Рефераты. Петровская революция. Век Просвещения - (книга)

p>Важно понять , что Просвещение –необходимая ступень в культурном развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни . Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно, это интернациональное движение , хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время .

Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду блестящих мыслителей , среди которых были Ф. Вольтер (1694 1778) , Д. Дидро(1713-1784), Ш. Монтескье(1689-1755), Ж. -Ж. Руссо(1712-1778). Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. Нередко они становились достоянием масс и особенно ярко это проявилось в годы английской, американской и французской революций . В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии , в первую очередь , идеи“естественного права”. Уясните для себя сущность этих идей. 1. Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом. 2. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями .

3. Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того, чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей .

4. Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе, не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом , английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : “Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь .... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству. ” Эпоха Просвещения пронизана рационализмом . В западноевропейской мысли он проявился ещё в средние века . Однако тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным . В восемнадцатом веке возник атеизм , отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление , что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, общество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам .

В годы английской революции оформилась мысль о том , что государственная власть - результат общественного договора , заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора . В частности , Ж. -Ж. Руссо в своём знаменитом трактате“Об общественном договоре ”противопоставил современное общество естественному первобытному состоянию , при котором люди были равны . Гармония была нарушена , когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе .

Однако условия общественного договора , по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном–в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны , богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей. Отсюда , теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени , а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением . Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка : он установлен не Богом , а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни . Следовательно , государственный строй можно и должно изменять , совершенствовать. Как и в“золотом веке”, будущее общество должно основываться на принципе равенства . Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде .

Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш. Монтескье “О духе законов”. Отдавая предпочтение республиканской форме правления , он не видел возможности в современных государствах для её становления. Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии , в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям , а суд независим от администрации . Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей . Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления , они вовсе не считали, что революция—лучший способ решения вопроса .

Насилию они противопоставляли духовное просвешение народа и правителей. С этой целью была создана“Энциклопедия наук, искусств и ремёсел ”, многотомный труд, который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж. Д’Аламбера . Она давала новую систему представлений о мире, демократических правах и свободах граждан.

Однако, жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании . Английская , американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII , и в XIX вв. (Н. Новиков, Д. Фонвизин , А. Радищев , декабристы) .

Подумайте, почему идеи просветителей оказали влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому , что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя , просветители внедряли в сознание человека мысль о том , что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли вы с этим ?

Далее вам предстоит изучить развитие , итоги и значение таких выдающихся событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789-1794 гг. Они явились продолжением эпохи Просвещения , попыткой претворить её идеалы в жизнь. В качестве пособия прочитайте соответствующие разделы учебника“Всемирная история” под редакцией академика Г. Б. Поляка, профессора А. Н. Марковой (М. ,изд. “ЮНИТИ”, 1997), а также документы хрестоматии : Декларацию Независимости Соединенных штатов Америки 4 июля 1776г. ; Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. (док. №7, 8 )

Обратите внимание , что первые поселения британских колонистов возникли в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и торговли , а также первые мануфактуры . 9/10 всего населения были заняты в сельском хозяйстве . Активно развивалось фермерство . Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли , становились независимыми собственниками земли . Американская революция устранила слабые ростки феодализма в колониях , открыла путь для быстрого наращивания потенциала мо-дернизации . Подумайте, в чём разница между Россией 18 века и будущими США? Имейте ввиду, что в североамериканских колониях феодальные отношения не имели глубоких корней. Кроме того, колонисты принесли с собой не только демократические традиции , которые веками вырабатывала английская парламентская система , но и передовые методы хозяйственной деятельности .

4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Автором Декларации был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон, ученик и последователь французских просветителей . Прочтите в хрестоматии этот документ. Обратите внимание на те положения , где обосновываются права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан : “Мы считаем очевидными следующие истины : все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами , к числу которых принадлежат : жизнь , свобода и стремление к счастью . Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели , то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти , какие, по мнению этого народа , всего более могут способствовать его безопасности и счастью”.

Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени , когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством , политическим бесправием и средневековой косностью. В 1787 г. была принята федеральная Конституция США , в которой впервые было сформулировано“ Народ Соединенных штатов ”.

Конституция признавала : 1. Независимость 13 штатов . Одновременно признавалась сильная федеральная власть . 2. Конгресс становился законодательным органом . Исполнительная власть осуществлялась президентом . 3. Верховный суд состоял из несменяемых, пожизненно избираемых судей .

В ноябре 1791г. начал действовать принятый Конгрессом знаменитый билль о правах , содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласивший свободу слова , собраний , печати , неприкосновенность личности .

Таким образом , возникло государство с разделением властей в частном и в союзном устройстве штатов , гарантирующее политическое равенство граждан , верховенство личной свободы , веротерпимость, ответственность власти перед обществом.

Результат Великой Французской революции был иным. В ходе ее революционные силы радикализируются и усиливаются настолько, что монархия сначала преобразуется в конституционную монархию, затем был казнен король Людовик ХУI и провозглашена республика, сменившаяся в свою очередь якобинской диктатурой . Цель последней насильственными методами утвердить принципы свободы, равенства, братства. Путь к счастью через революционное насилие привел к террору, личной диктатуре, самоизоляции страны и , наконец, к антиякобинскому перевороту. В конечном итоге - к утрате иллюзий века Просвещения. Его главная тема - мир познаваем и может быть управляем разумом - оказалась величайшим достижением и величайшим заблуждением эпохи. В 1804 г. Франция была провозглашена империей и вскоре Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя. И тем не менее традиционное общество рухнуло - исчезли и абсолютизм, и неравенство сословий, и засилие католицизма. Империя усвоила достижения революции. Аристократия утратила власть. ’’Гражданский кодекс’’Наполеона 1804 года закрепил принцип частной собственности и свободы частного предпринимательства. Наполеон на’’штыках’’принес Европе этот кодекс, изменив ее совершенно. Выбор варианта перехода к новому индустриальному обществу в ХIХ столетии зависел от успешного или неудовлетворительного усвоения уроков Великой Французской революции. В процессе самостоятельной работы по этой теме Вы должны уяснить ее общеевропейское и всемирно-историческое значение. Она не только уничтожила феодально-абсолютистский порядок во Франции, но и потрясла его основы в других странах, ускорив развитие капитализма. Обратите внимание на следующие итоги Великой Французской революции:

1. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Прочитайте в этой связи в Хрестоматии Декларацию прав человека и гражданина, принятую Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. Обратите внимание и дайте свое толкование следующих положений Декларации:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.