Рефераты. История развития и культуры города Касимов - (реферат)

История развития и культуры города Касимов - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    План.
    Введение.
    История развития города Касимова:
    1. Касимов- город мещёрский
    2. Касимовское царство и его конец
    3. Касимов в средние века
    4. Крестьянские волнения
    5. Пётр 1 в Касимове
    6. “ .... Из-за Оки- губернский город. ”
    7. Касимов торговый и купеческий.
    8. Развитие промышленного капитала.
    9. Касимов в 1913 году.
    10. Война народная
    11. В послевоенные годы.
    Культурная жизнь города.
    Культурные учреждения.
    Детская музыкальная школа.
    3. Детская художественная школа.
    Профтехучилище речников.
    Спорт, спорт....
    Заключение.
    “ Тот, кто хотя бы однажды побывал
    в Касимове, не мог остаться равнодуш
    ным к его живописным берегам, укра
    шенным затейливой архитектурой. ”
    “ Приокская газета”, г. Рязань.
    “ Касимов будто бы вроде Рима - но
    наоборот: тот стоит на семи холмах, а
    этот на семи оврагах; при всём при тон,
    он, подобно Ленинграду, сохраняет иде
    альную планировку”.
    “Литературная газета”.

Город Касимов и Касимовский район расположены на северо-востоке природно-экономической зоны Рязанской области. Площадь города и района - 2952 кв. км, население - 77, 7 тысяч человек. Город областного подчинения, районный центр - г. Касимов находится в 156 км от Рязани.

На переломе первого и второго тысячелетий нашей истории на мещёрскую землю пришли славянские племена. Это были кривичи и явились они в Мещеру со стороны Мурома.

Славяне вели оседлый образ жизни и строили себе жилища из ошкуренных брёвен. Эти жилища назывались избами и жить в них удобнее и безопаснее, чем в шалашах и землянках. И мещеряки со временем тоже стали строить себе избы. Также славяне, как подтверждает“Повесть временных лет”, занимались земледелием. Кроме того, они знали кузнечное и гончарное ремёсла, и знали хорошо, лучше, чем мещеряки.

С течением лет славяне и мещеряки, расставшись с полукочевым образом жизни, образуют большое, по тем временам, селение, которое получило название Городец Мещёрский. Городец встал на высоком, гористом и обширном мысу при впадение в Оку речки Бабенки.

Существует предание, что в 1152 году в Городец Мещёрский прибыл со своей дружиной великий князь Суздальский Юрий Долгорукий. Князь в то время был озабочен укреплением границ своего молодого княжества и, отметив удачное расположение Городца, повелел ему стать крепостью. Этот, 1152 год, и принято считать годом основания города.

Как и все более или менее крупные населённые пункты того далёкого прошлого Городец Мещёрский в целях защиты от неприятеля был обнесён рвом, земляным валом и деревянной стеной. Получив повеление Юрия Долгорукого стать опорным пунктом его княжества, Городец ещё выше поднял высоту своих земляных валов, подновил городскую деревянную стену и стал выполнять возложенную на него задачу охранять границы Суздальско - Владимирского княжества.

Более двух веков Городец нёс пограничную службу и нёс исправно, но 1376 году он не устоял перед татаро-мангольским нашествием и был разграблен и сожжён. Однако мещерские жители через несколько лет поставили новый город, только уже на другом месте, в полутора верстах выше по Оке. Место было удачное. Теперь город располагался между двумя огромными оврагами. Эти глубокие овраги с высоченными берегами являлись непреступными для противника естественными рубежами, оборонявшими город с востока и с запада. А с юга город защищался Окой с её высоким гористым берегом. С севера же город охранялся непроходимым в ту пору лесом. Тем не менее и по берегам оврагов, и со стороны Оки, и со стороны леса были насыпаны земляные валы с деревянными стенами на них. Вскоре Городец Мещёрский был присоединен к Москве.

