Рефераты. История высшего образования на Украине - (реферат)

p>Как и раньше, в университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В каждом из них имелись учебно-научные библиотеки и ряд научно-вспомогательных учреждений (клиник, лабораторий, кабинетов и т. п. ). Так, в Харьковском университете было 30 кабинетов и лабораторий, обсерватория, исторический музей и архив, музей изящных искусств и древностей. Достаточно широкую научно-вспомогательную базу имели Киевский и Новороссийский университеты.

Количество студентов в университетах в начале XX в. увеличилось в среднем более чем в 2 раза. Социальный состав студенчества университетов оставался преимущественно дворянско-буржуазным, хотя революция 1905-1907 гг. заставило правительство несколько приоткрыть университетские двери для выходцев из низших сословий. Это были, как правило, дети городской и сельской буржуазии. Для выходцев из рабочих, среднего и беднейшего крестьянства доступ в вузы по-прежнему оставался практически закрытым.

В это же время начали создаваться высшие учебные заведения для женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе, по инициативе профессоров Новороссийского университета Н. Н. Ланге, Е. Н. Щепкина и других, были открыты Высшие женские педагогические курсы, реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-филологическим и физико-математическим факультетами. В 1908–1910 гг. они пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году Высшие женские курсы открылись в Харькове с историко-филологическим, физико-математическим и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского университета В. Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году, благодаря усилиям профессоров университета, возобновили работу Высшие женские курсы, закрытые в 1889 году. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-математического отделений, а в 1907-1909 гг. здесь открылись еще юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский институт, возглавляемый профессором университета П. И. Морозовым. В 1906 году в Киеве были открыты и Высшие общеобразовательные курсы для лиц обоего пола с отделениями историко-филологическим и экономическо-коммерческим. Через два года на базе последнего был создан коммерческий институт, директором которого стал инициатор создания курсов профессор М. В. Довнар-Запольский. В 1913 году состоялся первый выпуск окончивших учебу студентов Киевского политехнического института. На выпускных экзаменах присутствовал великий русский ученый Д. И. Менделеев.

Екатеринославское высшее горное училище в 1912 году было преобразовано в горный институт. В течение 1903-1917 гг. институт окончило 457 человек, большинство из которых стали работать на промышленных предприятиях Донбасса и металлургических заводах юга России.

Продолжали подготавливать специалистов с высшим образованием Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др. Всего на Украине к 1917 году действовало 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс. студентов. На территории западноукраинских земель до 1918 года существовало 4 высших учебных заведения: университеты во Львове и Черновцах, политехнический институт и академия ветеринарной медицины во Львове.

События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами. Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки национальных педагогических кадров. Программным документом явилась декларация генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной школы и подготовку для нее кадров.

Началось становление системы украинского высшего образования. В 1918 г. университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский (Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле (Днепропетровске). В Симферополе в 1918 г. начинаются занятия в Таврическом филиале Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический университет. Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе имели огромное значение для развития общества, культуры, образования. Несмотря на крайне тяжелое положение Украинской республики в 1918-1920 гг. , правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был преобразован в государственный и взят бюджет республики. Ощущал поддержку и Таврический университет.

В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине. Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском. В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918 г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу подготавливаемой реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу реформы государственные университеты.

На прошедшем в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей школы был рассмотрен проект “Положения о Российских университетах”, согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному влечению вид и способ научной или учебной деятельности.

Для более широкого привлечения трудящихся страны к высшему образованию в 1919 г. , в частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты. В 20-е –начале 30-х годов ясно проявились две противоположные тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты, возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.

В 1919 г. было введено “Временное положение … об управлении высшими учебными заведениями”, в соответствии с которым всем вузам предписывалось вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство хозяйственной деятельностью возлагалось на хозяйственный комитет. Должности ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вузов, назначавшиеся Наркомпросом и имевшие чрезвычайные полномочия. Общегосударственные вопросы передавались на обсуждение и решение Наркомпроса. Таким образом, “Временное положение …” было основным документом, положившим начало централизованной системе управления высшей школой, в частности, университетским образованием.

