Рефераты. Политико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства - (реферат)

Политико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Московский государственный индустриальный университет
    (МГИУ)
    Реферат
    на тему

Политико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства. Учение о законе и благодати Илариона.

    Выполнил:
    Студентка
    группы
    ПК7Ю29у
    Ефимкина Т. В.
    Проверил:
    Преподаватель
    г. Петропавловск-Камчатский
    1999 г.
    СОДЕРЖАНИЕ.
    1. Введение. 1
    2. Основная часть.

2. 1 Образование раннефеодального государства. Крещение Руси. 2 2. 2 Жизнеописание митрополита Илариона. 9

2. 3 “Слово о Законе и Благодати” Илариона. 14 3. Заключение. 17

    4. Список литературы. 18

Всемирная история политических и правовых учений –одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к будущему люди всегда обращались (и будут обращаться) к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.

Историю политико-правовых учений Древнерусского государства условно можно разделить на два этапа. I этап (X-XII в. в. ) характеризуется разработкой внешнеполитических проблем, таких как независимость государства, вопрос происхождения государственной власти, выбор курса (мирный–не мирный) внешней политики и т. д. II этап (XIII-XVI в. в. ) охарактеризуется как этап решения внутренних политических проблем.

Генезис русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства. В XI-XII в. в. Древнерусское государство переживало свой культурный расцвет. Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление разнообразных исторических и правовых произведений самых разнообразных жанров.

Тема моего реферата “Политико-правовая мысль Древней Руси”. Учение Илариона “Слово о Законе и Благодати”. Свое произведение Иларион начинает с рассмотрения вопроса, связанного с крещением Руси. Вспомнив основные исторические факты по проблеме крещения Руси, нам станет понятно, почему Иларион посвящает целую главу этой теме. Поэтому свой реферат я начинаю с краткой истории Киевской Руси к началу X-XI в. в.

В отечественную культуру и науку Иларион вошел, прежде всего, как создатель знаменитого“Слова о законе и благодати” –историко-философского произведения исключительной глубины, утверждавшего равенство между всеми народами на земле, сформулировавшего патриотическую теорию всемирной истории, в которой почетное место отводилось Киевской Руси, предсказывалось великое и славное будущее древнерусскому народу. Некоторые специалисты полагали, что “Слово”написано и произнесено Иларионом перед князем Ярославом, его семьей и двором в Софийском соборе между 1037 и 1043 годами. Выдвинутая в последние годы С. А. Высоцким концепция, по которой Софийский собор был воздвигнут и расписан до 1032 года, позволяет несколько удревнить время создания творения Илариона. Но для историков и филологов личность Илариона особенно интересна иной стороной его творчества. Современные исследователи справедливо видят в нем одного из первых (если–не первого! ) отечественных летописцев. Поэтому есть основания более подробно остановиться на его жизни и деятельности.

После того, как в 1037-1039 годах был составлен Древнейший Свод, летописание в Киеве было прервано на четверть столетия и восстановлено Печерским Сводом 1073 года. Этот разрыв летописной традиции вполне связан с последствиями борьбы за замещение митрополичьей кафедры, о которой глухо, к сожалению, сообщает летопись. Речь идет об известном поставлении князем Ярославом в киевские митрополиты пресвитера дворцовой церкви в Берестове Илариона, автора“Слова о законе и благодати”. Под 1051 годом “Повесть временных лет”кратко сообщает об этом важнейшем событии, свидетельствовавшем о намерении древнерусского правительства получить церковную независимость от Византии. Митрополит был назначен без согласия константинопольского патриарха, которому формально подчинялась киевская метрополия : “Поставил Ярослав Илариона в митрополиты русского родом в церкви Святой Софии, собрав для того епископов”.

