Рефераты. Общественный и государственный строй Древней Спарты - (реферат)

p>Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков. [21 Колобова К. М. Древняя Спарта в X IV вв. до н. э. ] Поселения периэков располагались в пограничных районах Спартанского государства, создавая естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами.

Среди самих завоевателей шел процесс имущественного расслоения. “Господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихся обременяли город, а все богатства перешли в руки немногих” [22 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ]Ахейская знать, вошедшая в состав спартанского государства, владела большими богатствами, прежде всего золотом и серебром. Дорийская верхушка в процессе завоевания должна была тоже обогатиться, сосредоточив в своих руках большую часть военной добычи. Плутарх, рассказывая о реформах Ликурга, пишет: “.... он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету .... ” [23 там же ] После реформ проведенных Ликургом: “зажиточные граждане потеряли все свои преимущества, поскольку богатству был закрыт выход на люди.... ” [24 Плутарх Сравнительные характеристики : В 3-х т. ] С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти. [25 Колобова К. М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н. э. ] Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской общины. “.... Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла.... ”. [26 там же] В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу, выводится колония на остров Феру. Геродот описывает колонизацию довольно подробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами, поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родных земель. “.... лакедемоняне решили принять минийцев .... дали им земельные наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе в жены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдали замуж за лакедемонян. Спустя немного времени минийцы стали держаться высокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другие недостойные поступки”. (IV, 146 - 147) [27 Геродот История в 9-ти книгах. ] Но кроме пришлых племен в колонизации участвовали и “.... люди из разных спартанских фил.... ” [28 Геродот История в 9-ти книгах. ] Но колонизация не решила всех проблем. Примерно в то время была проведена реформа, приписываемая также Ликургу, полумифическому правителю и герою Спарты (по легенде, приведенной Плутархом, пифия в Дельфах назвала его“боголюбезным, скорее богом, нежели человеком”. (V)) [29 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ]. Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на “обы”. “Разделить народ на филы и обы” [30 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ](VI) - гласил дельфийский оракул. Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на“обы”, в основе которого лежал территориальный принцип. Вся территория Лаконии разделилась на большое количество “обов”, представлявших собой небольшие административно - территориальные округа. Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков (“комай”). Которые так и не образовали единого целого. Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению Спарты как рабовладельческого полиса.

Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация. [31 Берг А Социальные движения в древней Спарте. ] Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.

Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.

Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться“Общине равных” схожих по материальному положению граждан. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в тоже время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

Таким образом, в результате завоевания в спартанском обществе классического периода (VII - V вв до н. э. ) сложилось три основные класса. Класс порабощенного населения - илотов, положение которых отличалось от положения рабов в других полисах с точки зрения экономической, но в политическом отношении соответствовало.

Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов.

Аристократическая “община равных”, не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель“равных”- завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами.

    Политический строй государства Спарта
    Царская власть

В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в“музее исторических окаменелостей” , по выражению К. М. Колобовой. Государственными институтами Спарты являлись:

    апелла - собрание граждан полиса.
    герусия - совет старейшин.
    эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
    два архагета - царя.

В Спарте классического периода (VII - V вв до н. э. ) сложилась своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении “О законе и справедливости”считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии. [32 Андреев Ю. В. Спартанские “всадники” // ВДИ. ] Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись“верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: “.... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника.... ” [33 Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова ] Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

“Особые же почести и права спартиаты передоставляли своим царям вот какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны. (VI, 58) [34 Плутарх Сравнительный жизнеописания: В 3-х т. ] В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара.... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания. (VI, 51-60) [35 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ] Ксенофонт в “Лакедемонской политии”описывает примерно ткие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. “При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени ... клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте.... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев. ” [36 Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова. ] В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам. “Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности).... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов.... каждый имел 2 голоса”. [37 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ] Однако Фукидид считает неправильным представление о том, что лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению давался на самом деле 1 голос. (I, 20)

В герусии цари председательствовали. “Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям.... после них - старцами - геронтам.... ” [38 Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. ] Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. [39 Колобова К. М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н. э. ] Кроме того, им полагались описанные выше приношения “от народа”: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т. е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины. [40 Колобова К. М. Древняя Спарта в Х -IV вв. до н. э. ] Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.