Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону деятельности Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо подчеркивалось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо отстроенную "английскую колонию" и, по сравнению с ней, менее благоустроенные русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название "Собачевка". Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город очень быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25 тыс. человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке обосновалось несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество русских лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров. А наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой. Заметим, что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры, которых нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г. Мертир-Тидвил, откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода, прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские историки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в городе. Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары, за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач. Новороссийское Общество располагало собственным Александровским имением, которое удовлетворяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок. Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно было приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме "Пески" - Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный заводы, паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в деструкторе. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах Общества продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические условия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который готовился круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в осбых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением.
Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам представляется, была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех зданиях и была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из лучших в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание больницы уходило от 60. 000 до 75. 000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2 провизора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16. 000 руб. в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек, амбулаторных - 26. 250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице, прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов, проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные платные (вход - 5 коп. ) общественные бани с мужским и женским отделениями. На их постройку было истрачено 20. 000 рублей.
Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала организация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная и 3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной школы, как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими, просторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса каждая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75. 000 рублей. , а расход на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание зданий, требовал суммы примерно в 13. 000 рублей. В 1897 г. 18 учителей обучали в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение равнялась 5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке имелись также одна английская и несколько частных школ.
Благоустройство территории завода и города также находилось в центре внимания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный парк общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители города могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков. Летом в парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода. В конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся для чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные поступили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по исследованию положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению, посещались мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совместных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено 100. 000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее имелось еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского Общества существовал книжный склад и библиотека. Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное Дж. Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в развитии собственного металлургического и рельсового производства на юге России, постоянно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк И. Ф. Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так, например, в 1873 г. Дж. Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И. Ф. Гиндин, "это был один из первых случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практики". Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам, когда Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на 2. 700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае речь шла уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882 годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою продукцию.
Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными заказами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявления о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых относился Юзовский, правительство в 1884 г. , гарантируя казенные заказы на 400 тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало 67% загрузки против 1880-1882 гг. , а Новороссийскому - менее 50 %. В 80-е годы Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в 1885-1887 годы. Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г. , вошел в состав Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И. Ф. Гиндин, этот факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казенными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как писал И. Ф. Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в январе 1895 года.
В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продукцию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов. В XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках Новороссийского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос. , а его производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в добыче угля доля государственных заказов была значительной, а в остальных видах продукции, имевшей оборонное значение, их доля была ниже.
Таблица № 2. Казенные заказы, размещенные на заводах и рудниках Ново российского Общества в 1916 г. (в пудах) Виды продукции Морскому ведомству Военному ведомству Казне Всего каз. заказов Всего произвед. Уголь 7. 240. 287 2. 760. 000 27. 283. 771 37. 284. 058 82. 858. 283 Кокс 170. 000 4. 480. 000 550. 000 5. 520. 000 15. 815. 971 Чугун 200. 000 3. 850. 000 134. 000 4. 181. 000 8. 215. 065 Сталь шрапнел. 1. 924. 736 Источники: РГИА. Ф. 23. Оп. 28. Д. 1498. Л. 5; Там же. Ф. 1498. Оп. 1. Д. 14. Л. 10, 20, 22.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5