Продолжая эту летописную статью, Нестор объясняет, что Иларион имел отношение к основанию Киево-Печерского монастыря и принадлежал к кругу близких князю людей: “Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь тамошнюю, святых апостолов, и оказывал покровительство попам многим, среди которых был пресвитер именем Иларион, человек благостный, книжный и постник.... Выкопал он пещерку малую, в 2 сажени, и приходя из Берестового, отпевал там часы и молился богу втайне. Затем бог внушил князю мысль поставить его митрополитом в церкви Святой Софии, а пещерка эта так и осталась”. Эта скромная “пещерка” поможет нам проследить дальнейший жизненный путь Илариона. О том, что Иларион был единомышленником Ярослава и помогал ему в борьбе за политическую и идеологическую (церковную) независимость от Византии, имеется свидетельство в преамбуле одного из древнейших памятников русского права–Устава князя Владимира. В Уставе записано, что Ярослав вместе с митрополитом Иларионом осуществил реформу византийского церковного права с целью приспособления его к древнерусским условиям. Между тем, конкретные обстоятельства назначения“русака” Илариона митрополитом древнерусской церкви до сих пор нелестны. “Повесть временных лет”об этом умалчивает, а поздняя Никоновская летопись объясняет их следующим образом: “У Ярослава с Византией “брани” и нестроения быша”, он испытывал от греков “ вражду и лукавство”, поэтому совершенно законно, как считает летописец (“по священному правилу и уставу апостольскому”) князь посоветовался с русскими епископами и поставил Илариона в митрополию “Киеву и всей Русской земле”. Современные историки скептически относятся к тем известиям Никоновского Свода, которые не имеют аналогий в летописях древнерусского времени (Х11–Х111) Но в нашем случае его рассказ выглядит вполне правдоподобно. Ведь в 1043 году состоялся последний широкомасштабный поход Киевской Руси на Византию. Наши летописи наводят на мысль. Что Иларион тщательно готовился к войне и сознательно пошел на разрыв политических и церковных отношений с Византией, стремясь заполучить в союзники некоторые европейские государства. Однако поход на Царьград многочисленной рати во главе с его сыном Владимиром неожиданно для киевского князя окончился поражением. Ярослав не пал духом, тут же установил опасные для Византии отношения с Венгрией, Польшей, Германской империей. Поэтому византийское правительство вскоре после одержанной над войском Владимира победы вынуждено было пойти на попятный, прилагая энергичные усилия к новому сближению с Русью. Около 1046 года был подписан союзный русско–византийский договор в дальнейшем скрепленный браком любимого сына Ярослава Всеволода с дочерью императора Константина 1Х Мономаха Марией. Но на этом русско-византийский конфликт не был исчерпан. По-видимому, Ярослав, не удовлетворенный условиями соглашения с Византией, и не веря льстивым заявлениям ее дипломатов о мире и дружбе, стремился оградить себя от идеологической экспансии империи, следствием чего и явилось самовластное поставление киевским князем Илариона в общерусские митрополиты. Трудно объяснить, почему наши летописи замолчали, и деятельность Илариона в должности главы русской церкви и факт устранения его с митрополичьей кафедры не отражена.

После 1051 года – “поставления” Илариона в митрополиты “Повесть временных лет”и другие летописи вообще не упоминают о нем. Даже когда в 1054 году скончался князь Ярослав, митрополит не принимал участие в погребальной церемонии. Естественно, что многие историки пришли к выводу, будто Иларион скончался раньше Ярослава. Как бы там ни было, в 1055 году на Руси пребывал новый митрополит–Ефрем, надо полагать, поставленный византийским патриархом, грек по происхождению. Возможно, однако, Иларион просто был вынужден уйти со сцены общественно-политической жизни. Уйти с тем, чтобы через несколько лет вновь на нее вернуться; в ином качестве, и под другим именем.

Падение первого митрополита - русича в науке обычно связывают с окончательным замирением между Русью и Византией, санкционированном династическим браком дочери императора с сыном киевского властелина. С подобной версией можно согласиться. Данный брак должен был состояться в 1051-1052 годах, ведь в 1053 году, как свидетельствует пастор“у Всеволода родился сын от дочери царской - гречанки, и назвал его отец Володимер”. То был будущий выдающийся государственный деятель и полководец Владимир Мономах.

Итак, Иларион принесен в жертву международным государственным интересам. А что с ним произошло потом?

Еще в начале ХХ века ученые - летописеведы обнаружили стилистически идейное сходство между“Словом о законе и благодати”и древнейшей летописью 1037-1039 годов. (И. Н. Жданов, А. А. Шахматов) Д. С. Лихачев развил эту мысль, Приведя текстуальные совпадения между обеими памятниками и увеличив количество отмеченных его "“предшествующих”мест. Он показал, что главное сходство приходится на ту часть летописи, в которой говорится о распространенном росте христианства в Киевской Руси (а это один из основных сюжетов“Слова” Илариона).

Таким образом, можно считать почти доказанным, что Иларион создал, по меньшей мере, часть Древнего Свода, и видимо, мог быть редактором (автором) этого произведения. Действительно, кому, как не единомышленнику и ведущему идеологу древнерусского общества того времени, мог поручить великий князь киевский составление первой восточнославянской исторической летописи? Исключительно важная роль Илариона в основании летописания объясняет прекращение историко-научной деятельности на Руси на многие годы: к этому могло привести устранение сподвижника Ярослава с митрополичьей кафедры, =) и из идейно-политической жизни.

В истории летописания давно уже утвердилась мысль, что вторым составленным в Киеве сводом является Печерский 1073 года, названный так по месту создания. А. А. Шахматов, а вслед за ним М. Д. Приселков доказали, что деятельное участие в Печерском летописании начала 70 годов Х1 века принимал сподвижник основателей Печерского монастыря Антония и Феодосия Никон, в написанной летописцем Нестором“Житие Феодосия”почтительно названный Великим. Нестор изображает его в неутомимом труде над созданием книг (летописи? ): “Сидит, бывало, Великий Никон и пишет книги”. Его имя ставится “Житием”в один ряд с именами, прославленных в церковных кругах, Антония и Феодосия. Можно догадываться, что когда назрела политическая необходимость окончательного замирения с Византией, киевскому правительству пришлось пойти на уступки в идеологически церковном вопросе. А князю Ярославу довелось пожертвовать своим сподвижником и, быть может, близким другом Иларионом. Когда встала проблема устройства дальнейшей судьбы смещенного с митрополичьей кафедры Илариона, был найден“простой”выход: он принял схиму и стал монахом Никоном. Скорее всего, это произошло 7 ноября 1053 года. Подобная гипотеза впервые выдвинутая в начале ХХ века, представляется наиболее вероятной.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.