Деятели образования начали строить систему высшего образования по образцу профессионально-технических учебных заведений. Они считали, что старые университеты были оторваны от жизни. Являясь высшими учебными заведениями, они давали своим воспитанникам основательные теоретические знания, но не обеспечивали овладение конкретными профессиональными навыками. По мнению руководителей просвещения, университеты практически не готовили специалистов определенного, явно очерченного профиля. Исключение составляли лишь студенты медицинского и юридического факультетов. Особой критике подвергалась система подготовки специалистов на историко-филологическом и физико-математическом факультетах. Студенты, оканчивающие именно эти факультеты, становились преподавателями школ, ремесленных училищ, техникумов.

В первые годы советской власти возникли своеобразные формы интеграции науки, высшего образования и производства. Одной из них явился Институт инженеров электриков-производственников (ИИЭП). Система ИИЭП исходила из того, что нет инженеров широкого и узкого профиля, а есть инженеры для тех или иных потребностей промышленности и техники. По мнению организатора института Я. Ф. Каган-Шабшая, инженер обязан начать работать опытным специалистом, а не терять время на освоение производства с нуля. Студент рассматривался как полноценный участник производственного процесса. Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10 часов занимались в институте. Не было зачетных сессий. Пройденный предмет сдавался немедленно. Система ИИЭП являлась воплощением экономики: студенты, работая на производстве, окупали свое содержание и участвовали в создании материальных ценностей. Новая концепция практицизма и профессионализма нашла свое отражение в решении совещания “О реформе высшей школы” (1920 г. ), которое предусматривало создание в вузах узкоспециализированных факультетов с трехгодичным сроком обучения. Это положение распространялось и на университеты: вместо филологического и естественного факультетов должен быть создан педагогический с различными специализациями. Это было отражением тенденции развития высшего образования за рубежом, связанной с появлением в начале XX в. педагогических факультетов в некоторых американских университетах. Необходимость создания педагогических факультетов в университетах диктовалась нуждами народного образования, повышения качества подготовки учителей. Предполагалось, что в процессе реорганизации университетов удастся определить профиль выпускников, разработать новые учебные планы и программы, ввести общественные дисциплины, подготовить новые профессорско-педагогические кадры.

Однако, реформа в украинских университетах пошла по иному пути. Ликвидируя все негативное, что было в университетах, Комиссариат просвещения стал на позиции ликвидации самих университетов.

В 1920 году Наркомпрос Украины ликвидировал университеты в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославле и Симферополе. Начался этап утверждения военно-коммунистического стиля управления высшим образованием. Прямыми наследниками ликвидированных университетов стали самостоятельные медицинские и юридические институты и временные высшие педагогические курсы, созданные на базе историко-филологических и физико-математических факультетов. Студенты физико-математических факультетов, проявившие склонность к техническим дисциплинам, переходили в соответствующие группы специальных индустриально-технических институтов.

Временные высшие педагогические курсы оказались учреждениями нежизнеспособными. Попытка придать наиболее “теоретическим”, оторванным от жизни факультетам педагогический профиль не вызвала поддержки ни среди профессоров, ни среди студентов.

На базе факультетов университетов были созданы институты физико-математических наук, а историко-филологические факультеты были преобразованы в институты гуманитарно-общественных наук. Также возникли новые высшие учебные заведения–Академии теоретических знаний, состоявшие из института общественных наук и института физико-математических наук.

В 1921 г. Наркомпрос УССР начал на основе старых университетов создавать Институты народного образования: Киевский, Харьковский, Одесский, Екатеринославский. В 1930 г. на базе соответствующих факультетов институтов народного образования созданы институты профессионального образования, выпускавшие преподавателей для техникумов, школ ФЗУ, рабфаков. На базе факультетов социального воспитания–институты социального воспитания, готовившие кадры учителей для общеобразовательных школ, внешкольных работников и др. Вскоре институты социального воспитания были преобразованы в педагогические институты. Временные высшие педагогические курсы, институты физико-математических наук, институты гуманитарно-общественных наук, академии теоретических знаний и институты народного образования представляли собой различные “экспериментальные” формы высшего образования в период с 1920 по 1933 гг. Большим событием в развитии системы высшего образования явилось воссоздание университетов в Украине. Было решено с 1 сентября 1932 г. открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За короткий срок университеты стали научными и образовательными центрами Украины. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавались вечерние, заочные отделения, что явилось положительным результатом реорганизации высшего образования. Таким образом, только к началу 1939 г. сложилась определенная отечественная система университетского педагогического образования. После присоединения к Украине западно-украинских земель в эту систему вошли Львовский и Черновицкий университеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.