Рефераты. Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на Восточном фронте - (реферат)

p>Из этих данных видно, что враг уже не имел былого превосходства в боевой технике и вооружении. Они подтверждают также, что существовавшее в первые дни войны почти двойное превосходство противника в людях тоже было ликвидировано. Теперь силы сторон стали примерно равны. Поздней осенью 1942 г. воюющие стороны занимали на советско-германском фронте следующее положение. От Баренцева моря до Ладожского озера оборонялись 20-я немецкая армия и часть финских войск. Им противостояли Карельский фронт и 7-я Отдельная армия. К югу от Ладожского озера до района Холма находились остальные финские войска и немецкая группа армий “Север”. Перед ними действовали Ленинградский, Волховский и Северо-Западный фронты. От района Холма до Ливны оборонялась одна из сильных вражеских группировок— группа армий “Центр”, скованная войсками Калининского, Западного и частью сил Брянского фронтов. От Ливны до района западнее Астрахани действовала наиболее сильная группа армий “Б”, против которой оборонялись остальные силы Брянского фронта, Воронежский, Юго-Западньгй, Донской и Сталинградский фронты. На Северном Кавказе находилась группа армий “А”, остановленная в предгорьях Главного Кавказского хребта войсками Закавказского фронта.

    Соотношение сил сторон к концу 1942 года
    Силы и средства
    Советские
    Войска
    Войска
    противника
    Соотношение сил
    Люди
    1 015 300
    1 011 500
    1 : 1

Танки, штурмовые и самоходные орудия [? Учтены только средние и тяжелые танки]

    979
    675
    1, 4 : 1
    Орудия и минометы
    13 535
    10 290
    1, 3 : 1
    Боевые самолеты
    1 350
    1 216
    1, 1 : 1
    Реквием каравану PQ-17

Таким образом, на стороне советских войск ужеимелся перевес, хотя и незначительный. На фоне приведенных цифр, заметно что в случае прихода каравана полностью (или с незначительными потерями), перевес советских войск над немецкими достигал бы 2-х, а то и 3-х раз. Со всем уважением к союзникам, возникает вопрос, как можно объяснить приказ о расформировании конвоя? Вот он дословно: “КОМАНДИРУ ЭСКОРТА, КОМАНДУЮЩЕМУ ФЛОТОМ МЕТРОПОЛИИ –ОТ АДМИРАЛТЕЙСТВА. ВВИДУ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА НЕОБХОДИМО РАССРЕДОТОЧИТЬСЯ.... ”. То есть бросить караван. После войны английский историк Ирвинг напишет о том, что, в принципе, весь этот караван былловушкой для германского флота. И, действительно, в эскорте каравана шли корабли, превосходящиепо вооружению ударную группировку немецкого флота. Но как тогда можно объяснить приказ первого лорда Адмиралтейства Дадли Паунда? Возможно, объяснение кроется в следующем. Сперва предполагалось использоватьPQ-17 как ловушку для линейных сил противника. Об этом и пишет Ирвинг. Но союзники понимали, что в случае крупной победы советских войск под Сталинградом это будет коренным переломом войны на Востоке. Советские войска перейдут в решительное контрнаступление. А для того, чтобы не прослыть трусами, союзникам требовалось открытие второго фронта во Франции или на Балканах. Необходимо было потянуть время, задержать и советские и германские войска под Сталинградом. С другой стороны, надо было сделать так, чтобы победителем там оказалась Красная Армия. Поэтому союзники так спланировали конвой, чтобы уже на начальном этапе он понес большие потери. Как уже говорилось он былотвратительнозащищен от атак с воздуха, а в зоне конвоирования каравана союзниками, большинство атак немцев проводилось именно оттуда.

В принципе, можно поставить под сомнение даже тот факт, что ангичане вообще пытались уничтожить линейные корабли немцев. Ведь флагман германского флота“Тирпитц” внушал английскому “Домашнему флоту [9 Home Fleet (англ. ) – флот королевской метрополии, куда входили сильнейшие корабли английского флота]” панический ужас из-за однотипного “Тирпитцу” “Бисмарка”, потопленного анличанами 27 мая 1941 года. Вот художественное описание этого сражения.

“В глубоком Датском проливе, что огибает Исландию с севера, в канале между минным полем и кромкой пакового льда, на английском крейсере “Суффолк”работал радар. Экраны локаторов заранее отметили приближение гитлеровского флагмана. “Суффолк”по радиопеленгу наводил на цель корабли флота метрополии. Они подошли и вцепились в“Бисмарк” клыками своих орудий.