Теперь он уже стоял на границе Московского княжества с беспокойным в то время Казанским ханством и в последствии сыграл определённую роль в укреплении и расширении княжества, в присоединении Казани к Москве.

Казанский престол в первой половине 15 века сотрясали междоусобицы. Один из членов ханской династии, старший сын хана Улу-Мухаммеда, Махмутек, в борьбе за власть убил своего отца и брата. Угрозы смерти нависла и над двумя другими младшими братьями- Касимом и Якубом. И в 1446 году молодые царевичи вынуждены были бежать со своим конным отрядом за пределы ханства. Они пришли на землю Московского княжества и отдались под покровительство великого Московского князя Василия Темного.

Приход казанских царевичей Касима и Якуба на службу к московскому князю был весьма кстати для Василия . Касим со своим отрядом оказал Василию Темному военную помощь во многих походах и сражениях. Он воевал и против Шемяки, и против Золотоордынских ханов: Сеид- Ахмета и Неулим-Берды.

За эти и другие заслуги Василий подарил Касиму Городец Мещёрский с округой. Так, на окраине Московского княжества возникло татарское владение, впрочем, целиком зависящее от Москвы, получившее впоследствии название“Касимовское царство”. Городец Мещёрский ещё при жизни Касима в его последние годы стал называться“Городом Касима”, “Касимов-город”. После же смерти Касима (он умер в 1459 году) Городец в государственных грамотах стал именоваться“Касимовом”, “Касимов”. С годами это название закрепилось и в российскую историю вошло понятие “Касимовское царство”. С образованием царства в городе стали возводиться строения мусульманской архитектуры. Так, в семидесятых годах

15 века на “Татарской горе”строится каменная мечеть с минаретом. В ту, средневековую, пору это было грандиозное сооружение, особенно впечатлял минарет. Если здание мечети впоследствии перестраивалось, то минарет почти полностью сохранился до наших дней. Это довольно высокая круглая башня, сложенная из больших, грубо отёсанных камней, добытых близ села Малеево, что в 15 километрах от города. Башня имеет открытый балкон, на который вздымается спиральная каменная лестница из 60 ступеней. На балконе - площадка, с неё далеко виден город и его окрестности. В старину эта площадка являлась местом, откуда мулла созывал своих соплеменников на молитву. Вместе с тем площадка служила смотровой военной вышкой. Впоследствии “царство”стало привлекать к себе внимание, и это внимание было не случайным. Ведь Касимовское царство - часть истории Российского государства. Своим существованием в союзе с Москвой оно раскололо сильный, противостоящий Руси лагерь, в составе которого тогда были Золотоордынское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства.

Наиболее заметный след в истории Касимовского и Казанского ханства оставил хан Шах-Али. Этот человек уже в отроческие годы прославился своим умом и воинскими способностями. Волей судьбы пятнадцатилетний Шах-Али оказался в центре сложной политической борьбы, в которой казанское ханство“заигрывало”то с Крымским ханством, то с Москвой. Он трижды был ханом в Казани, занимая тамошний престол, и трижды был вынужден оставлять его: в двух случаях под давлением своих казанских соплеменников, в одном случае- по воле русского царя Ивана Грозного.

Касимовским татарам не раз приходилось воевать на стороне русских. Летом 1552 года они участвовали в походе Ивана Грозного на Казань, в 1554 году они усмиряли мятеж в Казани. Затем, в 1555 году сражались со шведами под Выборгом. В1557-1558 годах

Шах-Али со своим войском находился в составе русских войск в их походе против Ливонии; тогда русские войска выиграли несколько сражений у немцев и подошли к Риге. В1562 году русский царь послал Шаха-Али против польского короля Сигизмунда, который взял на себя защиту Ливонии. Поход завершился удачно. Войско, предводительствуемые Шах-Али, взяло Полоцк. Эти походы и сражения принесли Касимовскому хану славу удачливого (но и жестокого) военачальника. Шах-Али умер в 1567году, шестидесяти лет отроду и похоронен в Касимове. В 1614 году на царский престол в Касимове был посажен хан Арслан. С именем этого владетеля связано ослабление Касимовского царства. И хотя по -прежнему Арслану, как и его предшественникам, оказывались большие почести в Москве, и по-прежнему знатные бояре ссорились, кто из них на дворцовых приемах более достоин прислуживать касимовскому владельцу, чувствовалось, что прав касимовских царей начинают ограничиваться.

