предложением военного союза. Дербентский поход Петра встречен был армянами и грузинами как заря избавления от долгих страданий. Надежды эти не оправдались в связи с гибелью продовольственных запасов в Каспийском море, что остановило удачную войну России с Персией. Однако освобожденные рускими провинции Гилян, Мазандаран, Астрабад открыли приют для армянских переселенцев. Новые надежды армян были связаны с царствованием Екатерины II. По проекту графа Потемкина предлагалось образовать в Закавказье особое христианское государство - Армяно - Грузинское, под покровительством России. Для осуществления этого проекта армянские богачи, приобретшие громадные состояния в Индии ( Эмин Осипов, Шамир - хан), предлагали все свое состояние в пользу освобождения Армении. Георгиевский договор (1783 г. ), по которому грузинский царь Ираклий II признал себя подданным России, и удачная война с Турцией, закончившая Ясским миром ( 1791 г. ), помогла армянам воспрянуть духом. Дальнейшее освобождение царств Армении и Грузии было поручено графу Зубову ( рескрипт 1796 г. ). Удачные действия Зубова привели к взятию Дербента, Баку, но неожиданная смерть императрицы остановила дальнейшие действия русских. Активные действия на Кавказе развернулись в царствование Александра I. Персия с большим недовольством следила за укреплением России на Кавказе. Ее тайные пособники распространяли среди мусульманского населения Кавказа воззвания с рассказами об ужасной участи, ожидающей правоверных под властью “Белого Царя”. Мамед - хан писал угрожающие письма князю Цицианову, представителю царя. Но даже убийство последнего не помешало русским взять Нахичевань, осадить крепость Ереван, разбить персидские войска при Кобаде и вынудить персов подписать Гюлистанский договор (1813 г. ), по которому России переходили ханства Карабахское, Гонжинское, Шекинское, Дербентское, Бакинское и Талышенское. Но воспользовавшись восстанием 1825 г. ( декабристы), персидский хан Фет - Али с 40 000 армией напал на российские владения. Но у крепости Шуша он был остановлен силами 42 -го егерского полка под командованием полковника Реута. Разгром завершил главнокомандующий Паскевич, захватив крепости Аббас Абад, Сардар -Абад, Ереван ( Эривань) и несколько ханств. От этого шах Аббас Мирза пришел в ужас и поспешил подписать Туркманчайский договор 10 февраля 1828 г. , по которому ханство Эриванское по обеим сторонам Аракса, ханство Нахичеванское переходили России, а также контрибуцию в размере 20 млн. золотых рублей. Дата подписания Туркманчайского договора стала датой рождения нового армянского государства на древней земле их предков. Со всех сторон из персидских провинций в новое отечество устремились сотни тысяч переселенцев, желая обрести Родину.

    История армянской церкви.

Государственная история Армении неразрывно связана с историей армянской церкви. Ее роль, как в государственном управлении, так и в судьбе армянского народа настолько велика, что переоценить ее невозможно.

Первые семена христианства посеяны рукой апостола Фаддея ( 34 г. ). Он поставил Аддея первым епископом первой армянской церкви в Эдессе. Евангельские правила, переданные армянской Церкви апостолом Христа и доныне сохранились в армянских церковных книгах и Номоканоне (Канонагирк). После 17 лет сподвижничества, Фаддей был замучен, по приказанию Санатрука, но еще при его жизни в Армении образовались пять епископий. Сподвижниками Фаддея в Армении были свв. Варфоломей, Филипп и Варнава, проповедовавший также в Персии и Индии. Варфоломей, обративший в христианство сестру Санатрука, был, как и Фаддей, замучен. Той же участи чуть позднее подвергся апостол Иуда, брат Якова( 72 г. ). Апостолы Фаддей, Варфоломей, Иуда и Фома почитаются основателями Христианской церкви в Армении и как св. Мученики поминаются в армянских Мартирологах. Число мучеников в Армении очень велико. К ним причислены пять учеников Фаддея, под именем главного из них Воски ( 107 г. ), семнадцать христиан под названием Сукиасиан, по имени старшего Сукиаса (130 г. ), а также 10 000 армян, распятых на Арарате в царствование римского императора Адриана( 117 - 138 г. ). Наибольшее гонение христианская церковь в Армении испытала до появления в IV в. св. Григория Просветителя, который и сам был брошен в ров по приказу царя Трдата. После исцеления Трдата и принятия им христианства, Григорий Просветитель на месте могилы мученицы - христианки Рипсиме ( Евфросинья) основал монастырь Эчмиадзин. Григорий Просветитель управлял армянской Церковью около 30 лет ( 302 - 331 гг. ). После смерти он был причислен к лику святых, мощи его частично находятся в италии, Греции. Правая рука его находится в Эчмиадзине и возлагается на голову каждого нового епископа во время обряда рукоположения. В миру Григорий был женат и имел двух сыновей, которые стали епископами. После смерти Просветителя, армянской Церковью уравлял его сын Аристакес, а после него, второй сын - Вертанес. После этого управление армянской Церковью першло к эчмиадзинскому архиепископу Нерсесу I Мец ( Великий). Он первый получил титул Патриарха и каталикоса всех армян. Собор, собранный им в Вагаршапате, определил независимость армянского каталикоса от духовной кафедры в Кесарии. Он управлял Церковью 34 года, и преемником его явился Саак, фактически нарушивший обычай обращения за грамотою на епископство в Кесарию. После патриархов Завена и Асбуракеса следует Саак Мец (Великий), уточнивший в сотрудничестве с Месропом Маштоцем переводы греческих текстов на армянский язык. В правление Саака Мец, среди христиан распространилась ересь Нестория, для обличения которой был созван Третий вселенский собор. Ересь заключалась в том, что Несторий разделял в Иисусе Христе две сущности: сущность бога и сущность человека, и утверждал, что Спаситель родился человеком и лишь потом с ним соединилось Божество, Почему его надо считать Богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию - не Богородицей, а Христородицей. Саак Мец, находясь в персидском плену. Не смог сам присутствовать на Вселенском Соборе, но все документы и решения Собора были ему переданы и он полностью согласился с ними.