Огонь был открыт противниками почти одновременно с колоссальной дистанции. “Бисмарку” удалось сразу же поразить “Хууд”; броня линейного крейсера, принесенная в жертву скорости, пропустила через себя немецкий снаряд, и он лопнул внутри погребов. Адский взрыв потряс один из лучших кораблей британского флота — из 1 400 человек команды в живых остались только трое. Немцы немедля перенесли огонь на новейший линкор англичан “Дюк-оф-Уэллс”, и, сильно дымя, тот беспомощно отвернул в сторону. “Бисмарк”же имел два прямых попадания. Один из снарядов вскрыл в его носу обширные нефтехранилища, и теперь длинный жирный хвост тянулся по морю. Турбины в 138000 лошадиных сил, прокатывая гребные валы винтов, сейчас уносили“Бисмарк” от преследования курсом на зюйд. Подоспели британские крейсера и всадили в него первую торпеду. Огрызаясь огнем, “Бисмарк” уходил на Брест, и стрелки тахометров в его рубках указывали полное количество оборотов. К вечеру англичане опять настигли линкор, снарядами они разворотили ему надстройки.... Карта боя рисует поразительную дугу: обогнув Исландию и Британские острова, “Бисмарк” лежал теперь на курсе, прямом как стрела, — на Брест, только на Брест (уже дымилась его крупповская шкура, которую надо было спасать). А берлинские фанфары завывали на весь мир: радио Геббельса трубило о легкой победе над “Хуудом”, о той страшной угрозе, которая нависла теперь над Атлантикой — этой главной военной артерией англичан. И тогда Британское адмиралтейство бросило против “Бисмарка” самые значительные свои корабли. От баз метрополии отошли линкоры “Кинг Георг V” и “Родней”, авианосец “Викториуз”, крейсера, эсминцы, подводные лодки. От Гибралтара устремился в битву линейный крейсер “Ринаун”, от берегов Африки спешил линкор “Рамилиуз”, летели в океан авианосец “Арк Ройял”, крейсер “Шеффилд” и дивизионы эсминцев. Англичане хотели спасти престиж своего флота. Но они сами не заметили, что, бросая почти весь свой флот против одного линкора, они невольно теряли этот престиж. Самолеты-торпедоносцы, поднятые с палуб авиаматок, нанесли по “Бисмарку” удар, и удачный: наконец-то линкор захромал, гася свою предельную скорость. Дождевые шквалы забушевали над Атлантикой, и на рассвете 25 мая британские крейсера потеряли “Бисмарк”. Дальнейшие поиски его и погоня за ним быстро истощили топливные цистерны британских кораблей. “Принц Эйген” пропал за пеленою дождевой мглы. Вся ярость травли обрушилась на “Бисмарк”. Британские торпедоносцы в спешке свалили боевой груз на свой же крейсер “Шеффилд”, который с большим искусством увернулся от попаданий. Наконец одна из торпед заклинила рули на“Бисмарке”; при сильном шторме линкор развернуло лагом к волне, и турбины бешено выли от усилий котельных установок. Экраны локаторов на“Бисмарке” отмечали появление британских эсминцев еще за 10 миль — и огонь башен линкора отгонял их прочь. Насосы британских кораблей уже дохлебывали последние тонны горючего, когда “Бисмарк” сумел вторично оторваться от погони. Брест был уже недалек: казалось, еще немного, и спасение придет. Но над волнами пролетела косая тень британского“Норфолка” — эфир вздрогнул от призывов крейсера: “Он здесь, он тут, я его вижу.... ” И горизонт снова ожил. Башни линкоров дрогнули, орудия безжалостно и точно нащупывали цель. На дистанцию в 50 кабельтовых к “Бисмарку” подскочил “Родней”, и частыми залпами — в упор! — англичане лихо расстреляли его орудийные башни. Главная посудина Гитлера (искромсанная, пылающая, недвижимая) погибала, еще продолжая работать машинами, но орудия ее уже молчали. При погружении в воду раскаленные докрасна надстройки линкора окутались клубами шипящего пара, и это шипение скоро перешло в резкий протяжный свист. А в задраенной боевой рубке тонул обгорелый труп адмирала Лютьенса. Это произошло 27 мая в 11 часов утра в Атлантическом океане, всего в 400 милях от оккупированного немцами Бреста.... [10 Пикуль В. Реквием каравану PQ-17. М. , 1997, с. 14-15]” Союзный долг