Последним владетельным лицом из татар была в Касимове Фатима-Султан. После её смерти, в 1681 году, отдельное Касимовское царство перестало существовать. В 1623-1628 годах в России проходила опись государственного личного имущества. Данные описи были занесены в“Писцовые книги”. В Касимове эти книги были составлены в 1627-1628 годах. Каким же он был, Касимов, в ту далекую средневековую пору? Как жили его обыватели? Чем промышляли? На эти вопросы в той или иной мере и отвечают“Писцовые книги”. “Город Касимов деревянный, - писалось в книгах, - рублен в одну стену; крыт тесом; около города осыпь; в городе двое ворот; проезжие, другие водяные. На водяных воротах две башни: промеж проезжих и водяных ворот шесть башен глухих. Из башен три крыты тесом, а пять не крытых. В городе два колодца: один - у пороховой казны, другой - у водяных ворот. В городе - соборная церковь Вознесения Христово. В городе изба съезжая.... да амбар, под ним погреб, а в погребе лежат пушки и пушечные запасы и пороховая казна”.

“Писцовые книги” в другом месте дополняют картину города: “.... И всего строений внутри города .... осадные дворы, двор соборного попа, место диаконское, двор боярский, двор воеводский, пять дворов стольничих и дворянских, семь дворов царевичевых служилых людей , восемь дворов служилых мурз татар, двор пушкарский, двор рассыльщиков, да два двора нищих”. “Писцовые книги” далее сообщают, что “На старом посаде и на новом четыре церкви с пением, да три без пения, да церковь с приделом строится вновь, да на церковной земле четыре двора церковников, да одиннадцать дворов нищих, сто десять дворов посадских тягловых людей.... да не тяглых пятьдесят три двора.... ”.

В Касимове для тех времён была довольно обширная торговля: “На базаре в городе, в рядах, 47 лавок, 6 полу лавок; да перед лавками 8 скамей.... да за рядами 27 скамей, а торгуют на тех скамьях по четвергам всякими товарами, за рядами же торгуют рыбой. На площади - харчевни посадских людей, хлебные лавки, кабацкий двор большой, кабацкий двор малый, таможенная изба, паром на Оке”. Поместья татарских царей и царевичей в городе были невелики. Основные их владения находились, как правило, в сёлах - Подлипки, Торбаево, Болотцы, Царицыно и другие. В богатстве с татарской знатью состязались русские землевладельцы. Но и те и другие беззастенчиво эксплуатировали крестьян. Задавленный нуждой и всяческими притеснениями простой народ не раз поднимался против своих хозяев. Как сообщают летописи, касимовцы приняли участие в крестьянской войне под предводительством Болотникова в Поволжье. Народные волнения были не редкостью в касимовском крае. В Центральном Государственном архиве в Санкт- Петербурге хранятся документы об одном из многих выступлений касимовских крестьян против крепостничества. “.... В 1829 году, - говорится в документе, - крестьяне деревень Рудаково и Сеитово подали прошение царю Николаю, в котором жаловались на притеснения, чинимые помещицей Несторовой. Они писали, что помещица“угнетала семейства наши тягчайшими работами, продавая всех живущих в деревнях Рудаково и Сеитово на вывоз с раздроблением даже семейств. В числе которых продали несколько наших семейств донским казакам. А теперь хотят переселить на Кавказ”.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.