Отделение Армянской Церкви от Греческой произошло позднее в результате Халкидонского Собора 451 г. На нем рассматривалась новая ересь Евтихия, получившая название ереси монофизитов. По ней в Иисусе Христе естество человеческое было совершенно поглощено божественным, следовательно в Спасителе следует признавать только естество божественное. Собор осудил эту ересь и признал в Христе два естества: божественное и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Но с постановлениями этого собора были многие не согласны. Отрицая ересь Евтихия, они , по мнению многих, впадали в ересь Нестория. Споры были настолько острые. Что императоры Василиск и Зенон последовательно издавали указы, запрещающие само упоминание о Халкидонском Соборе.

В этот период Армения вела тяжелые войны с Персией. Армянский патриарх даже не смог присутствовать на Соборе. А тяжелое положение армян, несмотря на все обращения к императору, оставляли греков равнодушными. Кроме этого греческие патриархи, предавая анафеме Евтихия, не отлучили последователей Нестория, уже отлученных армянской Церковью. Пользуясь этим предлогом, а фактически, стремясь избежать любой зависимости от Константинополя, армянский патриарх объявил, что греческая Церковь, осуждая учение Евтихия, впадает в Ересь Нестория, преданного анафеме Армянской Церковью. Несколько позднее, при патриархе Бабкене, армянская Церковь окончательно разъединилась с греческою. Дальнейший ход истории привел к еще большему расхождению сначала армянкой и греческой, а затем и греческой и римской Церквей. В основе этих споров, прежде всего, лежали государственные интересы. Армянская церковь , порой принимала решения, прямо противоположные решениям греческой Церкви, но тем самым обеспечивала политическую самостоятельность Армении. Причиной же видимых разногласий всегда служили теологические споры. Ведь Христианская Церковь, как живой организм , проходил различные стадии роста, становления и развития. Армяне принимали в этом процессе самое деятельное участие. Но при этом они никогда не забывали своих национальных интересов. Такова была политика патриарха Захарии, каталикосв Нерсеса IV Шнорхали (Благодатный). Армянские патриархи в самые тяжкие минуты судьбы своего народа всегда выступали его защитниками, беря трудную и опасную миссию послов на себя. Их стараниями утихали междоусобицы и вражда. В трудные годы безвластия , они принимали на себя все полномочия армянских царей. Но особо хочется сказать и о жестокой борьбе армянских патриархов за чистоту веры и нации. На рубеже X - XII вв. , Армения, теснимая с востока Персией и турками, в Запада - хищными намерениями Константинополя и Рима, сумела сохранить себя и свой народ только благодаря Церкви. Она сама отметала армян переселенцев, которые, позарившись на посулы греков, целыми родами во главе с нахарарами переселялись в “ безопасные” уделы. Подчеркивая их предательство, армянская Церковь вычеркивала их из числа армян : переселившиеся в греческие земли - становились греками, в грузинские - грузинами. ( В этой связи интересно название грузин на армянском языке - враци, учитывая, чтоивраци- означает “ Изменивший вере”). Вот почему, в столице Армении, Ани - “ городе тысячи церквей”, которые считал обязанным построить каждый знатный житель - на куполах храмов можно было прочитать надписи на грузинском, греческом языках, примерно следующего содержания: “ Я, Гагик Мамиконян, Грузин, построил эту церковь в ...... году в честь моего брата Смбата Мамиконяна, армянина и т. д. Подобные надписи можно было прочитать и на греческом языке. Отсюда нетрудно догадаться, почему до сих пор идут споры о том, грузин или армянин Шота Руставели......

Благодаря такой жесткой позиции, армянская церковь сохранила нацию, ее язык и культуру. Принявшие другую Церковь армяне довольно быстро ассимилировались и их потомки не помнят своих корней. Исключение составляют несколько колоний армян католиков, в частности колония мхитристов близ Вененции, основанная в 1717 г. архимандридом Мхитаром. Им же был заложен армяно - католический монастырь на острове св. Лазаря, а затем монастырь в Вене.

    Заключение.

Я обратился к древней и средней истории Армении, потому что он, на мой взгляд, наиболее интересна не только с точки зрения исторических событий, но и в значительной степени раскрывает процесс формирования и становления армянского народа . его национального самосознания и национального характера. Армяне, пройдя через трехтысячелетнюю историю, не потеряли своей самобытности, не затерялись на задворках чужих государств, а с гордостью несут свой генетический багаж и с оптимизмом смотрят в будущее.

    Я горжусь своей принадлежностью к этой нации.
    Список используемой литературы.

Абаза В. А. История Армении. - / Репринт. воспроизв. изд. 1888г. / Ер. : Гркери ашхар, 1990.

2. Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1832 г. / - Ер. : Гркери ашхар, 1990.

Моисей Хоренский. История Армении в 4-х книгах. - /Репринт. Воспроизв. изд. 1830 г. / - Ер. : Грхери ашхар, 1990

4. Назаретян О. Е. Армяне - халкидониты на рубеже XI - XII вв. - Изд. Ереван : 1993г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.