Рефераты. Ответы на экзаменационные вопросы по истории - (шпаргалка)

p>Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г. ) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

    15. Причины образования государства у восточных славян.
    Мы застаём восточных славян в
    VII и VIII вв. на походе, в состоянии всё усиливавшегося
    общественного разложения. Образовавшийся между ними
    на Карпатах военный союз распался на составлявшие его
    племена, племена разложились на роды, даже роды начали
    дробиться на мелкие дворы, или семейные хозяйства,
    какими эти славяне стали жить на днепровском новоселье.
    Но здесь под действием новых условий завязался среди
    них обратный процесс постепенного взаимного
    сцепления; только связующим элементом в новых
    общественных построениях служило уже не чувство
    кровного родства, а экономический интерес, вызванный к
    действию свойствами страны и внешними
    обстоятельствами. Южные реки равнины и наложенное со
    стороны иго втянули восточных славян в оживлённую
    внешнюю торговлю. Эта торговля стянула разбросанные
    одинокие дворы в сельские торговые средоточия, погосты,
    потом в большие торговые города с их областями. Новые
    внешние опасности с начала IX в. вызвали новый ряд
    переворотов. Торговые города вооружились; тогда они из
    главных складочных пунктов торговли превратились в
    политические центры, а их торговые округа стали их
    государственными территориями, городовыми областями;
    некоторые из этих областей сделались варяжскими
    княжествами, а из соединения тех и других образовалось
    великое княжество Киевское, древнейшая форма Русского
    государства. Такова связь экономических и политических
    фактов в нашей начальной истории: экономические
    интересы последовательно превращались в общественные
    связи, из которых вырастали политические союзы.
    16. Проекты и попытки реформ Александра 1.
    Александр I взошел на российский престол, намереваясь
    осуществить радикальную реформу политического строя
    России путем создания конституции, гарантировавшей
    всем подданным личную свободу и гражданские права. Он
    сознавал, что подобная “революция сверху” приведет
    фактически к ликвидации самодержавия и готов был в
    случае успеха удалиться от власти. Однако он также
    понимал, что нуждается в определенной социальной
    опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было
    избавиться от давления как со стороны заговорщиков,
    свергнувших Павла, так и поддерживавших их
    “екатерининских стариков”. Уже в первые дни после
    воцарения Александр объявил, что управлять Россией
    будет “по законам и по сердцу” Екатерины II. 5 апреля
    1801 был создан Непременный совет —
    законосовещательный орган при государе, получивший
    право опротестовывать действия и указы царя. В мае того
    же года Александр внес на рассмотрение совета проект
    указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены
    Совета дали понять императору, что принятие подобного
    указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому
    государственному перевороту. После этого Александр
    сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу
    своих “молодых друзей” (В. П. Кочубей, А. А.
    Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко
    времени коронации Александра (сентябрь 1801)
    Непременным советом были подготовлены проект
    “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу
    жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских
    прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная
    безопасность, гарантия частной собственности и т. д. ),
    проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет
    продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа
    крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В
    ходе обсуждения проектов обнажились острые
    противоречия между членами Непременного совета, и в
    результате ни один из трех документов обнародован не
    был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи
    государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее
    рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению
    20 февраля 1803 указа о “свободных хлебопашцах”,
    разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и
    закреплять за ними землю в собственность, что впервые
    создавало категорию лично свободных крестьян.
    Параллельно Александр осуществлял административную
    реформу и реформу образования.
    Второй этап реформ
    В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус
    власти и стал находить преимущества в самодержавном
    правлении. Разочарование в ближайшем окружении
    заставило его искать опору в людях, лично ему преданных
    и не связанных с сановной аристократией. Он приближает
    к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де
    Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.
    Сперанского, которому Александр поручил разработку
    нового проекта государственной реформы. Проект
    Сперанского предполагал фактическое преобразование
    России в конституционную монархию, где власть государя
    была бы ограничена двухпалатным законодательным
    органом парламентского типа. Реализация плана
    Сперанского началась в 1809, когда была отменена
    практика приравнивания придворных званий к
    гражданским и был введен образовательный ценз для
    гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден
    Государственный совет, заменивший Непременный.
    Предполагалось, что изначально широкие полномочия
    Государственного совета будут затем сужены после
    учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в
    Государственном совете обсуждались предложенные
    Сперанским планы финансовой, министерской и
    сенатской реформ. Реализация первой из них привела к
    сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было
    завершено преобразование министерств. Между тем сам
    Александр испытывал сильнейшее давление придворного
    окружения, включая членов его семьи, стремившихся не
    допустить радикальных реформ. Определенное влияние на
    него, по-видимому, оказала и “Записка о древней и новой
    России” Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод
    императору усомниться в правильности избранного им
    пути. Немаловажное значение имел фактор и
    международного положения России: усиливавшееся
    напряжение в отношениях с Францией и необходимость
    подготовки к войне давали возможность оппозиции
    трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как
    антигосударственную, а самого Сперанского объявить
    наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что
    склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший
    в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.
    17. Просвещённый абсолютизм Екатерины 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.