В начале сентября из Исландии вышел конвой PQ-18 в составе 40 транспортов. В отличие от предыдущих конвоев, кроме непосредственного охранения, он имел мощное ближнее прикрытие, состоявшее из крейсера и 16 эсминцев, способное отразить атаку крупных кораблей. Впервые в конвой был включен авианосец, на борту которого имелось 12 истребителей и 3 противолодочных самолета. Как и раньше, советский флот осуществил специальную операцию. Командующий ВВС Северного флота располагал более чем 300 боевыми самолетами. Кроме того, на аэродромы в районе Кольского залива прибыли из Англии 24 торпедоносца. Гитлеровское командование использовало против конвоя 17 подводных лодок, 337 самолетов (в том числе 92 торпедоносца и 133 пикирующих бомбардировщика). 12 сентября первыми начали атаки подводные лодки. На другой день массированные атаки торпедоносцев и пикировщиков принесли успех немецким летчикам — было потоплено 8 судов. Атаки продолжались до 18 сентября и не принесли успеха противнику. Американский историк С. Морисон писал; “18 сентября конвой был обнаружен противником при входе в Белое море и безрезультатно атакован самолетами, летящими на средней высоте. В течение дня конвой подвергался атаке двенадцати самолетов “Хейнкель-111”, в результате чего было торпедировано и потоплено еще одно судно. Несмотря на уход авианосцев и других средств ПВО, действия германских самолетов не были такими дерзкими, как прежде. А четыре русских эскадренных миноносца - “Гремящий”, “Сокрушительный”, “Куйбышев”, “Урицкий”, присоединившихся к конвою 17 и 18 сентября, еще больше отбили у них. охоту к атаке”.

Англичане не без основания считали, что операция проведена удовлетворительно. Из состава конвоя немцам удалось потопить 13 транспортов (10— авиацией и 3 — подводными лодками) и 3 транспорта из встречного конвоя QP-14. В то же время немецкий флот и авиация получили должный отпор: были потоплены 4 подводные лодки и сбит 41 самолет. Кроме того, советская авиация уничтожила более 20 самолетов при ударах по аэродромам. Стало очевидно, что при усилении охранения противник не сможет прервать путь в северные порты СССР. Однако союзники, несмотря на приближение полярной ночи и уменьшение численности немецкой авиации, отказались посылать конвои, мотивируя занятостью кораблей к подготовке десантной операции в Северную Африку. 22 сентября Черчилль сообщил Рузвельту, что наступило время сказать, что конвойPQ-19 отправлен не будет и что до января конвои в Советский Союз вообще не будут направляться.

    Заключение

Вот на этом и заканчивается союзная помощь СССР. И время подвести итоги. Позиция союзников остается неясной по сей день. Были ли караваны приманкой для гитлеровского флота или чем-либо еще могут сказать только чиновники Уайтхолла. Для нашей же страны, в любом случае, будь приказ о расформированииPQ-17 ошибкой английского командования или заранее спланированной операцией, стоил, без сомнения, многие тысячи жизней. 50 миллионов унесла война и 30 млн. приходится на Россию. Можно ли было спасти многих, приди помощь вовремя? Да, считаю я. Особенно в первые месяцы войны, нашим солдатам так не хватало техники. Когда на пожертвования колхозов, церквей страна строила несколько лишних танков, 1 союзный транспорт–это 10 эшелонов с оружием. Прекращение потсавок после 1942 года было вполне логичным мероприятием–нашим войскам техника требовалась в меньшей степени, а вот союзники, высадившись в Нормандии, гораздо острее нуждались в ней. Именно поэтому в нашей печати тема конвоев занимает такое место. Идя на поводу своих политических амбиций, Великобритания и США позволили умереть тысячам, а, быть может, и миллионам бойцов в первый год войны. И это не забудется никогда.

    Список использованной литературы

Басов А. В. Советский флот на защите социализма. М. , 1985, с. 223 Горшков С. Г. Морская мощь государства. М. , 1979, с. 416

    Ирвинг Д. Разгром каравана PQ-17. М. , 1971, с. 381

Курасов В. В. Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945. Краткая история. М. , 1970, с. 630

Кынин Г. П. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы. М. , 1983, т. 1-2

    Пикуль В. С. Реквием каравану PQ-17. М. , 1997, с. 587

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.