Шел бурный и переломный 1968 г. Страна была охвачена студенческими волнениями. Ухудшение экономического положения вызвало волну забастовок. 13 мая началась всеобщая забастовка и массовая демонстрация в Париже и в тот же день студенты захватили Сорбонну. Оппозиция естественно воспользовалась создавшейся ситуацией и усилила атаки на президента. Ситуация была весьма накаленной, некоторые источники утверждают, что готовился военный переворот. В этих условиях де Голль пошел на значительные уступки левым силам (соцпартии и ФКП). 11 октября Национальное собрание приняло представленный правительством закон о реформе системы образования. Чуть позже был принят закон о расширении прав профсоюзов на предприятиях. Был принят ряд мер, направленных на приспособление французской экономики к условиям международной конкуренции.
На 27 апреля 1969 г. был назначен референдум по вопросу о перестройке системы административно-территориального деления страны и реформе сената. Де Голль рассматривал исход этого референдума как вотум доверия или недоверия себе, хотя прямо этого не говорил. Понимали это и его противники. Например, Жорж Помпиду, во время своего неофициального визита в Италию заявил, что готов выдвинуть свою кандидатуру на возможных досрочных президентских выборах.
На референдуме 52, 4% голосовавших дали отрицательный ответ. Получив неодобрение народа, де Голль счел целесообразным отойти от власти, хотя с формальной точки зрения отрицательный ответ на референдуме совсем не предусматривал отставки президента. В конверте, переданном им премьер-министру Кув де Мюрвилю 28 апреля 1969 г. , лежало следующее заявление де Голля: “Я прекращаю выполнение обязанностей президента республики. Это решение вступает в силу сегодня в полдень”.
10 мая де Голль как частное лицо вылетел в Ирландию. Он не хотел находиться во Франции во время выборов второго президента созданной им Пятой республики. 15 июня генерал отправил поздравительную телеграмму избранному президентом Жоржу Помпиду и с тех пор ни слова не сказал о событиях во Франции. Вернувшись в свое родовое поместье в Коломбэ, он с упорством приступил к написанию “Мемуаров надежды”. Де Голль торопился, боясь, что ему не хватит времени написать задуманные три тома. За год он написал первый том, “Обновление”, и приступил к написанию второго - “Усилие”. Смерть 9 ноября 1970 года оборвала эту работу. Создав Пятую республику, де Голль коренным образом изменил характер государственной власти во Франции. То, что он сделал, было связано с объективным процессом изменения современного мира. Режим Пятой республики сохраняется до сих пор, хотя после де Голля сменилось уже несколько президентов (Помпиду, Жискар д’ Эстен, Миттеран, сейчас Ширак). Успехи Франции во всех сферах жизни показывают, что созданная де Голлем система жизнеспособна и отвечает интересам Франции.
Де Голля неоднократно сравнивали с политическими деятелями прошлого, например, с Наполеоном. Он никогда не соглашался с этим. Его политика была всегда оригинальна и самобытна и уже получила собственное определение - голлизм. Адмиистрация Помпиду
В выборах, проведенных после того, как де Голль ушел в отставку, Жорж Помпиду, премьер-министр Франции с 1962 по 1968, был избран президентом республики, чтобы продолжить курс своего предшественника. В иностранных делах он продолжил акцент де Голля на независимость Франции от противостояния двух супердержав: США и СССР. Он продолжил близкое сотрудничество с Западной Германией, пытался поддерживать дружественные отношения с прежнимифранцузскими колониями, и укрепить общеевропейский рынок. В стиле управления страной, однако, он был менее властным и более примирительным, чем де Голль. Он пропустил оппозицию своего предшественника ко входу в Европейское Экономическое Сообщество, также при нем Национальное Собрание начало играть более заметную роль в формировании политики Франции. В 1973 французская экономика оказалась в затруднительном положении в связи с введением арабами нефтяного эмбарго, и как следствие этого подрыва мировой экономики. У Франции нет значительных нефтяных месторождений, а французские угольные разрезы уже были на грани истощения. Быстрый послевоенный промышленный рост стал стремительно замедляться, увеличилась безработица и инфляция. Но прежде, чем правительство смогло овладеть новой ситуацией, Помпиду скоропостижно скончался в апреле 1974 года.
Смерть Помпиду стала неожиданностью для всех, и политические партии были не готовы представить свои программы и кандидатов на предстоящие президентские выборы. Поэтому в выборах приняло участие небольшое количество претендентов. В первом раунде голосования Франсуа Миттеран - кандитат от соцалистов - был поддержан Коммунистической партией не меньше , чем своей, и набрал в первом туре наибольшее число голосов, но немного не дотянул до требующегося для полной победы
50 процентного плюс 1 голос рубежа. В перерыве между турами центристы и правые объединили усилия и поддержали независимого республиканского кандидата - Валери Жискара д’Эстена, которому удалось с очень небольшим перевесом голосов победить Миттерана во втором туре президентских выборов.
