Рефераты. Наука и культура первой половины XIX в. - (реферат)

p>Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0, 7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения ( школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев ). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.

Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г. , ныне Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г. , в настоящее время- Московский государственный технический университет1 [1 1917-1989 ? ?. —? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?. ? .? .? ?? ?? ?? . - ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? 162. ]им. Н. Э. Баумана). С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа— первое в стране сельскохозяйственное учебное заведение. В дореформенной России подготовка учителей для гимназий и университетов осуществлялось только в одном специальном учебном заведении—Главном педагогическом институте в Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованный в 1819 г. в университет Главный педагогический институт был вновь восстановлен в 1829 г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров по подготовке преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений сохраняли университеты. Специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было. Просвещение охватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к книге и ее распространением, и с формированием системы культурно- просветительных учреждений. В дореформенной России интерес ккнигенесомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда. Происходил рост книжных изданий (в конце 50-х годов печаталось около 2 тысяч книг), появились крупные отечественные книгоиздатели (братья И. И. и К. И. Глазуновы, С. И. Селивановский, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин н др. ). Расширялась книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России насчитывалось более 100 книжных лавок. Число периодических изданий за полвека также увеличилось более чем в 3, 5 раза (с 64 до 230 наименований), издавались общественно-литерарурные, научные, ведомственные журналы. В 20-е годы начал распространяться новый тип изданий—литературно-художественный альманах. С 1837 г. стала выходить газета “ Губернские ведомости” (до1917 г. ).

Спрос на книгу, газету, журнал усилился особенно в разночинской среде. В одном официальном документе конца 40-х годов подчеркивалось, что “газеты читаются всеми мелкими чиновниками и на Гостином дворе, и в трактирах, и в лакейских, рассыпаясь таким образом между сотнями тысяч читателей”. 1 [1 ? .? . ? ?? ?? ?? ?- “? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?”? 95 ? ?? .166 ]

В 40-е годы широкую известность получила издательская деятельность А. Ф. Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей , среди них А. С. Пушкина , Н. В. Гоголя , В. А. Жуковского , М. Ю. Лермонтова , И. А. Крылова . Упрощая оформление , увеличивая тираж , Смердин снижал розничные цены , делал книги доступными “для небогатых людей “ и тем способствовал их распространению. Смердин впервые ввел в практику книгоиздательского дела писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала “Библиотека для чтения” (с 1834 г. ), который продавался в основном в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. был довольно большим для того времени.

Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. “Они вбирают в себя все умственное движение страны, - писал Герцен, - ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико”. 1 [1 ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? . 164 ]Для журналистики 30-40-х годов характерна более четко выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике (“Москвитянин”, Северная пчела”) противостояло демократическое направление, выразителем которого в 20-е—первой половине 30-х годов были “Московский телеграф” и “Телескоп”, а в последующий период - “Современник” и “ Отечественные записки”. Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городах они стали важными культурными центрами.

Одной из форм распространения книг, периодических изданий становится почта. В середине 40-х годов было положено начало городской почте; наряду с письмами стала осуществлятся пересылка газет. В 1857 г. в России выпущены первые почтовые марки (первая почтовая марка в Западной Европе появилась в Англии в 1840 г. ). 2 [2 ? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? - ? 82 ? ?? . 1045] В этот период продолжает формироваться система культурно- просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г. , возникла идея создания в России национального музея, который должен был вести просветительную работу. Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший со второй половины XVIII в. как дворцовый музей. По широте и ценности художественных коллекций Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. С 1856 г. начал собирать произведения русской живописи П. М. Третьяков (1832-1898).

Достаточно широкое развитие получили художественные выставки. Помимо академических выставок, начало которых относится ко второй половине XVIII в. , с 20-х годов XIX в. стали проводится выставки Общества поощрения художеств В Петербурге, с 30-х годов— Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались всероссийские промышленные выставки, в1846 г. была организована первая сельскохозяйственная выставка. Эти выставки освещались в печати и вызывали интерес. НО эти выставки проводились только в столицах.

    2. 2 Успехи научной мысли.

Общие социально- экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшиегеографические открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллингаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран. Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И. И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.

Развитию технической мыслиспособствовал рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук В. В. Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавлений металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в1832 г. в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П. П. Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в середине века секрет изготовления булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е. А и М. Е. Черепановыми (отец с сыном), была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н. Н. Зинина (1812-1880), А. М. Бутлерова (1828-1886) связано создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей.

Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н. И. Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н. И. Пирогова “ Типографическая анатомия” получил мировую известность.

Общественные наукив первой половине XIX в. , несмотря на зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов, происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. “ Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В. Г. Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”. 1 [1 ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? .166] Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина (1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга “весьма содействовала обращению умов к изучению отечества”. 2 [2 ? . ? . ? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? IX-XX ? ?. ” ? .96 ? ?? .167]К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого медиевиста3 [3? ?? ?? ?? ?? ?? ? - ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? , ? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ? ( ? ?? . V-XVI) - ? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? . ? ?? ?? ?? - ? 82 ? ?? .776

    ]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.