Жискар планировал солидаризировать все центристские партии с правительством и покончить с устарелыми идеологическими конфликтами. Но партии дали резкий отпор его подвижкам на сближение, . Однако все более увеличивающийся спад экономики мешал принятию новых социальных программ и все больше и больше беспокоил французское правительство. В 1975 индекс индустриального производства понизился в первый раз со времени окончания второй мировой войны в 1945, и число безработных превысило 900, 000 человек, что на 45 процентов превысило уровень 1974 года. Администрация Жискара-Барра
В августе 1976 президент Жискар представил нового премьер-министра Франции. Им стал экономист Раймонд Барр, не принадлежащий ни к одной из политических партий. Барр пообещал резко протолкнуть страну к свободной рыночной экономике и полностью покончить с трехвековым правительственным рыночным управлением. Правительство отказалось от всех средств искусственного ценового регулирования. Неблагополучные компании могли рассчитывать на получение финансовой помощи от казначейства только, если они демонстрировали способность модернизироваться и приспосабливаться к изменению рыночных условий. Помощь компаниям , неконкурентноспособным на европейском рынке, была существенно сокращена, а конкурентноспособные отрасли промышленности, применяющие высокие технологии, поощрялись. Чтобы хоть как-то справляться с энергетическими проблемами, созданными повышающимися ценами на нефть, было ускорено строительство атомных электростанций. Ради сохранения жизненноважных для Франции источников нефти министерство иностранных дел было вынужденно занять про-арабскую позицию. Однако дальнейшее продолжение роста цены на нефть опрокинуло многие экономические расчеты Барра. Кол-во частных инвестиций, как ожидалось, не увеличивалось, внешняя торговля оставлась в дефиците, а инфляция и безработица продолжали находиться на высоком уровне. Президентство Франсуа Миттерана
В 1981 после победы социалистов на выборах Франсуа Миттеран сменил Жискара на посту президента Французской Республики и назначил премьер-министром Пьера Моро. Заменив многих министров из правительства предшественника, Миттеран с новым кабинетом национализировали главные банки и индустриальные фирмы, повысили налоги, расширили социальные пособия, увеличили число общественных рабочих мест, отменили смертную казнь и в значительной степени децентрализовали префектурную систему администрации, установленную еще Наполеоном. В 1982 и 1983 экономический спад и неэффективная работа государственных предприятий на протяжении 1982 и1983 годов вынудили правительство девальвировать национальную валюту. В июле 1984 Миттеран сделал перестановки в правительстве, но коммунисты, державшие четыре портфеля в предыдущем кабинете, отказались участвовать в новом. Лоран Фабиус в возрасте 37 лет стал самым молодым премьер-министром во французской истории. В 1986 , после того, как партии правого крыла одержали трудную победу на выборах в Национальное Собрание, Миттеран выдвинул нового премьер-министра-Жака Ширака, основателя консервативной Партии Объединения во имя Республики(RPR)и мэра города Парижа. В первый раз с 1958 года противостоящие партии оказались у руля страны. На президентских выборах 1988 года Жак Ширак проиграл выборы Миттерану и потерял пост премьер-министра. Новым главой правительства стал социалист Мишель Рокар.
После того, как Франция не сумела при помощи дипломатических ходов заставить Ирак звывести свои войска из Кувейта в 1990 году, французские вооруженные силы в составе международных сил коалиции приняли участие в войне в Персидском Заливе.
В мае 1991 , когда Рокар ушел в отставку , Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой женщиной - премьером Франции. Крессон - откровенно спорная политическая фигура вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 после поражения социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии консерваторов. Союз во имя Республики, коалицияRPRШирака, Союз во имя Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и несколько небольших консервативных партий выиграли 484 места в Парламенте, социалистам же достались лишь 54 места. По результатам выборов президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, членаRPR. В мае 1993 года ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура, показала, что прежний премьер-министр Береговой или неумело справлялся с экономикой , или намеренно вводил в заблуждение французов относительно экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный реальный дефицит бюджета оказался намного выше , чем многие думали ранее. Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опастности планы страны по вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь Европейский Союз, илиEU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство.
Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993 года, собрав 45 процентов голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее союзники набрали лишь 29 процентов. Национальные проблемы и отношение к иммиграции
Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994 как часть подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило предписания, направленые на ограничениеношения религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из школ, когда отказывались снять свои паранжи, вызывая массовые протесты. В 1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция приступилак высылке из страны незаконных иммигрантов. В марте 1997 Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на платформе антииммиграции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5